Л.И. Алешин
М.А. Ордынская





Информационная открытость
библиотечных сайтов:

опыт ОУНБ





Москва 2013


ВВЕДЕНИЕ

Оглавление

С каждый годом информация занимает все более приоритетное место среди социальных ресурсов. К ключевым принципам стратегии общественного развития относят:

Обязательными условиями становления справедливых обществ знания являются:

Возросли возможности специалистов получать доступ к большим объемам данных в любой предметной области и взаимодействовать между собой в среде Интернета.

Среди социальных институтов – непременных участников построения обществ знаний, обеспечивающих реализацию решений, принятых международным сообществом, названы библиотеки.

Библиотеки считаются полифункциональными социальными институтами, выполняющими множество социальных функций. По мнению Ю.П. Мелентьевой «Библиотека относится к числу сложных системных объектов, имеющих социальную природу и не существующих вне общекультурного, социального контекста» [1].

Библиотеки активно участвуют в социо-культурной жизни на самых различных уровнях (международном, национальном, региональном и местного масштаба). Они является важной компонентой системы социализации и информирования общества, включают такие составляющие, как: краеведческая, правовая, историческая, экологическая, художественная и другие элементы.

Библиотеки самых разных типов (академические, научные, образовательные, публичные и т. д.) являются социальными структурами, постоянно работающими с информационными источниками.

Из всего многообразия типов и видов отечественных библиотек наибольший интерес в данном исследовании представляют региональные библиотеки. Обусловлено это тем обстоятельством, что в России региональная библиотека – главная крупнейшая публичная библиотека субъекта Российской Федерации (республики, области, края, округа). Она обладает значительным потенциалом научной информации, представляющей интерес не только для специалистов, работающих в различных отраслях народного хозяйства.

В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» этим библиотекам присваивается статус центральной библиотеки региона [2].

Заметим, что основу информационных ресурсов для науки и образования составляют публикации в научных журналах, книги, труды конференций, представленные в печатной или электронной формах и т. п. Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.

Без центральной библиотеки региона невозможно представить информационное обеспечение региональной компоненты в различных областях его жизнедеятельности, в том числе образовательной среде.

Региональная библиотека – активный участник формирования региональной системы непрерывного библиотечного образования.

Современные региональные библиотеки предоставляют своим пользователям более широкий спектр информационных источников: документы на различных носителях из собственного фонда, локальные регулярно обновляемые базы данных других производителей, и особенно популярные ныне Интернет–ресурсы.

Современные библиотеки являются организаторами и проводниками социальных коммуникаций в реальном и виртуальном пространствах. Последним обычно принято называть сетевое информационное пространство, организуемое, главным образом, в Интернете.

Е.Н. Ястребцева в презентации «Виртуальная реальность современной библиотеки образовательного учреждения» (ноябрь 2012 г.) отмечает: «Функции современных библиотек значительно расширяются до междисциплинарных сетевых сообществ, поддерживающихся технологиями, где есть место электронным собраниям ресурсов, он-лайн обучению, самостоятельным исследованиям и творчеству, наставничеству, независимой экспертизе, общению».

Региональные библиотеки, с одной стороны, содействуют формированию и развитию самобытности местной культуры, поддерживают местные культурные традиции, с другой – отражают все многообразие культур, способствуют их продвижению, создают условия для межкультурных коммуникаций. Они обеспечивают воспроизводство национальной культуры и существование самых сложных форм знания и коммуникаций – «… региональная библиотека вносит существенный вклад в обеспечение культурного и языкового разнообразия, развитие культурной самобытности и местного контента» [3].

В числе важных направлений деятельности региональной библиотеки остается и библиотечное краеведение, определяющее интерес внешнего окружения к любой региональной библиотеке и ее информационным ресурсам. Предоставляя пользователям общественно доступную правовую и социально востребованную документированную информацию, библиотека выполняет посредническую функцию между властью (государством, органом местного самоуправления) и гражданином.

Международные системы передачи данных, в частности Всемирная паутина Интернета (веб-технологии, базирующиеся на WWW), предоставляют пользователям доступ к мультимедийной информации.

Они же оказали огромное воздействие на работу библиотек. Применение веб-технологий в библиотеках способствует активному участию их в формировании нового информационного пространства. При этом происходит интеграция библиотечной среды и сети Интернет, то есть конвергенция библиотек с технологиями веба.

