Алешин Л.И.

АУДИО + ВИДЕО В БИБЛИОТЕКЕ

(выдержки из статьи)

Современные библиотеки – информационные, культурно-просветительские, а порой и научно-исследовательские учреждения, социальные институты информации, культуры, науки, досуга. Их сотрудники должны не только иметь различные технические средства и современных технологий, но и уметь их грамотно использовать, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий.

Аудиовизуальные технические средства – устройства для записи, воспроизведения, проецирования и отображения и полноценного использования зрительных, звуковых и зрительно-звуковых материалов. Аудиовидеотехнические материалы – документы, содержащие текстовую, звуковую, изобразительную или изобразительно-звуковую информацию, которая воспроизводится с помощью технических средств (видео- и магнитных лент, оптических дисков, слайдов, кинолент и др.). В ГОСТе 7.69-95 под аудиовизуальным документом понимается документ, содержащий изобразительную и (или) звуковую информацию, воспроизведение которой требует применения соответствующего оборудования. Эти средства и материалы используют, ориентируясь на пять основных принципов:

● обеспечение безопасности деятельности и дальнейшего развития библиотеки;

● сохранение оригинальных носителей (доступ к ним через “контрольный центр”, а не путём манипуляции самих читателей);

● учёт исследовательских потребностей;

● интеграция их в автоматизированную систему библиотеки;

● экономия средств.

Аудиовизуальные информационные материалы расширяют возможности изобразительной и словесной форм наглядности, позволяют делать восприятие рациональным и целенаправленным элементом организованного познания. Общеизвестно, что более 80% сведений человек получает на основе зрительного восприятия, а остальные – посредством слухового восприятия. С помощью органов слуха человек запоминает 10% речевой (вербальной) информации, а посредством зрения – 25% видимой (визуальной) информации. Совместное их воздействие обеспечивает более 65% запоминания.

Аудиовизуальное обслуживание в библиотеке подразумевает применение в ней аудиовизуальных материалов как в массовых, так и в индивидуальных формах для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

………………………………………….

Аудиовизуальные средства используются и для повышения квалификации библиотекарей и библиографов, знакомства их с новыми информационными технологиями. Кроме того, они способствуют более эффективному осуществлению функций библиотеки. Это обстоятельство послужило основанием для организации в библиотеках аудиовизуальных служб, предназначенных для выполнения операций по формированию аудиовизуального фонда в соответствии с задачами, целевым и >читательским назначением библиотек.

Для хранения различных аудиовизуальных документов создаются специальные фонды, представляющие часть библиотечного фонда. Они состоят из документов, содержащих звуковую, изобразительную или изобразительно-звуковую информацию, воспроизведение которой возможно при помощи специальных технических средств. Места хранения отдельных носителей аудиовидеоинформации в библиотеках получили названия: арттека (артотека) и изотека – фонд произведений искусства, фонотека (дискотека) и сонотека – фонд звуковых материалов, диатека – фонд визуальных материалов, фототека – коллекция фотоматериалов, фильмотека или кинотека – собрание киноматериалов, видеотека – коллекции видеофильмов, медиатека – объединение бумажных носителей, картин, фонограмм, диафильмов, видео- и кинофильмов, электронных носителей и мультимедиа и др. Их задача – максимальное удовлетворение запросов и требований пользователей, организация их досуга и развитие творческого начала в людях, ведение информационной и массовой работы.

Аудиовизуальные материалы (грампластинки, магнитные фонограммы, диаматериалы, микрофильмы и др.) библиотеки страны стали целенаправленно собирать с 1960-х г.

………………………………………………..

Ныне, в эпоху фатальной компьютеризации, отношение к аудиовидеотехническим средствам, в традиционном их понимании, значительно изменилось. С одной стороны, они почти везде, в том числе и в специальной литературе, преданы забвению. С другой, – компьютерные системы предоставляют новые возможности использования этих средств (мультимедиа технологии). Современные аудиовизуальные средства ориентируются на использование компьютерных технологий.

………………………………………………..

Современные технологии принесли с собой и новые названия, которые ещё не получили однозначного и точного толкования. Так,термин “мультимедиа” первоначально в середине 1980-х г. понимался как документ, имеющий одновременно два или более носителей, например, текст и аудиовизуальный материал. Затем, с конца 1980-х г., так стали называть носители информации, синтезированные посредством компьютера. В терминологическом словаре по библиотечному делу (1997 г., С.71) под термином “мультимедиа” понимаются аудиовизуальные документы?!

