Электронная библиотека и проблемы книгообеспеченности в вуз
Алешин Л.И.
Библиотечное обслуживание в вузах имеет
свои, связанные с образовательным процессом традиционные методы и особенности.
Они обусловлены прежде всего потребностью обеспечивать студентов учебно-методическими материалами, приобретаемыми в различных источниках распространения информации, получаемыми в дар и по книгообмену, а также создаваемыми и, как правило, издаваемыми вузом.
Этот аспект обслуживания связан с постоянной задачей вузовских библиотек - обеспечением книгами.
Она решается с помошью различных методов и средств. При этом традиционные методы не способны полностью удовлетворить потребности
высшей школы. Свидетельством тому являются нормативы, согласно которым обеспеченность контингента студентов любого вуза страны необходимыми им учебными и учебно-методическими материалами, как правило, не превышает 50%.
Решить эту задачу можно с помощью электронных библиотек. В статье рассматриваются варианты её решения.
С появлением электронных документов и изданий, доступных широкому кругу пользователей,
в том числе студентам вузов, возникает возможность расширить ассортимент предлагаемых студентам основных и
дополнительных учебно-методических материалов, в первую очередь, создаваемых в вузе, а также в родственных учебных заведениях.
Проблему книгообеспеченности начинают решать путём использования электронных изданий,
приобретаемых на стороне или создаваемых в самих вузах. При этом обычно применяются две основные технологии:
создания (генерации) собственных электронных информационных ресурсов учебного назначения; копирования
(сканирования) учебно-методических материалов из различных источников (в том числе имеющихся в вузе).
Вторая технология использования современных документов может быть связана с необходимостью решения проблем
авторского права создателей копируемых документов и в данном контексте не рассматривается.
Формируемые в вузах коллекции электронных учебных материалов нужно систематизировать; привести
(желательно) к единообразному и стандартному виду; долговременно сохранять данные на надёжных электронных
носителях данных и при необходимости актуализировать их предпочтительно силами самих авторов; организовать таким
образом, чтобы обеспечить удобный и открытый доступ профессорско-преподавательскому составу и студентам, обучаемым
в данном вузе, а при возможности, и сторонним пользователям.
Значительное число современных вузов имеют технические средства обучения, в том числе в
компьютерных классах, содействующие реализации различных видов обучения. Эти же средства зачастую
предоставляются преподавателям и студентам для осуществления ими самостоятельной работы на компьютерах вуза,
а также для доступа в Интернет.
Кроме того, отечественные вузы активно создают и поддерживают широко представленные в Интернете
сайты и порталы. Высшая школа представлена в Интернете специализированными сайта-ми и порталами,
предоставляющими вузам доступ к имеющимся на них материалам. Главным образом, это электронные
учебные и научные материалы, а также отечественные и зарубежные периодические издания.
Так, Центральная библиотека образовательных ресурсов Министерства образования и науки РФ поддерживает сайт с самой
полной в России электронной библиотекой учебно и учебно-методической литературы. Он предоставляет учебным заведениям широкий комплекс информационно-образовательных услуг.
Данные информационные ресурсы широко и разнообразно используется вузами, осуществляющими
любые формы обучения, в том числе с использованием технологий дистанционного и электронного обучения.
Из совокупности направлений, применяющих названные информационные ресурсы и площадки,
выделим три, наиболее часто реализуемые большинством вузов страны, имеющих собственные сайты или порталы.
Первое направление связано с формированием на этих площадках в основном материалов справочного
характера о вузе, его руководстве, деканатах, кафедрах, профессорско-преподавательском составе (кто есть кто в вузе),
формах и методах обучения; об учебной и учебно-научной деятельности; о спортивных достижениях и культурно-массовых
мероприятиях. Туда же относятся материалы, предназначенные для абитуриентов, новости и т.п.
Второе направление характеризуется организацией и размещением на сайтах и порталах вузов коллекций
электронных материалов, необходимых для осуществления учебного процесса: электронные расписания, электронные
тесты и зачётные книжки, сведения о проводимых учебных и научных мероприятиях, об изменениях в учебном процессе,
о проводимых и прошедших конференциях, семинарах и т.п.
