ГУМАНИТАРНАЯ ИНФОРМАТИКА: АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ

Л.И. Алешин
Российский государственный гуманитарный университет
Москва

Актуальность проблем, поставленных конференцией, отражается даже в её названии. «Гуманитарная информатика» – это информатика гуманитарной направленности (для гуманитариев), гуманитарного содержания или что-либо иное? Простого и однозначного ответа на данный вопрос нет.

Воспринимая и обрабатывая информацию, человечество получает знания об окружающем мире, осуществляет исследования, позволяющие понять процессы, происходящие с информацией и решать возникающие при этом проблемы. Данная предметная область получила название «информатика». Термин появился в начале 1960-х годов во французском языке («informatique») и обозначал области автоматизированной переработки информации.

Со временем информатикой стали называть научную дисциплину, изучающую информационные процессы, законы и методы создания, обработки, хранения и передачи информации. В 1970-е годы в англоязычной литературе наука о переработке информации с использованием средств вычислительной техники получила название «Computer Science» («компьютерная наука» или «наука о вычислениях»).

Информатика, как наука, включает в себя исследования в области представлений о применении программных, технических средств и технологий. Обычно отмечают три основных её части: технические, программные и алгоритмические средства.

Информатика – учебная дисциплина. Первоначально предполагалось, что в её рамках следует изучать алгоритмы, языки программирования и программное обеспечение. Свидетельством тому явилось появление в 1970-е годы термина «программированное обучение», использование которого в образовании в течение примерно двадцати лет не решило поставленных перед этим направлением задач.

Общеизвестно, что информатика в значительной степени решает технологические задачи. Например, в сферу её интересов входят вопросы о том, как принимать и хранить информацию, как её обрабатывать и преобразовывать в форму, удобную для человека, как эффективно использовать вычислительную технику, как управлять техническими средствами с помощью компьютерных программ и другое. Таким образом предмет, изучением которого занимается информатика, стали называть информационной технологией или компьютерной технологией. При этом подразумевалось, что это наука технического и технологического характера, а общетеоретические вопросы информации и информатики в значительной степени выходили за рамки этой сферы и (или) предметной области.

В течение, по крайней мере, нескольких десятилетий высказывались различные, порой полярные, мнения по данным вопросам. До сих пор нет единого представления и относительно самого термина «информатика». Большинство специалистов считает, что это наука, которую следует изучать на протяжении длительного периода жизни человека, например, с первого класса общеобразовательной школы до окончания трудовой деятельности. Однако содержание данного предмета изучения остаётся дискуссионным. Нет однозначного мнения о том техническая, математическая, технологическая и (или) теоретическая это наука. Полагаю, что она вбирает (содержит) в себе все перечисленные элементы. Для процесса обучения важными компонентами, в первую очередь, являются объём (наполнение) и содержание данной дисциплины, что обусловлено потребностью её изучения в различной форме, в различном возрасте и с различной целью.

Необходимо чётко представлять, кого и чему мы хотим научить, какое знание предполагаем дать соответствующим обучаемым о данном предмете, где и как смогут индивидуумы применять эти знания на практике.

Вопросы, связанные с информатикой вообще и гуманитарной информатикой в частности нашла отражение в работах многих учёных и специалистов. В задачи информатики входит изучение свойств информации и её возможностей для прогнозирования, управления, удовлетворения потребностей различного рода пользователей.

В 80-е годы XX века возникает новое научное направление – социальная информатика, ориентированное на познание закономерностей информатизации общества. Ныне всё чаще «информатику» относят к наукам, изучающим процессы, происходящие в социуме.

Большинство государств в мире в качестве основного направления деятельности определили создание в своих странах информационных обществ с целью формирования оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений и т.п. на основе формирования и использования информационных ресурсов для формирования свободной, гуманной, духовной, творческой практической личности.

Любые, в том числе информационные, технологии подразумевают использование необходимых для их реализации технических средств, что послужило основанием для появления как собственно технических средств информатизации, так и учебной дисциплины с аналогичным названием. В этой связи следует обратить внимание на использование информационных технологий в учебном процессе – речь идёт о технологиях и технических средствах обучения, используемых в различных прикладных областях и возрастах.

Социально-гуманитарные науки могут взаимодействовать с информатикой, порождая собственные «отраслевые информатики», обслуживающие эти науки и содействующие внедрению в них информационных технологий. Гуманитарная информатика вписывается в спектр социально-гуманитарных наук, меняя лишь в некоторой степени своё содержание.

Отметим сопутствующие информатике направления, составляющие её сущность и получившие следующие названия: «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная культура». Они, на мой взгляд, являются важными составляющими гуманитарной информатики.

Впервые понятие информационная грамотность было введено в 1977 году в национальной программе реформы высшего образования США. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно её использовать.

компьютерная грамотность» ввёл в оборот академик А.П. Ершов, определив его, как «владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества».

Легко заметить, что эти понятия родственны. Они отражают в большей степени одни и те же процессы и явления.

Квалифицированная работа с информацией требует соответствующего уровня информационной культуры человека, включающего как информационную, так и компьютерную грамотность общества вообще и отдельных индивидуумов в частности. Под информационной культурой понимают новый тип общения и мышления, дающий возможность личности свободного выхода в информационное бытие (пространство), доступа к различным информационным ресурсам (от локальных до глобальных), умение формировать необходимые материалы на соответствующем уровне, общаться и т.д.

«Информационная культура общества характеризует его способность формировать и использовать информационные ресурсы, современные средства информатики и информационные технологии в интересах обеспечения своих жизнедеятельности и развития»[1].

Важные, определяющие её составляющие проявляются в ориентации этого направления на саморазвитие и самообучение как социума, так и отдельных его членов.

О. Козлов утверждает, что «первоочередной проблемой информатизации социально сферы в России следует считать проблему информатизации образования»[2]. «Гуманитарная информатика» – учебная и научная дисциплина, изучение которой связано практически с любыми отраслями знаний. С середины 1980-х годов отечественные и зарубежные специалисты активно исследуют проблемы информатизации образования. Гуманитарная информатика, как учебная дисциплина, должна содержать элементы общей теории и вопросы применения информатики, информационных технологий в соответствующих предметных областях. В этом случае основы математической логики, алгоритмизации и программирования целесообразно излагать на уровне, необходимом и достаточном для формирования у обучаемых полноценного представления о предмете, с целью выработки алгоритмического мышления, формирования у них мировоззрения, практических навыков подготовки и принятия эффективных управленческих решений. Н.В. Макарова полагает, что знания информатики должны позволять человеку оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения.

Резюмируя, замечу, что целесообразно определить включение в состав гуманитарной информатики аспекты теоретического, философского и социально-психологического плана. Проблемы, связанные с практическим применением информационных технологий предлагается включать в соответствующие прикладные дисциплины по отраслям знаний.

Таким образом, выявление и обозначение основной сферы исследования предметной области – гуманитарной информатики – является важной теоретической и практической задачей. Надеюсь, что нынешняя конференция откроет новые грани и расширит наши представления в данной сфере.


Литература:
1. Колин К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция// Alma Mater.–2002.–№8.–C. 3–9.
2. Козлов О. Информационная культура специалиста и методика изучения информационных технологии в высшем образовании//Информ-Ревю: Обзор информационного рынка.–1998.–№9.–С. 12–13 [C.12].

Hosted by uCoz