Алешин Л.И.

МТБ библиотек – учебный интегрированный курс

В 2007 году в материалах «Скворцовских чтений» в МГУКИ были опубликованы мои тезисы под названием «В. В. Скворцов и материально-техническая база библиотек». Просматривая их, прихожу к выводу, что тема «МТБ библиотек» не потеряла своей актуальности. Однако здесь мне хотелось бы отразить другие ее аспекты.

Напомню, что МТБ библиотек является комплексной (можно сказать интегрированной) дисциплиной (курсом), включающей такие отдельные предметы (дисциплины), как: Проектирование зданий библиотек, Инженерная инфраструктура, транспорт и мебель в библиотеке, Автоматизация в библиотеке и Проектирование автоматизированных информационных систем для библиотек, Аудиовидеотехнические средства в библиотеке, Безопасность в библиотеке, Телекоммуникации в библиотеке и Копировально-множительная техника в библиотеке. Кроме двух последних, все эти учебные пособия вышли из печати.

Не вызывает сомнений, что изучать эти дисциплины необходимо не только обучающимся библиотечным, но и информационным специальностям и специализациям в ссузах и вузах страны. Поэтому обучающиеся должны быть обеспечены всей, необходимой им, учебной литературой.

Очевидно, что для эффективного изучения любой, особенно связанной с различными техническими средствами, дисциплины необходимы три составляющие:
1. Обеспечение обучающихся соответствующей учебной и учебно-методической литературой.
2. Наличие необходимого количества профессорско-преподавательских кадров.
3. Использование реальных и виртуальных технических средств и устройств, способствующих получению практических навыков.

В данном случае в основном рассматривается первая составляющая.

Чтобы разработать и выпустить такое количество учебных пособий требуется от 5 до 10 лет. Если внимательно посмотреть на отечественную учебную и учебно-методическую литературу, связанную с материально-технической базой библиотек, то так оно и есть. При этом из перечисленных выше дисциплин Телекоммуникации в библиотеке и Копировально-множительная техника в библиотеке вероятнее всего появятся в 2009–2010 гг.

Понятно, что за такой срок, особенно в данной сфере, эти пособия в значительной степени устаревают. Что же делать?

Пожалуй, известно три основных варианта актуализации учебных пособий.

Первый из них связан с периодическим переизданием учебных пособий. Обычно до выхода из печати подготовленного авторами учебника или учебного пособия проходит не менее одного года. Причём уже к его появлению некоторые, отраженные в нем аспекты, устаревают. Таким образом, это небыстрое и недешевое мероприятие.

Второй вариант подразумевает создание учебных пособий на компакт-дисках. В последние годы своей жизни В. В. Скворцов активно пытался реализовать это направление. Ему удалось создать один диск по Библиотековедению, а второй диск , посвященный Техническим средствам библиотечно-библиографической деятельности, – он не успел доработать и издать.

Очевидно, что на одном компакт-диске (CD) можно разместить не только собственно учебные и учебно-методические, но и различные дополнительные материалы по конкретной дисциплине, а на DVD – и рассматриваемый здесь интегрированный курс. Кроме того, подобный диск можно более оперативно создать силами профессорско-преподавательского состава одного или нескольких учебных заведений. Тиражирование компакт-дисков занимает мало времени и может производиться поэтапно – не только при выходе такого диска, но и в последующем, если окажется, что необходимы дополнительные экземпляры. При необходимости, компакт-диски можно обновлять ежегодно, к началу соответствующего учебного года или семестра.

Хорош этот вариант и тем, что на основе имеющихся на компакт-диске электронных материалов можно организовать и дистанционное обучение. К другим достоинствам такого варианта относятся: малые размеры диска, возможность оперативно обновлять учебные материалы, использовать аудио и аудиовизуальные основные и дополнительные учебные материалы, например, аудио и (или) видеолекции, мультимедийные материалы и др. Однако создать такой компакт-диск сложнее. Причем в этом случае следует отметить и некоторые неудобства: затруднительно пользоваться материалами на компакт-диске в пути и в других подобных ситуациях, поскольку необходимо иметь соответствующие переносные устройства. При этом далеко не все обучающиеся в настоящее время имеют необходимые настольные и переносные технические средства, позволяющие работать с компакт-дисками и даже флэш-памятью.

Наконец, третий, промежуточный (комбинированный), вариант. Он подразумевает оперативное использование и обновление компакт-дисков (как отмечалось во втором варианте) и периодический (не реже, чем раз в 3–5 лет) выпуск печатных изданий. Очевидно, что такой вариант можно считать наиболее оптимальным для обучаемых, но достаточно трудоемким для авторов соответствующих учебных дисциплин.

В каждом конкретном случае учебное заведение должно самостоятельно принимать наиболее оптимальное и эффективное для него решение.

Предпочтительно выбрать третий вариант, но для этого должны присутствовать все необходимые составляющие, и в первую очередь, профессорско-преподавательский состав, способный организовать практически постоянную работу в данном направлении. Конечно, для ее проведения можно и нужно привлекать способных студентов и аспирантов.