Электронная библиотека и проблемы книгообеспеченности в вуз

Алешин Л.И.

Библиотечное обслуживание в вузах имеет свои, связанные с образовательным процессом традиционные методы и особенности. Они обусловлены прежде всего потребностью обеспечивать студентов учебно-методическими материалами, приобретаемыми в различных источниках распространения информации, получаемыми в дар и по книгообмену, а также создаваемыми и, как правило, издаваемыми вузом. Этот аспект обслуживания связан с постоянной задачей вузовских библиотек - обеспечением книгами. Она решается с помошью различных методов и средств. При этом традиционные методы не способны полностью удовлетворить потребности высшей школы. Свидетельством тому являются нормативы, согласно которым обеспеченность контингента студентов любого вуза страны необходимыми им учебными и учебно-методическими материалами, как правило, не превышает 50%. Решить эту задачу можно с помощью электронных библиотек. В статье рассматриваются варианты её решения.

С появлением электронных документов и изданий, доступных широкому кругу пользователей, в том числе студентам вузов, возникает возможность расширить ассортимент предлагаемых студентам основных и дополнительных учебно-методических материалов, в первую очередь, создаваемых в вузе, а также в родственных учебных заведениях.

Проблему книгообеспеченности начинают решать путём использования электронных изданий, приобретаемых на стороне или создаваемых в самих вузах. При этом обычно применяются две основные технологии: создания (генерации) собственных электронных информационных ресурсов учебного назначения; копирования (сканирования) учебно-методических материалов из различных источников (в том числе имеющихся в вузе). Вторая технология использования современных документов может быть связана с необходимостью решения проблем авторского права создателей копируемых документов и в данном контексте не рассматривается.

Формируемые в вузах коллекции электронных учебных материалов нужно систематизировать; привести (желательно) к единообразному и стандартному виду; долговременно сохранять данные на надёжных электронных носителях данных и при необходимости актуализировать их предпочтительно силами самих авторов; организовать таким образом, чтобы обеспечить удобный и открытый доступ профессорско-преподавательскому составу и студентам, обучаемым в данном вузе, а при возможности, и сторонним пользователям.

Значительное число современных вузов имеют технические средства обучения, в том числе в компьютерных классах, содействующие реализации различных видов обучения. Эти же средства зачастую предоставляются преподавателям и студентам для осуществления ими самостоятельной работы на компьютерах вуза, а также для доступа в Интернет.

Кроме того, отечественные вузы активно создают и поддерживают широко представленные в Интернете сайты и порталы. Высшая школа представлена в Интернете специализированными сайта-ми и порталами, предоставляющими вузам доступ к имеющимся на них материалам. Главным образом, это электронные учебные и научные материалы, а также отечественные и зарубежные периодические издания. Так, Центральная библиотека образовательных ресурсов Министерства образования и науки РФ поддерживает сайт с самой полной в России электронной библиотекой учебно и учебно-методической литературы. Он предоставляет учебным заведениям широкий комплекс информационно-образовательных услуг.

Данные информационные ресурсы широко и разнообразно используется вузами, осуществляющими любые формы обучения, в том числе с использованием технологий дистанционного и электронного обучения.

Из совокупности направлений, применяющих названные информационные ресурсы и площадки, выделим три, наиболее часто реализуемые большинством вузов страны, имеющих собственные сайты или порталы.

Первое направление связано с формированием на этих площадках в основном материалов справочного характера о вузе, его руководстве, деканатах, кафедрах, профессорско-преподавательском составе (кто есть кто в вузе), формах и методах обучения; об учебной и учебно-научной деятельности; о спортивных достижениях и культурно-массовых мероприятиях. Туда же относятся материалы, предназначенные для абитуриентов, новости и т.п.

Второе направление характеризуется организацией и размещением на сайтах и порталах вузов коллекций электронных материалов, необходимых для осуществления учебного процесса: электронные расписания, электронные тесты и зачётные книжки, сведения о проводимых учебных и научных мероприятиях, об изменениях в учебном процессе, о проводимых и прошедших конференциях, семинарах и т.п.