Используя сетевые технологии, региональная, да и любая иная, библиотека помогает местным жителям приобщиться к своей культуре и поддерживать с ней постоянную связь.

Проблемы формирования библиотечных информационных ресурсов, взаимоиспользования их и обеспечения к ним доступа пользователей сети Интернет составляют важнейшую часть программы «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети – ЛИБНЕТ», реализуемой под эгидой Минкультуры России. Еще в 2001 году Б.С. Елепов и Е.Б. Соболева на Региональной научно-практической конференции (10–14 сентября 2001 г., г. Иркутск) отметили, что «Одним из основных условий, обеспечивающих доступность информации, является консолидация действий библиотек территорий по созданию, приобретению и обеспечению взаимоиспользования информационно-библиотечных ресурсов» [4].

Одним из наиболее перспективных путей поддержания и развития библиотечной сети является активное использование для библиотечного обслуживания электронных информационных ресурсов, в том числе создаваемых в органах государственной власти.

Для органов власти всех уровней остаются характерными слабое «горизонтальное» информационное взаимодействие и слабое развитие информационных ресурсов, предназначенных для массового информационного обслуживания населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов. Это способствует консервации, закрытости и недемократичности российской власти. С другой стороны, организация регулярного информационного обслуживания граждан требует ресурсов, которых, как правило, у органов власти не хватает.

Наиболее перспективным способом решения этих проблем является размещение всех открытых информационных ресурсов органов власти на общедоступных сайтах Интернета или передача их для организации информационного обслуживания в соответствующие федеральные и региональные библиотеки [5].

Крупнейшим российским информационным порталом в области науки, технологии, медицины и образования является eLIBRARY.ru, представляющий электронную библиотеку научных публикаций, созданную в 1999 году по заказу Минобрнауки РФ и инициативе Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) для обеспечения российским ученым электронного доступа к ведущим, в том числе иностранным, научным изданиям. Он обеспечивает поиск научных публикаций среди более 4,5 миллионов авторов, из которых 470 тысяч российских. На начало 2013 года сайт поддерживал полнотекстовые версии около четырех тысяч иностранных и 2,3 тысяч отечественных научных журналов, рефераты публикаций почти 20 тысяч журналов, а также описания полутора миллионов зарубежных и российских диссертаций [6].

«Развитие областной [7] библиотеки как регионального ресурсно-информационного центра, осуществляющего формирование и эффективное использование накопленных информационных ресурсов, развитие библиотечного сайта как информационного портала [6] позволяют обеспечить доступ всего населения к региональным, национальным и мировым информационным ресурсам, а также доступ к информации о регионе и его достижениях в различных областях деятельности. Мы рассматриваем сайт библиотеки как эффективный инструмент ее позиционирования в виртуальном пространстве, делающий ее доступной удаленному пользователю» – отмечает Г.И. Кукатова [9]. Далее в данном опусе она отмечает «…под позиционированием центральной региональной библиотеки понимается деятельность, направленная на закрепление ее места в информационной инфраструктуре региона как аналитико-информационного центра посредством достижения и удержания конкурентного преимущества в условиях высокой динамики информационной среды» и предлагает «…позиционировать областную универсальную научную библиотеку (главную библиотеку в регионе, по статусу ответственную за обслуживание всего его населения) как информационный центр». При этом она же замечает: «Только в тесном контакте с другими учреждениями и организациями, обладающими необходимым информационным потенциалом, на основе взаимовыгодного сотрудничества возможно успешное позиционирование библиотеки в качестве информационного центра региона» [10].

Не столь важно, чтобы сайт библиотеки объявлял себя «информационным порталом», а значимо, чтобы он являлся интегрированным информационным ресурсом, отражающим информационные, поисковые, образовательные, рекламные, навигационные и иные функции библиотеки, делающие его важным для пользователей Интернета источником информации, мощным средством продвижения информационно-библиотечных продуктов и услуг, а также формирования имиджа библиотеки. При этом на первое место выступает его информационная открытость и навигационные возможности для пользователей.

Основой всей библиотечной системы, обеспечивающей свободный доступ к информации, являются главные (центральные) региональные библиотеки в республиках, автономных областях, округах и краях России. Они же являются методическими центрами для всех массовых библиотек региона.