Третье направление обычно отражает обеспеченность учебного процесса учебно-методическими
материалами. В простейшем виде оно реализуется в виде веб-страниц вузовской библиотеки, включающих связанную с её
деятельностью разнообразную информацию. Наибольший интерес в нашем случае представляют списки новых поступлений,
электронные каталоги и подобные материалы, обычно присутствующие на этих страницах.
В ряде случаев пользователи в онлайновом режиме (локально в вузе, и (или) удалённо в Интернете) могут
не только найти в электронном каталоге вуза библиографические описания необходимых им документов, но и заказать их в
вузовской библиотеке. Библиотека в этом случае может забронировать их, или в электронной форме выслать пользователю заказанные
заказаннык документы на указанный им адрес электронной почты и др. Возможность выполнения заказа в той или иной
форме зависит от принятых в вузе и его библиотеке административно-управленческих решений, а также от потенциальных
возможностей самой библиотеки. Например, такой услугой могут воспользоваться только студенты и преподаватели
данного вуза, имеющие индивидуальные логин и пароль доступа к электронному каталогу, электронному заказу литературы и др.
Некоторые полнотекстовые электронные документы выставляются на сайте вуза и становятся доступными
любым посетителям сайта. Как правило, это полные или сокращённые варианты учебно-методических изданий вуза,
материалов конференций и т.п., для использования которых организаторы сайта могут потребовать пользователей
зарегистрироваться на нём. Подобные материалы образуют коллекцию электронных документов, формируемую на
сайте вуза и предоставляемую авторизованным (зарегистрированным) пользователям для свободного их использования
в учебном процессе, учебно-научной и научно-педагогической деятельности.
Организованную подобным образом систему с такими массивами электронных документов обычно
называют электронной библиотекой. Однако коллекции этих документов в электронной форме представляют лишь
ограниченную (усечённую) часть фонда традиционной библиотеки, поэтому такую систему можно называть электронной
библиотекой лишь условно.
p align=justify>Кроме того, данные массивы электронных документов не позволяют решить проблему книгообеспеченности
и являются дополнением к основным видам учебно-методических материалов. В тоже время именно данное направление
способно помочь достижению поставленной цели. Для его реализации необходимо методично собирать и формировать
в специально разработанных электронных формах и шаблонах учебно-методические материалы, требуемые для учебного
процесса, после чего их можно предоставлять студентам различных форм обучения. Например, можно сформировать
из имеющегося массива электронных учебных и учебно-методических материалов комплекты документов (кейсы),
ориентированные на изучение их в течение семестра или учебного года для конкретных специальностей и специализаций,
а затем тиражировать эти коллекции на компакт-диски. Диски могут раздваться или продаваться студентам и всем заинтересованным пользователям.
Другой вариант предполагает создание на сайте вуза систематизированных коллекций, состоящих из набора веб-страниц
с полными электронными текстами этих материалов. Доступ к ним предоставляется путём авторизации пользователей.
Можно использовать комбинированные и иные методы обеспечения обучаемых набором (комплектом)
необходимых им учебных материалов. Главное заключается в том, что такая коллекция электронных учебно-методических
материалов, размещённых на сайте вуза, постепенно может стать не просто электронной библиотекой вуза. С её помощью
можно практически в полном объёме решить проблему книгообеспеченности вуза. При этом подобная технология
избавляет библиотекарей от сложной и мало эффективной работы, связанной с: выявлением учебных материалов;
обработкой заявок; определением источников многоэкземплярного комплектования и приобретением необходимых или
недостающих документов; учётом и расстановкой их в фонде; как минимум дважды в год массовой выдачей, а потом –
приёмом книг; увеличением мест хранения (выделением необходимых площадей), увеличением штата сотрудников
библиотеки, а также приобретением и освоением систем автоматизации данных процессов.
В результате не только сокращаются различные виды затрат библиотеки и вуза, но и возникает возможность
сократить и (или) перераспределить имеющиеся ресурсы для достижения эффективного, комфортного и оперативного
обслуживания пользователей этих материалов. При этом достигается полная, а не частичная (в том числе с учётом
установленных норм учебной литературы, выдаваемых на одну учебную группу), книгообеспеченность обучаемых.
