Л.И. Алешин

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА

БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В последние годы особый интерес представляют некоторые принципиально иные подходы к обучению библиотекарей на базе новейших достижений вычислительной техники. Ведущие ученые в области библиотековедения и библиографоведения уделяют этой проблеме немало внимания, о чем свидетельствуют материалы профессиональной печати1. Появились и специальные документы (например, созданная в 1994 г. Российским институтом повышения квалификации работников искусства, культуры и туризма "Концепцию повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере культуры"), где формирование библиотечного работника рассматривается как непрерывный процесс.

Первостепенной задачей современного образования становится создание такой концепции, которая учитывала бы все лучшее, накопленное в нашей стране при традиционной форме обучения, и одновременно опиралась бы на передовые идеи, способствующие формированию стратегии, позволяющей поэтапно продвигаться вперед. Слагаемые стратегии – специальные учебно-методические материалы, а также новые средства вычислительной техники и связи, среди которых особое место занимают компьютеры.

Компьютеры уже прочно вошли в производство, сферу обслуживания и даже в быт, а в последние два-три года начали использоваться и в учебных заведениях Министерства культуры России. Компьютер в наши дни также привычен и необходим, как телефон, телевизор и калькулятор. Однако он никогда не заменит ни преподавателя, ни книгу. Это лишь инструмент, с помощью которого реализуются совершенно новые методы обучения. Поэтому предстоит научить общество использовать технологию обучения с применением компьютеров, что с свою очередь будет интенсифицировать индивидуализацию обучения и практически изменит все традиционные методы, возникшие за предыдущие десятилетия.

Компьютерные технологии коренным образом меняют парадигму современного образования. Их игнорирование или недооценка способны отбросить нас на годы назад. Значит специалистам предстоит "повернуться лицом" к новым информационным технологиям, разобраться в их достоинствах и возможностях, а затем использовать как фундамент (базис) для совершенствования библиотечного образования. В этой связи немаловажное значение приобретает повышение компьютерной грамотности профессорско-преподавательского состава вузов, оснащенность их новейшей техникой, наличие сотрудников, готовых инициировать и поддерживать нужные процессы. Убедительным доказательством того, что и в нашей осознана важность решения в высшей школе данной проблемы, стала первая в России международная конференция "Дистанционное обучение и новые технологии в образовании", проведенная Ассоциацией международного образования и Комитет РФ по высшему образованию (Москва, 5–8 июля 1994 г.).

Формы обучения в высшей школе (как зарубежной, так и отечественной) имеют некоторые общие тенденции функционирования и развития. К примеру, во всем мире заметно сокращается число студентов очной формы обучения, причем многие из них где-либо работают. В связи с этим на Западе широкое распространение получила идея дистанционного образования, основанного на использовании компьютерных сетей. Сейчас около 700 вузов мира используют такую форму обучения. Однако для ее реализации требуются следующие условия:

1. Должный технический уровень развития и возможности отдельного государства по созданию телекоммуникационных кабельных, радио- и спутниковых сетей связи, обеспечивающих доступ к необходимой информации.

2. Финансовые возможности вузов, решивших применить у себя эту форму обучения.

3. Наличие в конкретном вузе базы современных технических и программных средств для выполнения нужных работ.

4. Наличие специальных учебных программ.

5. Соответствующий уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, позволяющий создавать компьютерные программы, обеспечивающие адекватное обучение и контроль знаний студентов с помощью специальных учебных платформ, модулей, планов, пособий, тестов.

С использованием телекоммуникационной сети студентам будут предоставляться учебно-методические материалы, осуществляться контроль их знаний и др. При этом студенты смогут запрашивать различные источники из любых учебных заведений как своей страны, так и за рубежом. Независимо от места жительства, социального положения и национальности они получают равные шансы на обучение и оперативное знакомство с последними достижениями науки и техники. Все это увеличивает их мотивацию к обучению. Преподаватели же на значительном удалении друг от друга отдельно или совместно со студентами приобретают возможность обсуждать возникающие проблем, разрабатывать программы, создавать учебники и т.п.

В высшей школе будущего изменится значение очной. вечерней и заочной форм обучения. Кроме того, отпадет еще одна важнейшая проблема: люди с дефектами зрения, слуха, речи и двигательного аппарата, смогут, находясь у себя дома или поблизости от него, получить образование с помощью специальных устройств и программ, устанавливаемых в персональные компьютеры. В дальнейшем, решая проблемы заочного обучения в высшей школе, нетрудно будет, как на полигоне, отработать все основные приемы, позволяющие организовать обучение на уровне лучших современных зарубежных высших школ и обеспечить перспективное развитие образования на десятилетия вперед.