Более подробно разновидности таких библиотек рассматриваются в первой части данного пособия. Заметим, что несмотря на эти разновидности с точки зрения сайтостроения и представления информационных ресурсов и услуг, они практически не отличаются друг от друга, поэтому в настоящее исследование, кроме преимущественно областных универсальных научных библиотек, рассматриваются и иные их виды в регионах.

При этом опыт областных универсальных научных библиотек (ОУНБ) в данном пособии подразумевает исследования региональных сайтов на предмет обеспечения ими качественного обслуживания пользователей Интернета, в первую очередь, базирующегося на удобстве использования такими сайтами навигационных возможностей и, конечно, информационной открытости имеющихся у региональных библиотек ресурсов и услуг.

Областная универсальная научная библиотека имеет широкий круг связей с представителями власти науки, научной и культуры региона, бизнес-структурами, высшими учебными заведениями, партнерами, общественными организациями, СМИ и др.

С конца прошлого столетия в России создаются сайты разных типов и видов библиотек, в том числе и ОУНБ. Сайты формируются самыми различными способами и коллективами, причем процессы сайтостроения не носят систематизированного и стандартизированного характера.

Данное обстоятельство, с одной стороны, дает волю и свободу фантазии разработчикам и библиотечным работникам, участвующим в процессах сайтостроения. С другой стороны, такое положение затрудняет работу пользователей, последовательно обращающихся к нескольким сайтам подобных библиотек. Этот фактор, в частности, связан с тем обстоятельством, что не только по-разному называются и отображаются одни и те же разделы сайтов, но они находятся в разных местах веб-страниц, а некоторые просто отсутствуют и др.

В результате, по данным статистики, каждые шесть из десяти пользователей не могут в Интернете найти нужную им информацию или вынуждены очень долго ее искать. Одна из главных причин заключается в пренебрежении правилами юзабилити, в результате чего на поиск уходит больше времени и работа оказывается малоэффективной, что может выразиться у пользователей в нежелании повторно обращаться к такому ресурсу.

Последнее обстоятельство возможно связано с доступностью веб-сайтов и скоростью открытия веб-страниц, что зачастую обусловлено местом расположения сайтов. Так, весьма удаленные от пользователя сайты с невысокой скоростью работы телекоммуникаций будут работать медленно, а если произойдет авария на линии связи, то они станут недоступными на время ее ликвидации. Если же сервер с сайтом библиотеки расположен в библиотеке, где все электропитание обесточивается, например, на праздничные дни, то доступа к такому сайту в данный период времени не будет (данное явление, наблюдалось с несколькими рассматриваемыми библиотеками в период новогодних праздников в начале 2013 г.). Последнего случая касаются и аварии на линии связи от сайта библиотеки до провайдера Интернет-услуг – эта ситуация, видимо, коснулась сайтов Иркутской и Томской ОУНБ в начале 2013 года, в результате чего они несколько дней не работали. Причем Иркутская ОУНБ могла не работать и в связи с переездом в конце 2012 года в новое здание, о чем сообщалось на ее сайте с октября 2012 года.

Решение данных проблем, по мнению авторов настоящего пособия, заключается в размещении сайтов, особенно региональных, библиотек на высоконадежных серверных площадках, коими в настоящее время являются Центры обработки данных (ЦОД) и Датацентры, а также в использовании «облачных» технологий. В данном пособии они не рассматриваются. Конечно, если не работает любой сайт, то это может быть связано с финансовыми проблемами библиотеки, но эти вопросы не относятся к настоящему исследованию.

Разнообразие (точнее «разношерстность») сайтов побуждало исследователей во всем мире обследовать их, в том числе сайты библиотек, предлагать различные варианты стандартизации и совершенствования их эффективности и качества.

Исследования в области рассмотрения сайтов библиотек и определения их наполнения велись с конца прошлого – начала нынешнего века за рубежом и в России. За рубежом в середине 1990-х годов первые эмпирические исследования проблем создания и развития сайтов библиотек с использованием метода контент-анализа проводились Л.А. Клайдом [11].

О.В. Кулёва в 2009 году в своей работе «Обзор основных направлений исследований сайтов библиотек» отметила: «С начала 2000 г. данная проблема вызывает особый интерес российской и международной профессиональной общественности. Поэтому критерии и критериальные показатели оценки качества и эффективности сайтов при его проектировании, создании и функционировании как ресурса являются важнейшими задачами, требующими решения» [12].