Подобные решения носят инновационный характер. Создатели электронных библиотек, как правило,
не афиширую и не рекламируют свои разработки. В связи с этим не представляется возможным не только предложить,
но даже разработать методики расчёта книгообеспеченности, базирующиеся на использовании названных вариантов электронных библиотек.
Собственно особой необходимости в этом нет, так как в различных условиях функционирования вузов путём комбинирования рассмотренных
методов можно достичь практически полной книгообеспеченности. При этом обычно не возникает проблем, связанных с
ограничениями в использовании таких электронных библиотек. Даже, например, небольшое количество рабочих мест в вузе,
с которых пользователи могут получить доступ к электронным библиотекам, и невысокая скорость работы в Интернете
не могут существенно повлиять на использование подобных технологий, так как соответствующие клиенты могут получать
доступ к информационным ресурсам электронной библиотеки и из других мест, а также на различных носителях электронных данных.
Стоимость функционирования подобной библиотеки может оказаться ничтожно малой, так как основные
её информационные ресурсы составляют электронные учебно-методические материалы, которые формируемые в основном
преподавателями. В данном случае речь идёт о вёрстке и преобразовании этих документов в веб-страницы, что достаточно
легко сделать усилиями сотрудников, преподавателей и студентов любого вуза.
Сканирование "чужих" материалов может осуществляться таким же или иным образом (в данной статье
эти аспекты не рассматриваются). При этом копирование электронных документов на компакт-диски также не вызывает
затруднений, особенно при малых тиражах (например, при выполнении индивидуальных заказов).
В ряде вузов России эта проблема решена. При этом возникает трудность, связанная с потребностью всех
пользователей такой электронной библиотеки иметь необходимые программно-технические средства, а также доступ в
Интернет.
Большинство обучаемых в вузе имеют персональные компьютеры и могут выходить в Интернет из дома,
на работе, у друзей и близких. Кроме того, вузы на определённое время предоставляют пользователям возможность работать
в компьютерных классах. Поэтому, вероятнее всего, эта трудность преодолима. В периферийных вузов, где затруднено
эффективное использование Интернета, применяются компакт-диски и печатные копии документов.
В заключение обратим внимание на тенденцию в некоторых вузах к отказу от формирования и
использования в своих стенах традиционных библиотек, к созданию и развитию лишь электронных библиотек.
Интенсивное развитие современных электронных библиотек должно гармонично сочетаться с различными,
в том числе традиционными, формами библиотечно-информационного обслуживания. Такая электронная библиотека
не даёт преподавателям и студентам возможности пользоваться необходимой профильной периодической литературой,
поскольку в её электронных каталогах не предполагается размещать эту литературу.
Таким образом, полноценные коллекции электронных учебных и учебно-методических материалов,
входящие в состав электронных библиотек вузов способны решить одну из важнейших задач вузовских библиотек –
обеспечение книгами 9необходимыми учебными, учебно-методическими и иными материалами). При этом расширяются
возможности библиотечно-информационного обслуживания различных категорий пользователей этих услуг.
потребностью всех потенциальных пользователей такой
электронной библиотеки иметь необходимые программно-технические средства, а также доступ в Интернет. Ныне
большинство обучаемых в вузе имеют персональные компьютеры и возможность выхода в Интернет из дома, на работе,
у друзей и близких. Кроме того, вузы на определённое время обычно предоставляют свои компьютеры, например,
расположенные в компьютерных классах. Поэтому вероятнее всего, что данная проблема решена или будет решена в
ближайшее время.
Варианты создания и использования электронных библиотек целесообразно рассматривать и применять в
каждом конкретном вузе, т. е. в процессе проведения исследований его возможностей и потребностей, в том числе
возможностей профессорско-преподавательского состава и студентов этих вузов, позволяющих реализовать ту или иную
схему организации и эксплуатации учебной электронной библиотеки.
Формирование вариантов электронных библиотек требует проведения соответствующих исследований.
Полученные результаты, базирующиеся в том числе на накопленном опыте использования подходов и технологий создания
электронных библиотек учебных и учебно-методических ресурсов, будут способствовать формированию методик,
полезных вузам, предполагающим создавать такие электронные библиотеки.