………………………………………………

Не менее важно понятие “медиатека”. Термин “медиа” (лат. “media”) означает коммуникативные средства и среды, используемые для передачи знаний. К ним относятся изображения, речь, печатные оттиски, радио, телевидение, различные носители данных (грампластинки и компакт-диски, магнитофонные и видео кассеты и др.).

Некоторые специалисты считают, что это специальные помещения, в которых хранятся, выдаются, принимаются и иногда прослушиваются (просматриваются) аудиовидеоматериалы, например, читальный зал, оборудованный специально для комплексного использования аудиовизуальных материалов и машиночитаемых носителей информации. Другие полагают, что это залы (классы) только с компьютерами, оборудованными устройствами мультимедиа (желательно с выходом в Интернет) для работы с ними читателей. Третьи утверждают, что материалы на различных носителях образуют медиатеку. Они “не группируются в одном месте, но рассредоточены по нескольким залам (зал периодики, общий и детский читальные залы). (Ж. Гаскюэль) Последнее мнение, на наш взгляд, более правильно, хотя и не полностью раскрывает понятие “медиатека”. Во Франции “медиатекой” обычно называют библиотеку, предоставляющую пользователям печатные издания, видеофильмы, машиночитаемые носители и другую оперативную информацию. Примером такой библиотеки в Германии является Штутгартская медиатека. Есть основания полагать, что медиатека – прообраз современной общедоступной библиотеки будущего. В терминологическом словаре по библиотечному делу медиатека определяется, как организация или служба, в обязанности которой входит сбор, хранение и представление пользователям аудиовизуальных материалов (1997, С.66) Отечественный специалист Л. Никанорова пишет, что из традиционной библиотеки их ЦБС постепенно превращается в современную медиатеку (Библиотека, 2001, №1.-С. 37-38).

Под термином “медиатека” будем понимать различные помещения библиотеки, оборудованные необходимыми техническими устройствами и библиотечный фонд, объединяющий различные виды носителей информации. Практически подавляющее большинство библиотек может быть названо таковыми, так как ещё в начале 1970-х г., когда стали появляться аудио-, видео-, а затем и электронные машиночитаемые носители информации, в их фондах имелись картины, грампластинки, различные микроносители и др.

Кроме того, библиотеки всё чаще начинают выполнять функции учебных заведений. Так, в них можно получить CD-ROM с учебными материалами и работать с ними непосредственно в библиотеке. В библиотеках организуются и проводятся учебные курсы по освоению компьютерных технологий и программ, получению навыков работы с Интернет, изучению иностранных языков и др. С этой целью создаются специализированные читальные залы для работы с аудиоданными, видеоматериалами и компакт-дисками, места пользователей для работы в различных читальных залах с мультимедийной информацией, используется оборудования чтения микроформ, и даже лингафонные залы, например, в ЦГПБ им. В.В. Маяковского (СПб).

Для описания аудиовизуальных материалов в 1984 г. был разработан ГОСТ 7.40-82 “Библиографическое описание аудиовизуальных материалов”, а в 1995 г. ГОСТ 7.69-95 “Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения”.

Для машиночитаемой информации, применяемой в ЭВМ, в большинстве стран мира используются специальные поля MARC-подобных форматов (USMARC – разработка Библиотеки конгресса США, RUSMARC – ряда ведущих библиотек России, UNIMARC – коммуникативный формат обмена MARC-подобными библиографическими данными). Эти стандарты – универсальные форматы для машиночитаемых каталогов США и России, а также для обмена библиографическими данными между различными странами соответственно.

……………………………………………..

К средствам аудиовизуальной информации могут быть отнесены: магнитофоны, диктофоны, проигрыватели, плейеры, мультимедийные компьютеры, видеомагнитофоны, видеокамеры, телевизоры, проекционное и др. вспомогательное оборудование, информационные табло и т.д.