В России еще в 2001 году В.П. Захаров в докладе «Анализ информационного наполнения сайтов российских библиотек (структурные метаданные о библиотеках)» представил набор из 45 признаков, разбитых на восемь разделов и высказал мнение, что «Эти признаки в большинстве случаев можно считать элементами метаданных, описывающих библиотечную деятельность» [13]. Многие из высказанных им положений актуальны и ныне, например, «Электронный каталог, несомненно, следует считать главным информационным компонентом Web-сайтов библиотек» [14], а также что на сайте библиотеки должны быть: карта сайта (он пишет «Карта сервера»), счетчик посещений, поиск по сайту, архив, оперативное обновление и др. Он же отметил: «Задача по созданию сайтов состоит в том, чтобы наполнить Web-страницы действительно ценным и глубоким содержанием и сделать их удобными для пользователя» [15], и предложил типовую схему библиотечного сайта, которая будет рассмотрена в данном пособии.

Однако остальные, полученные В.П. Захаровым данные устарели и не используются в данном исследовании. Например, В.П. Захаров утверждал, что «Дизайн библиотечных Web-страниц… не имеет кардинального значения». При этом известно, что пользователям приятно посещать веб-сайты навигационно удобные, имеющие стильное современное оформление и т. п. Конечно, здесь важно, чтобы страницы сайтов чрезмерно не отягощались мультимедийными объектами (графикой, анимацией и т. п.), быстро загружались, правильно отображались в окне браузера и др.

О.В. Кулёва в своем исследовании отметила: «Критерии оценки сайтов и их информационных ресурсов предложили сотрудники химического факультета Московского государственного университета, приняв во внимание параметры, характеризующие количественный и тематический состав ресурсного фонда образовательных сайтов (порталов), предоставляемый спектр и качество электронных ресурсов, их доступность, наличие дистанционного образования, интерактивных сервисов и электронной библиотеки» [16]. Там же она говорит: «…критерии и критериальные показатели [17] оценки качества и эффективности сайтов при его проектировании, создании и функционировании как ресурса являются важнейшими задачами, требующими решения» [18].

Большое внимание качеству информационных ресурсов по культуре уделялось Евросоюзом с самого начала его деятельности, и связанно это с предоставлением широким массам граждан Европы открытого доступа к культурным наследиям. В отношении культуры им поставлена цель создания «Европейского культурного пространства» (англ. «European Cultural Area») посредством выдвижения на передний план единого европейского культурного наследия, стимулирования плодотворного международного сотрудничества в этой области. Одним из направлений его деятельности является определение качества веб-сайтов, предоставляющих доступ к ресурсам по культуре [19].

В плане «e Europe 2002» ставилась задача обеспечить европейским гражданам доступ к информации, связанной со всеми сферами их жизни, позволяющий им пользоваться всеми преимуществами цифровых технологий. Одной из целей программы «e Content» является стимулирование создания Европейских информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним через глобальные сети для того, чтобы полностью использовать возможности, предоставляемые цифровыми технологиями, для перехода к обществу знаний. Отмечается, что «качественный сайт, в том числе, должен быть доступным для всех пользователей, независимо от их физических ограничений или используемых технологий, включая навигацию, содержание и элементы интерактивности…» [20] и др.

Вслед за Евросоюзом в 2009 году в России определенное исследование сайтов учреждений культуры проводилось НИИ информационных технологий социальных сфер Кемеровского государственного университета культуры и искусств (НИИ ИТСС КГУКИ). Представители этого НИИ утверждают, что официальные веб-сайты библиотек призваны соответствовать государственной культурной политике «(политике государства в области культурного развития) и выполнять возложенные на них функции и задачи в соответствии с нормами государственного бюджетного финансирования» [21]. Некоторые материалы их исследований и предложения будут рассмотрены далее, здесь же отметим мнения других специалистов о качестве библиотечных сайтов.

На страницах периодических изданий и в электронных публикациях рассматриваются различные аспекты организации и функционирования сайта библиотеки, а также предлагаются инновационные решения их развития. О.В. Кулёва выделяет «несколько основных групп исследуемых проблем: во-первых, посещаемость сайтов, цитирование их ресурсов; учет виртуальных пользователей; продвижение сайтов и их раскрутка [22]; во-вторых, обслуживание посредством сайтов [23]; в-третьих, практический опыт создания сайтов и подходы к формированию их контента. Также проводится сравнительный анализ структуры и принципов образования основных разделов сайта, предлагаются схемы "идеального" библиотечного сайта, даются некоторые рекомендации и методики по их созданию, продвижению ресурсов библиотеки посредством сайтов» [24].