Третье направление обычно отражает обеспеченность учебного процесса учебно-методическими материалами. В простейшем виде оно реализуется в виде веб-страниц вузовской библиотеки, включающих связанную с её деятельностью разнообразную информацию. Наибольший интерес в нашем случае представляют списки новых поступлений, электронные каталоги и подобные материалы, обычно присутствующие на этих страницах.

В ряде случаев пользователи в онлайновом режиме (локально в вузе, и (или) удалённо в Интернете) могут не только найти в электронном каталоге вуза библиографические описания необходимых им документов, но и заказать их в вузовской библиотеке. Библиотека в этом случае может забронировать их, или в электронной форме выслать пользователю заказанные заказаннык документы на указанный им адрес электронной почты и др. Возможность выполнения заказа в той или иной форме зависит от принятых в вузе и его библиотеке административно-управленческих решений, а также от потенциальных возможностей самой библиотеки. Например, такой услугой могут воспользоваться только студенты и преподаватели данного вуза, имеющие индивидуальные логин и пароль доступа к электронному каталогу, электронному заказу литературы и др.

Некоторые полнотекстовые электронные документы выставляются на сайте вуза и становятся доступными любым посетителям сайта. Как правило, это полные или сокращённые варианты учебно-методических изданий вуза, материалов конференций и т.п., для использования которых организаторы сайта могут потребовать пользователей зарегистрироваться на нём. Подобные материалы образуют коллекцию электронных документов, формируемую на сайте вуза и предоставляемую авторизованным (зарегистрированным) пользователям для свободного их использования в учебном процессе, учебно-научной и научно-педагогической деятельности.

Организованную подобным образом систему с такими массивами электронных документов обычно называют электронной библиотекой. Однако коллекции этих документов в электронной форме представляют лишь ограниченную (усечённую) часть фонда традиционной библиотеки, поэтому такую систему можно называть электронной библиотекой лишь условно. p align=justify>Кроме того, данные массивы электронных документов не позволяют решить проблему книгообеспеченности и являются дополнением к основным видам учебно-методических материалов. В тоже время именно данное направление способно помочь достижению поставленной цели. Для его реализации необходимо методично собирать и формировать в специально разработанных электронных формах и шаблонах учебно-методические материалы, требуемые для учебного процесса, после чего их можно предоставлять студентам различных форм обучения. Например, можно сформировать из имеющегося массива электронных учебных и учебно-методических материалов комплекты документов (кейсы), ориентированные на изучение их в течение семестра или учебного года для конкретных специальностей и специализаций, а затем тиражировать эти коллекции на компакт-диски. Диски могут раздваться или продаваться студентам и всем заинтересованным пользователям.

Другой вариант предполагает создание на сайте вуза систематизированных коллекций, состоящих из набора веб-страниц с полными электронными текстами этих материалов. Доступ к ним предоставляется путём авторизации пользователей.

Можно использовать комбинированные и иные методы обеспечения обучаемых набором (комплектом) необходимых им учебных материалов. Главное заключается в том, что такая коллекция электронных учебно-методических материалов, размещённых на сайте вуза, постепенно может стать не просто электронной библиотекой вуза. С её помощью можно практически в полном объёме решить проблему книгообеспеченности вуза. При этом подобная технология избавляет библиотекарей от сложной и мало эффективной работы, связанной с: выявлением учебных материалов; обработкой заявок; определением источников многоэкземплярного комплектования и приобретением необходимых или недостающих документов; учётом и расстановкой их в фонде; как минимум дважды в год массовой выдачей, а потом – приёмом книг; увеличением мест хранения (выделением необходимых площадей), увеличением штата сотрудников библиотеки, а также приобретением и освоением систем автоматизации данных процессов.

В результате не только сокращаются различные виды затрат библиотеки и вуза, но и возникает возможность сократить и (или) перераспределить имеющиеся ресурсы для достижения эффективного, комфортного и оперативного обслуживания пользователей этих материалов. При этом достигается полная, а не частичная (в том числе с учётом установленных норм учебной литературы, выдаваемых на одну учебную группу), книгообеспеченность обучаемых.