К сожалению, данной проблеме в нашей стране уделяется непростительно мало внимания, что подтверждается анализом публикаций в профессиональных периодических изданиях и трудах различных библиотечных конференций за последние 5 лет. Государственная политика в отношении аудиовизуальной информации (АВИ) и средств её хранения, сохранения и использования не определена. В тоже время рынок продуктов и услуг АВИ достаточно разнообразен и имеет устойчивые тенденции к расширению её номенклатуры и тиражей. Нет и организаций, которые бы доводили до библиотек информацию об имеющихся аудиовизуальных носителях, их содержании и т.п. Разве, что инициативная работа ЦБС "Киевская" (Москва) в области описания значительного количества CD-ROM выпускаемых в основном в России. …………………

Между тем подготовка и проведение различных мероприятий с применением аудиовизуальных технических средств является сложным и ответственным делом, требующим учёта психолого-педагогических проблем, методики использования и правил эксплуатации технических средств. Эти средства ориентированы на: массовые групповые мероприятия (концерты, встречи, беседы, “круглые столы”, лекции, обзоры, коллективные просмотры и прослушивания, выставки и др.); дифференцированное мелкогрупповое или индивидуальное обслуживание (информирование, ознакомление с библиотекой, прослушивание звуковых записей, просмотр диапозитивов, видеофильмов и др.); сопровождение выставок и информирование общего порядка (озвучиваемые стенды, проекционное и другое видеоизобразительное информационное оборудование).

В течение ряда лет сложилась следующая классификация аудиовидеосредств, применяемых в библиотеках. По видовому признаку они делятся на: визуальные (показывающие изображения); аудио (звуковые); аудиовизуальные (зрительно-слуховые).

……………………………………………….

По функциональному использованию аудиовизуальные средства в библиотеке делятся на:

1. устройства оперативной внутренней связи – местная телефонная или иная связь (например, пневмопочта), диспетчерская связь и радиотрансляция, системы оповещения. Следует отметить, что оборудование для внутрибиблиотечной связи играет важную роль в оперативном и эффективном управлении, выполнении заданий руководства, а также запросов пользователей. Всё более актуальным становится функционирование в библиотеках таких видов связи, как электронная почта, телетекст, видеотекст, видеоконференции, Интернет и др.

2. оборудование для индивидуального использования и проведения культурно-массовых мероприятий – аудио, CD и DVD плейеры, электрофоны (проигрыватели), магнитофоны, диктофоны, музыкальные центры и т.п., видеомагнитофоны и видеоплейеры, телевизоры, видео и кинокамеры, фотоаппараты, специально оборудованные компьютеры, проекторы, устройства для работы с микроформами;

3. средства информирования (различные табло и сенсорные экраны, видео и звуковые автоответчики и т.п.);

4. системы охранной и пожарной сигнализации (видеокамеры и телевизоры слежения, звуковая сигнализация и др.).

Данное деление достаточно условно, однако, даёт представление о многообразии и сложности используемых в библиотеках аудиовидеотехнических средств.

По используемому оборудованию аудиовидеотехнические средства можно классифицировать как устройства: 1) радиофикации и связи, звукоусиления, звукозаписи и воспроизведения; 2) видеовоспроизведения и записи; 3) средства информирования.

…………………………………………..

Аудиовизуальное оборудование записи и воспроизведения данных делится на аудио-, видео- или комбинированно (аудиовидео) воспроизводящее, записывающее, а также комплексное (воспроизведения и записи). К устройствам воспроизведения относятся громкоговорители, усилители звука, электрофоны, аудио, CD и DVD плейеры, телевизоры, видеоплейеры, проекторы, голограммы, читальные аппараты для микроформ. В качестве устройств записи используются фотоаппараты, видео- и кинокамеры, аппараты изготовления микроформ, устройства записи на CD-ROM. К устройствам воспроизведения и записи принадлежат магнитофоны, диктофоны, музыкальные центры, видеомагнитофоны, специально оборудованные компьютеры и драйверы компакт-дисков.

…………………………………………..

В библиотеках фотографические (в т.ч. цифровые) аппараты могут использоваться не только при проведении культурно-массовых и организационных мероприятий, для ведения летописи и т.п., но и для формирования фотографий читателей на ламинированных или пластиковых читательских билетах.

В качестве оборудования видеозаписи наиболее часто в библиотеках используются видеокамеры, которые делятся на универсальные (бытовые), профессиональные и специальные, а также на стандартные и цифровые. У последних много общего с цифровыми фотоаппаратами.

…………………………………………..