И.Г. Крупнева и В.К. Степанов знакомят нас с основными методы продвижения библиотечных сайтов, к которым они относят: регистрацию в справочниках ресурсов и поисковых системах; использование баннерной рекламы; обмен ссылками и публикациями с сайтами аналогичной тематики; участие в конференциях, тематических форумах и системах рассылки [25].

Далее, продолжая свое исследование, О.В. Кулёва отмечает, что сайт должен соответствовать определенным требованиям, к которым Е.С. Гармс и Е.А. Охезина относят: «во-первых, релевантное и полное информационное содержание, причем главенствующую позицию должны занимать материалы, характеризующие деятельность организации; во-вторых, простая и логичная структура; в-третьих, регулярное обновление информации; в-четвертых, уникальный стиль – это дизайн, логотип и прочая атрибутика [26]. Таким образом, очень важно, чтобы информационное наполнение, ясная и логическая структура размещения информации и дизайнерское оформление библиотечной страницы гармонично совмещали в себе и традиции самой библиотеки и новые технологические решения» [27]. Текст выделен курсивом авторами, поскольку отвечает нашему представлению об исследуемых в данном пособии сайтах.

Она же говорит, что «Российскими исследователями разработана характеристика ценностных свойств электронного документа, к которым относится и веб-сайт [28]. Эти свойства следующие: актуальность тематики и содержания документа; полнота сведений об объекте в документе; оригинальность фиксированного знания; достоверность и точность приведенных сведений об объекте; оперативность отражения и распространения информации; соответствие документа целям закрепления знания» и сообщает, что для проведения Первого Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек были подготовлены критерии оценки сайтов, включающие четыре блок: содержание (или контент) сайта, дизайн, технологичность и системность» [29].

Последние 15 и более лет появляются библиотечные сайты, активно осваивая новое для библиотек информационное пространство. Энергично овладевая этим, порой называемым виртуальным, пространством, они столкнулись с проблемой не отсутствия, а многообразия требований и рекомендаций для создания качественных и эффективно функционирующих сайтов библиотек различных типов.

Е.В. Ковязина отмечает «Библиотекам требуется оценка не только эффективности сайта для информационного обслуживания читателей, но и оценка предоставляемых читателям информационных ресурсов – электронных каталогов, библиографических и полнотекстовых баз данных. Данные требуются как для годовых статистических отчетов, так и для совершенствования информационного обслуживания» [30]. А О.В. Кулёва в 2007 году утверждала: «… методология исследования интернет-пространства в целом, а также библиотечной веб-среды и структурирования информации на сайтах пока не сформулирована» [31]. В своем исследовании она предприняла попытку решить эту проблему.

Исследуя «Положение о третьем конкурсе библиотечных сайтов» 2009 года Г.С. Ганзикова отмечает, что «в разделе «Положения», отражающем критерии оценки сайтов, формулировки чаще всего начинаются со слов «наличие» (например, справочных служб, форумов, гостевых книг) и «полнота» информации. А вот слово «качество» применительно к информации встречается всего лишь раз» [32].

Все, представленные выше, мнения специалистов о качестве, содержании и дизайне сайтов, были взяты нами на вооружение при рассмотрении качественных показателей сайтов региональных библиотек, влияющих на их эффективность, а также информационную открытость и удобство навигации их пользователям. Они будут рассмотрены далее.

В пособии проводится анализ таких сайтов и попытка формирования предложений по их стандартизации с целью организации высокого качества сайтов, обеспечивающих информационную открытость и удобство навигации их пользователям. Увидеть главные страницы всех региональных библиотек, рассматриваемых в данном исследовании, можно в Приложении на компакт-диске.