Подобные решения носят инновационный характер. Создатели электронных библиотек, как правило, не афиширую и не рекламируют свои разработки. В связи с этим не представляется возможным не только предложить, но даже разработать методики расчёта книгообеспеченности, базирующиеся на использовании названных вариантов электронных библиотек. Собственно особой необходимости в этом нет, так как в различных условиях функционирования вузов путём комбинирования рассмотренных методов можно достичь практически полной книгообеспеченности. При этом обычно не возникает проблем, связанных с ограничениями в использовании таких электронных библиотек. Даже, например, небольшое количество рабочих мест в вузе, с которых пользователи могут получить доступ к электронным библиотекам, и невысокая скорость работы в Интернете не могут существенно повлиять на использование подобных технологий, так как соответствующие клиенты могут получать доступ к информационным ресурсам электронной библиотеки и из других мест, а также на различных носителях электронных данных.

Стоимость функционирования подобной библиотеки может оказаться ничтожно малой, так как основные её информационные ресурсы составляют электронные учебно-методические материалы, которые формируемые в основном преподавателями. В данном случае речь идёт о вёрстке и преобразовании этих документов в веб-страницы, что достаточно легко сделать усилиями сотрудников, преподавателей и студентов любого вуза.

Сканирование "чужих" материалов может осуществляться таким же или иным образом (в данной статье эти аспекты не рассматриваются). При этом копирование электронных документов на компакт-диски также не вызывает затруднений, особенно при малых тиражах (например, при выполнении индивидуальных заказов).

В ряде вузов России эта проблема решена. При этом возникает трудность, связанная с потребностью всех пользователей такой электронной библиотеки иметь необходимые программно-технические средства, а также доступ в Интернет.

Большинство обучаемых в вузе имеют персональные компьютеры и могут выходить в Интернет из дома, на работе, у друзей и близких. Кроме того, вузы на определённое время предоставляют пользователям возможность работать в компьютерных классах. Поэтому, вероятнее всего, эта трудность преодолима. В периферийных вузов, где затруднено эффективное использование Интернета, применяются компакт-диски и печатные копии документов.

В заключение обратим внимание на тенденцию в некоторых вузах к отказу от формирования и использования в своих стенах традиционных библиотек, к созданию и развитию лишь электронных библиотек. Интенсивное развитие современных электронных библиотек должно гармонично сочетаться с различными, в том числе традиционными, формами библиотечно-информационного обслуживания. Такая электронная библиотека не даёт преподавателям и студентам возможности пользоваться необходимой профильной периодической литературой, поскольку в её электронных каталогах не предполагается размещать эту литературу.

Таким образом, полноценные коллекции электронных учебных и учебно-методических материалов, входящие в состав электронных библиотек вузов способны решить одну из важнейших задач вузовских библиотек – обеспечение книгами 9необходимыми учебными, учебно-методическими и иными материалами). При этом расширяются возможности библиотечно-информационного обслуживания различных категорий пользователей этих услуг.

потребностью всех потенциальных пользователей такой электронной библиотеки иметь необходимые программно-технические средства, а также доступ в Интернет. Ныне большинство обучаемых в вузе имеют персональные компьютеры и возможность выхода в Интернет из дома, на работе, у друзей и близких. Кроме того, вузы на определённое время обычно предоставляют свои компьютеры, например, расположенные в компьютерных классах. Поэтому вероятнее всего, что данная проблема решена или будет решена в ближайшее время.

Варианты создания и использования электронных библиотек целесообразно рассматривать и применять в каждом конкретном вузе, т. е. в процессе проведения исследований его возможностей и потребностей, в том числе возможностей профессорско-преподавательского состава и студентов этих вузов, позволяющих реализовать ту или иную схему организации и эксплуатации учебной электронной библиотеки.

Формирование вариантов электронных библиотек требует проведения соответствующих исследований. Полученные результаты, базирующиеся в том числе на накопленном опыте использования подходов и технологий создания электронных библиотек учебных и учебно-методических ресурсов, будут способствовать формированию методик, полезных вузам, предполагающим создавать такие электронные библиотеки.

Hosted by uCoz