Средства проекции используются в библиотеках для обслуживания читателей. Они делятся на статические и динамические.

…………………………………………...

Всё более часто можно встретить в библиотеках мультимедиапроекторы, проецирующие статическое и динамическое компьютерное и видеоизображение на большой экран. При этом изображение на экране более яркое, чем у оверхед-проекторов и ЖК-панелей, что позволяет применять их в больших аудиториях и получать хорошую проекцию даже в освещённых помещениях.

Микрофильмирование – получение фотографическим путём на специальном носителе существенно уменьшенных микрофотокопий документов-оригиналов с книг, журналов, рукописей, чертежей и т.п. Основное назначение микрофильмирования: обеспечить создание ёмких хранилищ документов с сокращением необходимой для хранения площади в десятки раз; облегчить процедуру поиска документов; обеспечить простой и оперативный процесс копирования и размножения документов. Некоторые отечественные и зарубежные специалисты утверждают, что страховые копии на микрофотоносителях можно хранить до 500 и более лет, что они сохраняют свои позиции сегодня и будут востребованы в будущем во всём мире. Крупным поставщиком русскоязычной материалов на микроносителях (микрофильмах и микрофишах) является компания “Ист Вью пабликейшнс”.

По виду изображения микроформы делятся на негативные или позитивные. Микроносители могут служить защитной копией подлинника. В библиотеках с их помощью возможно докомплектовать фонды; создавать страховые и дублетные фонды ценных документов; осуществлять оперативное обслуживание пользователей по МБА и ММБА; сокращать занимаемые фондами площади. Для хранения значительных объёмов микроносителей создаются микрофильмотеки (фонд микрокопий), представляющие часть библиотечного фонда, состоящего из многократно уменьшенных печатных и рукописных текстов, иллюстраций, чертежей, нот и т.п. (БД. ТС-97, С.128).

…………………………………………..

Коллекции микрофильмов и микрофиш могут быть самостоятельными или входить в состав фонда микрокопий. Фонд микрокопий является частью библиотечного фонда. Микрокопии документов, хранящиеся в надёжном месте в соответствующих условиях, называют защитным страховым фондом. ГОСТ 13.101-93 устанавливает микрофильм на правах подлинника. Существующий в библиотеке фонд микрокопий является предметом особой заботы, так как условия и технология хранения микроформ и обычных изданий значительно отличаются. Так, нижний предел относительной влажности воздуха для плёнок на целлюлозной основе 15%, для плёнок на полиэфирной основе – до 30%, но не более 40% с максимумом 55–60%. При относительной влажности больше 60% появляется плесень, а при значениях ниже 45% – плёнка может деформироваться и стать хрупкой. Для микроформ постоянного хранения желательна температура не выше 12°С, а для микроформ длительного хранения – не выше 15°С.

…………………………………………………..

Для работы с микроформами в библиотеках применяются специальные читальные аппараты. Основное оборудование для чтения микроформ делится на читальные и читально-копировальные аппараты. Читальный аппарат – устройство, предназначенное для увеличения и чтения микроизображений оригиналов (БД. ТС-97, С.135). Читально-копировальный аппарат – устройство для чтения микроизображений оригиналов и изготовления увеличенных копий с выбранных пользователем кадров микроформы (БД. ТС-97, С.135).

…………………………………………….

Одним из направлений развития фотографии и микрофильмирования является голографическая запись и воспроизведение различных материалов. Считается, что развитие голографии, как аудиовизульного средства, может получить применение в кино и телевидении, а в библиотеках голограммы будут включены в фонд аудиовизуальных материалов. Голограмма – документ, содержащий изображение, запись и воспроизведение которого производится оптическим способом с помощью лазерного луча без использования линз.

…………………………………………….

Основными средствами информирования являются различные автоответчики, стенды и табло. Простейшие автоответчики представляют собой аудиовоспроизводящие устройства (магнитофоны-приставки), подключённые к телефонному аппарату. Они автоматически включаются при наборе номера данного аппарата любым внешним абонентом и воспроизводят заранее записанный текст.

……………………………………………

Для проецирования видеоизображений используются стационарные и переносные, с электроприводом, на колёсиках или рельсах, легкие мобильные, сборно-разборные, на штативе, разнообразных размеров и материалов, отражающие и просветные, удобные в переноске и в то же время устойчивые и надёжные экраны. При применении просветного экрана зрители располагаются с одной его стороны, а проекционное оборудование – с другой.