Пока же особенности существующего заочного обучения в высших библиотечных школах страны не способствуют его дальнейшему развитию. С одной стороны, руководители предприятий и организаций, где трудятся студенты-заочники, не горят желанием отпускать их на учебные сессии продолжительностью до двух месяцев, а с другой, – сами студенты по множеству обстоятельств (в том числе из-за финансовых трудностей) неохотно покидают дом и работу на продолжительное время. Имеющийся же опыт дистанционного обучения за рубежом подтверждает возможность студенту-заочнику гораздо реже и на меньший срок прибывать в вуз. При этом в значительной степени учитываются его индивидуальные способности сдачи экзаменов и зачетов, получения требуемых консультаций, литературы и т.п., которые также в большей степени осуществляются дистанционно. Вместе с тем дистанционное обучение позволяет студентам усваивать материал индивидуально в удобном для них темпе и на необходимом уровне.

В настоящее время в определенных кругах уже хорошо известна система проведения телеконференций. Для дистанционного же обучения она открывает широкие перспективы. Применяя ее, преподаватель может взаимодействовать одновременно как с одним заочником, так и с группой студентов и преподавателей, находящихся в различных населенных пунктах: может не только консультировать небольшую студенческую аудиторию, но и проводить семинарские и другие групповые занятия, обсуждение научных проблем, учебных планов, разрабатывать совокупные решения с представителями разных (в большей степени родственных) институтов. Дистанционное обучение и, в частности, телеконференции могут с успехом использоваться также для повышения квалификации и переподготовки кадров.

Рассмотрим функционирование системы дистанционного обучения подробнее. Суть ее заключается в том, что конкретные преподаватели и студенты располагают необходимыми средствами вычислительной техники и связи, позволяющими с помощью специально разработанного программного обеспечения и линий связи, в том числе и космической, обмениваться информацией. т.е. могут видеть и слышать друг друга (совмещение телефона и телевизора). а также взаимно передавать тексты или другую машиночитаемую информацию, подготовленную заранее или формируемую в процессе сеанса связи. Такой режим работы называется интерактивным. В этом случае обеспечивается подключение одновременно до 10 и более абонентов, находящихся на различном удалении. Каждый участник обмена информацией видит на экране всех. Подобный режим и называют телеконференцией.

На экране дисплея могут появляться заранее подготовленные машиночитаемые тексты, таблицы, рисунки с магнитных носителей (дискет, лазерных дисков и др.), сканеров, а могут как бы "рукописно" создаваться новые с помощью специального оборудования (например, электронного пера) в процессе обсуждения какой-то проблемы, при сдаче зачета или экзамена. Студенты в этом случае получают задания, списки рекомендуемой литературы и учебно-методические пособия; они сдают зачеты, демонстрируя полноту и глубину знаний по определенным заранее конкретным учебным дисциплинам.

Такая компьютерная система может быть установлена у отдельного студента или преподавателя на дому или в учебном заведении, а также в определенном населенном пункте, где она доступна всем студентам, живущими в данном районе, т.е. появляется возможность создания так называемых региональных пунктов. Ведь, как правило, непосредственного участия каждого студента во всех сеансах компьютерной связи не требуется. Он может "получать" из вуза и "высылать" обратно необходимые машиночитаемые документы в удобное для себя время (например, вечером или ночью). Это значительно упрощает и удешевляет процесс, позволяет, заранее информируя участников о времени проведения сеансов "компьютерного общения", координировать действия. Данный, противоположный интерактивному, режим обмена информацией называется пакетным и, очевидно, будет использоваться студентами более интенсивно. Они смогут "пересылать" преподавателям видео- и аудиозаписи выполненных контрольных заданий (это особенно ценно для вузов культуры и искусств). В учебное заведение может быть передана по коммуникационной компьютерной сети видеозапись выполненных студентом некоторых видов практики по месту жительства или работы.

Применение дистанционной формы обучения практически не отрывает студента-заочника от привычного образа жизни и работы. По предварительным оценкам, и в финансовом отношении данная форма выгоднее, особенно при использовании одного рабочего места, оснащенного компьютером, специальным оборудованием и модемом, для нескольких абонентов (студентов и преподавателей). Правда, потребуются большие первоначальные затраты, связанные с приобретением соответствующих технических и ппрограммных средств, а также обучением пользованию такой системой.

Для внедрения дистанционного обучения придется также создать на новой основе исследовательские коллективы преподавателей и студентов, изучающие как отдельные направления, специальности и предметы, так и их совокупность.

Сегодня, в период динамических изменений общества, необходимы реальные, конкретные решения и действия, в частности, должное финансирование и координирование новых методов обучения. В связи с этим хотелось бы привлечь внимание как можно большего круга специалистов в области библиотечного дела и культуры вообще к перспективным, получившим признание в развитых промышленных странах программам, позволяющим наиболее эффективно, качественно и высококомфортно для студентов и преподавателей осуществлять процесс обучения.

Hosted by uCoz