ИСТОРИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕКИ МГУКИ

Автоматизация библиотечных процессов в МГУКИ (тогда МГИК) началась в 1990 г. В читальном зале библиотечного факультета (ныне библиотечно-информационный факультет – БИФ) по инициативе кафедры информатики (Тараканов К.И.) было установлено два персональных компьютера отечественного производства типа ДВК. В мае 1990 г. в библиотеке создается отдел автоматизации и в июне того же года начинают разрабатываться технологические схемы ввода библиографических описаний (БО) в электронную БД, определяется состав подразделения и работников библиотеки, осуществляющих перенос библиографических данных на машинные носители. Тогда же на кафедре информатики была создана простейшая реляционная база данных (БД), позволяющая вводить в неё основные элементы библиографического описания, которая и была установлена на отечественных настольных ЭВМ ДВК-2 в библиотеке.

В разное время состав отдела автоматизации варьировался. Изменения численности обусловлены конкретными задачами, которые ставились перед этим подразделением. На начальном этапе было необходимо присутствие программиста, так как предполагалось разобраться с существовавшим отечественным программным обеспечением (ПО), необходимостью и возможностями программирования собственными силами. В дальнейшем, когда было приобретено специальное универсальное ПО для разнотипных библиотек, потребность в подобном специалисте отпала. В начале 90-х гг. практически все сотрудники библиотеки не умели работать на компьютерах, и почти никто из них не мог быстро печатать на пишущей машинке. В тот период стояла задача обеспечить быстрый ввод нескольких тысяч библиографических записей с тем, чтобы исследовать возможности используемого ПО и потребности в данной области библиотеки. Для решения данной проблемы в состав отдела были привлечены операторы ЭВМ. Затем, когда определился процесс работы отдела, были обучены работники библиотеки, и компьютеры стали устанавливаться в соответствующих подразделениях, состав отдела стабилизировался и в разное время колебался между двумя и тремя сотрудниками.

В течение примерно 6 месяцев 1990 г. в БД “Труды профессорско-преподавательского состава вуза” было введено более 3000 БО. При этом отрабатывались основные технологические приемы, совершенствовались методы работы, изучался опыт других библиотек, обучались сотрудники как работе на компьютере, так и со специальным ПО, позволяющим автоматизировать основные библиотечные процессы.

При изучении опыта других библиотек, в первую очередь, рассматривались вузовские библиотеки (МГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГТИ ГА и др.). Изучались специализированные отечественные автоматизированные библиотечные системы и машиночитаемые форматы ввода БО. Два из названных вузов использовали собственные разработки. Последний – АИБС “МАРК”, разработанную НПО “Информ-система”.

К концу 1990 г. был приобретен первый в вузе и, естественно, в его библиотеке IBM-совместимый компьютер с 286 процессором и 80 Мб жестким диском. К тому же времени было приобретено однопользовательское ПО АИБС “МАРК” (разработчик НПО “Информ-система”), позволяющее работать на различных IBM-совместимых компьютерах и использовать единственный к тому времени в России международный формат переноса библиографических данных в машиночитаемую форму – USMARC. Названный стандарт разработан Библиотекой Конгресса США в 1965 г., постоянно совершенствуется. Его модификации, в том числе UNIMARC, используются абсолютным большинством библиотек стран мира. А в 1999 г. появился отечественный коммуникативный формат RUSMARC.

Дальнейшие работы по автоматизации библиотечных процессов в вузе были связаны с изучением общего и специального ПО, позволяющего пользователям работать на IBM-совместимых персональных компьютерах (ПК). В 1991 г. библиотека получила второй ПК, более мощный (процессор 386) со специально оборудованным матричным принтером для оперативной распечатки основных выходных форм (каталожная карточка, формуляр и др.).

Затем изучалось ПО АИБС “МАРК” и способы работы с ним. Разрабатывались инструктивные материалы по вводу БО различных видов печатных материалов в электронные базы данных, обучались сотрудники. В результате проведенных мероприятий начали формироваться БД: “Труды профессорско-преподавательского состава вуза”, “Новые поступления”. При этом оказалось, что ранее созданные на ДВК машиночитаемые материалы не могут быть на уровне дискет перенесены в IBM-совместимые ПК по причине их несовместимости. Данное обстоятельство повлекло за собой повторный ввод данных, распечатанных первоначально на термографическом матричном принтере, входившем в состав ПК типа ДВК. Параллельно отрабатывалась система тематического поиска по различным элементам БО.

ПО АИБС “МАРК” оказалось весьма удобным в работе, последние его модификации используются и по настоящее время в библиотеке. НПО “Информ-система” постоянно обновляет свое ПО и оказывает различные сервисные услуги уже на протяжении более чем 9-ти лет. Названное ПО успешно работает практически на всех ПК библиотеки парк которых по типу колеблется от ХТ до Pentium, их количество – более 10. В настоящее время они разработали и внедряют новую версию ПО, позволяющую работать в локальных сетях с различным сетевым ПО, а также в Интернет.

В дальнейшем, в 1992 г. принимается решение и подготавливаются соответствующие материалы для создания БД: “Дипломные работы”, “Диссертационные исследования”, “Нотный абонемент” и “Аналитическая роспись”. Последняя предусматривает описание различных материалов из ряда профессиональных периодических изданий. БД “Нотный абонемент” начала формироваться в 1994 г., когда в аналогичном подразделении появился первый компьютер.

К концу 1993 г. в библиотеке было 4 ПК, которые разместили в отделах автоматизации, научной обработки литературы и СБО.

Основные проблемы, связанные с автоматизацией библиотечных процессов в МГУКИ обусловлена рядом факторов. Несомненно, основным их них, сдерживающим все процессы в библиотеке, является недостаточное финансирование. Остальные являются следствием данного и представляют собой:

  1. сложность организации взаимосвязей между подразделениями библиотеки из-за их территориальной разобщенности (три отдельно стоящих учебных здания) и отсутствия между ними надежных линий связи;
  2. отсутствие специалистов, способных организовать и администрировать локальную вычислительную (информационную) сеть библиотеки (ЛВС);
  3. слабое привлечение студентов библиотечных специальностей для активного внедрения в библиотеку новых информационных технологий (НИТ).

Последнее обстоятельство может иметь решающее значение при реализации технологических (а порой и программных, технических и др.) решений, а также активизации действий библиотеки по созданию Электронного каталога, учитывая то обстоятельство, что на БИФ в течение нескольких последних лет начали готовить специалистов именно такого профиля (специализация “Организатор компьютерных коммуникаций”).

Более того, заглядывая в прошлое, мы, несомненно, должны думать о будущем. Будущее любой библиотеки, конечно, – широкое использование пользователями накопленных в мире информационных ресурсов.

В этом направлении ведутся работы и к 70-тилетию вуза (конец 2000 г.) в библиотеке должен войти в строй зал Интернет

Это замечательно. Однако следует иметь ввиду, что библиотека МГУКИ имеет характерную особенность, свойственную вузам, ведущим обучение по библиотечным специальностям. Сей феномен заключается в присутствии двух взаимосвязанных процессов: традиционная библиотечная деятельность и обучение высококвалифицированных библиотечных специалистов. Существующая ныне односторонняя связь не позволяет сделать данный процесс циклически замкнутым. Это обстоятельство негативно сказывается на в первую очередь на получении обучаемыми необходимого объема практических навыков, которое в данном случае можно было бы организовать практически в течение всего периода обучения студентов библиотечных и даже иных специальностей в вузе.

Hosted by uCoz