……………………………………………

Здание библиотеки должно быть оборудовано устройствами тревожной сигнализации, подающими световые (видео) и звуковые (аудио) сигналы при нарушениях целостности объектов охраны, пожарной обстановке и т.п. Системы тревожной сигнализации оборудуются местными и (или) удалёнными станциями (устройствами). По схеме подключения извещателей и датчиков они делятся на радиальные (лучевые) и кольцевые. Первые получили наибольшее распространение, при этом максимальное число извещателей в одном луче не должно превышать 50.

Для охраны проёмов (окна, двери, фрамуги и т.п.) в закрытых помещениях широкое использование получили ультразвуковые сигнализаторы.

……………………………………………….

Современным аудиовидеотехническим средством или скорей средой, носителем различных звуко- и видеозаписей, мультимедиа и др. являются компактный диски (CD). Компактный оптический диск представляет собой пластмассовый диск со специальным покрытием, на котором в цифровой (двоичной) форме записана информация. Они были разработаны для любителей высококачественного звучания, но затем прочно обосновались на рынке компьютерных устройств. Благодаря малым размерам, большой ёмкости, надёжности и долговечности CD с успехом применяются в качестве устройств внешней памяти. Наличие привода CD на компьютере позволяет на нём не только использовать диски с программами, но и слушать музыку.

………………………………………………

С конца 1980-х г. научные и специальные библиотеки начали предоставлять CD своим пользователям. Изначально это были справочные и библиографические базы данных (БД), затем к ним добавились официальные издания, а вскоре полнотекстовые журналы и научные отчёты. Широкомасштабное применение CD в научных и специальных библиотеках относится к 1991 г., тогда же начали устанавливаться и их сетевые версии. Мультимедийные CD пришли позже в виде энциклопедий, учебников, специальных справочников и т.д. В 1995 г. их использовали 26% научных и академических библиотек США, а локальные CD-сети имелись в 75% университетских библиотек. В Бирмингемском университете (Великобритания) такая сеть была установлена уже в 1990 г. и состояла из 8 дисководов, одновременно доступных 7 рабочим станциям.

…………………………………………….

Всё более широкое применение CD-ROM находит в библиотеках и информационных службах страны. Они прочно вошли в практику обслуживания читателей РГБ, РНБ, ЦНСХБ РАСХН, ГЦНМБ, БЕН РАН, БАН, ГПНТБ Росси и многих других библиотек. Некоторые библиотеки начали самостоятельно создавать свои собственные компакт-диски, отражающие их фонды.

…………………………………………….

Обзор тематики, содержания и качества выпускаемых CD показывает, что библиотекам надо вырабатывать политику их комплектования на основании определенных критериев отбора. При этом следует иметь ввиду, что быстрое развитие компьютерных технологий приводит к появлению более качественных электронных изданий, а предыдущие – становятся неинтересными и малоспрашиваемыми.

Выбор аудиовидеотехнических средств зависит от многих факторов (условий работы и возможностей библиотеки, от контингента пользователей, их запросов и др.). Обычно рекомендуется в средних и крупных библиотеках использовать все, рассмотренные выше, виды. Однако, например, библиотекам, не имеющим микроносителей и не предполагающим комплектоваться ими, вряд ли имеет смысл приобретать и хранить устройства для их чтения, не говоря уже об устройствах создания или копирования микроформ. С другой стороны, многим библиотекам целесообразно иметь устройства записи на компакт-диски для создания и долговременного хранения собственных данных, а также копирования имеющихся у них CD других производителей с целью эффективного обслуживания пользователей. При этом первый (основной) экземпляр CD может храниться в резервном фонде, что обеспечивает сохранность информации на носителе и возможность её восстановления в случае повреждения копии компакт-диска.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Библиотечное дело: Терминологический словарь / РГБ, 3-е изд.-М., 1997.- 168 с.

Большая советская энциклопедия.-М.: Советская энциклопедия.

Брюнле Э. Штутгардская медиатека // Библиотека.- 1995.- №5.- С.66-72.

Булычева О.С. Использование компактного оптического диска CD-ROM в справочно-библиографической работе// Науч. и техн. б-ки.-1991.-№9.-С.3-8.