Поскольку в пособии рассматриваются не только сайты ОУНБ, оно рассчитано на широкий круг специалистов библиотечного дела и информационных технологий как внутри библиотек, так и за ее пределами, занимающихся разработкой и поддержкой сайтов, по сути, любых типов библиотек, а также преподавателей, аспирантов и студентов вузов (в первую очередь культуры), в программы обучения которых входят рассматриваемые аспекты.
__________________________________

1. Мелентьева, Ю.П. Объект современного библиотековедения // Библиотековедение.– 2004.– №6.– С. 29.
2. Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле» // Библиотека и закон.–М., 1996.– С. 43.
3. Современная региональная библиотека в контексте построения обществ знаний [Текст] / И.П. Тикунова // Kitabxanalar bilikl?r c?mmiyy?tind? = Библиотеки в обществе знаний: Ikidilli Az?rbaycan-Rusiya layih?si.? Bak?, 2006.?S. 426–439.
4. Елепов, Б.С., Соболева Е.Б. Научные библиотеки в новом тысячелетии: проблемы взаимоиспользования ресурсов/ Материалы Регион. научно-практич. конф., 10–14 сентября 2001 г., г. Иркутск.– С. 8–12 [С. 10].
5. Из материалов Национального доклада «Информационные ресурсы России».– Режим доступа: http://www.gsnti.ru/.
6. Материалы взяты из Интернета по адресу: http://elibrary.ru/projects/citation/elibrary_about.asp.
7. Ремарка авторов: «а также краевой и т. п. библиотеки».
8. Отмечено авторами пособия, с целью отметить метафоричность данного высказывания.
9. Кукатова, Г.И. Центральная библиотека региона: позиционирование в социокультурной среде.– Режим доступа: http://www.jeducation.ru/6_2008/114.html.
10. Там же.
11. Clyde, L.A. The Internet for library and information science, the internet for research [Electronic resource].– URL: http://www.hi.is/~anne/internet.html (03.09.05); Clyde, L.A. The Library as information provider: the home page//The Electron. Libr.–1996.–№14.– P. 549– 558.
12. Кулёва, О.В. Обзор основных направлений исследований сайтов библиотек.–Режим доступа: http://elib.org.ua/different/ua_readme.php?subaction=showfull&id= 1265638906&archive= &start_from=&ucat=25&.
13. Захаров, В.П. Анализ информационного наполнения сайтов российских библиотек (структурные метаданные о библиотеках).– Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-357386.html?page=3.
14. Там же.
15. Там же.
16. Кулёва, О.В. Обзор основных направлений исследований сайтов библиотек// Библиосфера.–2009.–№3 (июль-сентябрь).–С.59–64 [С.62].–Режим доступа: www.elib.org.ua/favicon.ico. [Миняйлов, В.В., Покровский, Б.И. Образовательные ресурсы на сайтах российских университетов // Интернет-порталы: содержание и технологии.–М., 2004.– Вып. 2.– С. 250–284.]
17. Ремарка авторов: Четкого определения данного термина нет. Обычно он используется в образовании и, очевидно, должен являться показателем, выражающим некоторую предельную меру чего-либо.
18. Кулёва, О.В. Обзор основных направлений исследований сайтов библиотек// Библиосфера.–2009.–№3 (июль-сентябрь).–С.59–64 [С.62].–Режим доступа: www.elib.org.ua/favicon.ico. [Миняйлов, В.В., Покровский, Б.И. Образовательные ресурсы на сайтах российских университетов // Интернет-порталы: содержание и технологии.–М., 2004.– Вып. 2.– С. 250–284.]
19. Принципы качества веб-сайтов по культуре. Руководство.–М., 2006.– 64 с.– Режим доступа: minervaplus.ru/docums/10prncp.htm (на русском языке).
20. Там же.–С. 14.
21. Официальный веб-сайт. Проблемы отражения в открытом информационном пространстве основных функций библиотеки как социального института/Ольга Алдохина, Наталья Гендина, Надежда Колкова// 16-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2009» (6–14 июня 2009, Автономная Республика Крым, Украина).– URL: http://ellib.gpntb.ru/index.php.