Гаскюэль Ж. Пространство для книги: Руководство для всех тех, кто строит, оборудует или обновляет библиотеку.-М.: Рудомино, 1995.- 303с.

Гениева Е. Вторжение электронных изданий: Плюсы и минусы// Библиотека.- 1997.- №8.- С.14-16.

Гизенко Е.И., Надольская Т.В. Проблема формирования фондов кинофотодокументами // Сов. библиотековедение.-1992.-№8.- С.50-54.

Деева А.С., Скорикова И.А. Хранение и использование фондов // НТБ.- 1995.-№2.- С.24-30.

Доброва В.А. Проблемы формирования фондов аудиовизуальных документов в библиотеках // Библиотеки стран в новых социально-экономических условиях: Сб. науч. тр. /РГБ.-М., 1994.- С.92-103.

Загорская Е.И. Микрофильмирование как способ обеспечения сохранности библиотечных фондов: зарубежный опыт (С.109-126)

Звукозаписи в библиотеке: метод. рекомендации/РГЮБ РСФСР.-М., 1981.- 54 с.

Звукозаписи в библиотеках страны: Метод. реком. /ГБЛ.-М., 1989.- 60 с.

Казаченкова Л. Информатизация по-американски // Библиотека.- 1997.-№8.- С.46-52.

Карпов Г.В., Романин В.А. Технические средства обучения: учеб. пособ. для студ. пед. институтов и учащихся школьн. отд. педучилищ.-М.: Просвещение, 1989.- 159 с.

Каталог средств оргтехники.- Харьков, 1971.- 375 с.

Кузмин Е.И. Модернизация и сотрудничество библиотек: Приоритеты государственной политики Министерства культуры России// Библиотека.- 1997.-№9.- С.29-36.

Майстрович Т.В. Возможности использования оптических компакт-дисков в библиотеках// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№5.-С.9-14.

Майстрович Т. Все определяет воля к победе, или что такое Медиатека // Библиотека.- 1997.-№10.- С.32-34.

Маркис Д. Основы CD-ROM // Науч. и техн. б-ки.-1995.-№10/11.-С.39-46.

Машиночитаемые документы и архивы: Аналит. обзор зарубеж. и отеч. опыта. – М.,1994. – 48с.

Марусич Ж. “Говорящие книги” // Библиотека.- 1998.-№5.- С.39-40.

Меняев М.Ф., Земсков А.И., Денисов Б.В. Оптические диски в библиотечной технологии// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№3.-С.3-15.

Милованова Л. Интерактивные компакт-диски // Библиотека.- 1992.-№9-10.- С. 48-51.

Минимальный набор средств оргтехники для библиотек: Методические рекомендации.-М.: ГПНТБ, 1977.-20 с. (С.4-5)

Поздняков В.Г. Отраслевые базы данных на CD-ROM (на примере документальной базы данных по сельскому хозяйству АГРОС): Учебное пособие.-М., 1998.- 69с.

Позо Лео Ф. Основы технологии CD-ROM// Науч. и техн. б-ки.-1994.-№8.-С.33-50.

Пранулис Ю. Графотека, медиатека и другие чудеса Штутгарта // Библиотека.- 1997.- №1.- С.86-87.

Родионов Н.И., Мальцев М.М. Современные аудиовизуальные средства лекционной пропаганды.-М.: Знание, 1996.-48 с.

Рощина Н.В. Всматриваясь в микрозеркала //Компьютер в школе.-февраль 1999.–№2.(6).–1999.С4–5, 28–30.

Ряхин А. Mini-DV: пора зрелости// Мир ПК, апрель 1999.-С.139-146.

Свиридюк П.К., Шраер Ф.И. Проектирование производственной связи.-М.: Связь, 1977.-256 с.

Тельнов Н.И. Технические средства пропаганды и обучения.-М.: Искусство, 1985.- 176 с.

Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания.-Библиотека по естественным наукам.-М., 1995.- 268 с.

Урбанас В. Видеомикрография: хранение, поиск и использование информации // НТБ.- 1991.-№5.- С.20-21.

Урбанас В. Микрофильмы в библиотеках // НТБ.- 1995.- №9.- С.83-86.

Харрисон Э. Отбор материалов в аудиовизуальные фонды // Мир библиотек сегодня. Вып.1.- М., 1995.- С.50-57.

Hosted by uCoz