22. Савельева, Л.Д. Информационно-сервисный центр РНБ: особенности функционирования в традиционной и электронной среде // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: XIII Междунар. конф. "Крым-2006" (Судак, 10–18 июня, 2006).–М, 2006.–С. 799–802.; Сапрыкин, Г.А. Новые формы учета и обслуживания пользователей в Государственной библиотеке Украины для юношества [Электронный ресурс] // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: XI Междунар. конф. "Крым-2004".–URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2004/disk/doc/290.pdf.
23. Багрова, И.Ю. Виртуальное справочно-информационное обслуживание (по материалам англоязычной печати 2000–2004 гг.) // Библиотековедение.–2005.–№6.–С. 42–48.; Жабко, Е.Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика.– СПб., 2006.–338 с.
24. Кулёва, О.В. Обзор основных направлений исследований сайтов библиотек// Библиосфера.–2009.–№3 (июль-сентябрь).–С.59–64.–Режим доступа: www.elib.org.ua/favicon.ico [Делоаш, С. Ориентированный на пользователя проект информационных сетевых сайтов // Междунар. форум по информ.–2002.–Т. 27, №1.–С. 13–15.; Ермаков, С.Г., Стахевич, А.М. Создание веб-сайта библиотеки: методологии и технологии // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: материалы 10-й юбилейн. Междунар. конф. "Крым-2003" (г. Судак, Автономная Республика Крым, Украина, 7–15 июня 2003 г.).–М., 2003.–Т.1.– С. 275–279.; Захаров, В.П. Анализ информационного наполнения сайтов российских библиотек (структурные метаданные о библиотеках) // Научные библиотеки в новом тысячелетии: проблемы взаимоиспользования ресурсов: материалы регион, науч.-практ. конф. (г. Иркутск, 10–14 сент. 2001 г.).–Новосибирск, 2002.–С. 140–143.; Калюжная, Т.А., Шпурик, В.В. Электронная библиотека ГПНТБ СО РАН // Библиосфера.–2007.–№2.– С. 33–42.; Келер, У. Систематические наблюдения за жизненным циклом web-страниц // Науч. и техн. б-ки.–2002.–№3.–С. 99–127.; Крепкова, О.Л. Библиотечный сайт как информационный портал // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Восьмая Междунар. конф. "Крым-2001".–М., 2001.–Т.1.– С. 215–216.; Кулёва, О.В. Web-сайт библиотеки, каким он должен быть // Библиотека и духовная культура нации : материалы регион, науч. -практ. конф. (г. Новосибирск, 23–27 сент. 2002 г.).–Новосибирск, 2002.–С. 245–249.; Филиппова, Л.Я. Создание контента (содержания) библиотечных веб-сайтов учебных заведений. (Из зарубежного опыта) // Науч. и техн. б-ки.– 2002.–№2.–С. 55–58.; Morin, N. Contenus et services des sites web des bib-hotlheques // Bull. bibl. France.–2003.– Bd 48, №4.– S. 9–13, 135, 137, 138.].
25. Крупнева, И.Г., Степанов В.К. Методы продвижения веб-сайта библиотеки // Науч. и техн. б-ки.– 2003.–№8.– С. 63–73.
26. Гармс, Е.С., Охезина, Е.А. Web-сайт как средство формирования имиджа библиотеки // Университетская библиотека: выбор пути: материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 1–3 нояб. 2001 г.).–Екатеринбург, 2002.–С. 20–24.
27. Кулёва, О.В. Обзор основных направлений исследований сайтов библиотек// Библиосфера.–2009.–№3 (июль-сентябрь).–С.59–64 [С.60].–Режим доступа: www.elib.org.ua/favicon.ico.
28. Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках: справочник / науч. ред.: Р.С. Гиляревский, Г.Ф. Гордукалова.–СПб.: Профессия, 2007.–664 с.– (Серия «Библиотека»). 30. Ковязина, Е.В. Web-метрики и оценка работы библиотеки //Научные библиотеки России: взгляд в будущее.– Новосибирск, 26–28 сентября 2012 г.
31. Кулёва, О.В. Формирование информационной структуры сайта библиотеки как эффективного инструмента взаимодействия в веб-среде.–Автореф. дисс… канд. пед. наук.– Новосибирск, 2007.
32. Ганзикова, Г.С. Конкурс сайтов: плюсы и минусы// Библиотека.– 2009.–№9.– С.15–17.



Оглавление

Введение

1. Основные понятия
2. Научные библиотеки
3. Анализ сайтов региональных библиотек
4. Анализ структуры и дизайна сайтов региональных библиотек
5. Навигация по сайту и доступность электронных информационных ресурсов на сайтах региональных библиотек России
6. Методические рекомендации по разработке структуры сайтов региональных библиотек
Заключение
Используемые сокращения
Приложение. Скриншоты главных страниц сайтов региональных библиотек
Рекомендуемая литература
Терминологический словарь


Наверх | Введение