КОМПЬЮНИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

НА БИБЛИОТЕЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗОВ

В последние годы наметился процесс интенсивного проникновения компьютеризации (компьютерных технических, программных средств и технологий) в учебный процесс на библиотечных факультетах вузов России. Во многих высших учебных заведениях созданы разного рода компьютерные центры, деятельность которых нацелена на обучение будущих специалистов библиотечного дела современным информационным технологиям. Потребность в таких специалистах обусловлена, во-первых, информатизацией общества, во-вторых, неуклонным ускорением научно-технического прогресса во всех отраслях знаний, в-третьих, потребностью оперативно и качественно предоставлять пользователям разнообразные информационные ресурсы, хранящиеся в любом уголке планеты и т.д. Обычно связанное с этим обучение сводится к овладению студентами компьютером как средством труда библиотечного работника, помогающим более эффективно выполнять многие традиционные ручные операции и процессы.

Однако явно недостаточно внедрения компьютеров в учебный процесс исключительно с целью обучить студентов работать на них с текстами и программами, позволяющими компьютеризировать библиотечные процессы. Достижения индустрии информации на первое место выдвигают задачу обеспечить через глобальные информационные сети интерактивный доступ любому индивиду к мировым информационным ресурсам, хранящимся в многочисленных машиночитаемых базах и банках данных.

Общеизвестны достижения в этой области, достигнутые благодаря созданию и успешному функционированию таких мощных компьютерных сетей, как OCLC, Internet, а в нашей стране - Relcom и др. В последние годы в Москве создается аналог OCLC, который носит название Libnet и будет на первом этапе способствовать взаимодействию компьютеризированных библиотек города в режиме теледоступа и электронной почты. Упомянутая ранее международная компьютерная сеть Internet представляет собой глобальную информационную систему, в состав которой входит около 2 млн. круглосуточно работающих ЭВМ. Ее услугами пользуются миллионы пользователей примерно в 100 странах мира. Библиотеки России через данную систему смогут обмениваться информацией практически с любой библиотекой мира. Только из Библиотеки конгресса США в этой компьютерной сети хранится около 20 млн. записей, не говоря уже о других крупных информационных центрах нашей планеты. При этом возникает возможность знакомиться с содержанием многочисленных “электронных” газет, журналов, сборников, книг и т.п. намного раньше, чем их полиграфические варианты выйдут в свет. Нами упомянуты лишь некоторые возможности электронной сети, словно паутина опутавшей большинство стран мира.

Использование библиотеками России информационных ресурсов мировых вычислительных сетей является важнейшим фактором их выживания и предпосылкой их выхода из тяжелейшего финансового кризиса, проникшего во все области жизни и деятельности в нашей стране. Основанием такой оценки является то обстоятельство, что на смену традиционному библиотечному принципу максимального обладания информацией на местах приходит парадигма, использующая доступ к максимальному объему разнообразной машиночитаемой библиографической и иной информации, рассредоточенной по всей планете. В условиях широкомасштабной информатизации общества использование такого подхода способствует как развитию самого общества, так и его библиотек.

В этой связи в большей степени становится актуальным переход высшего библиотечно-библиографического образования от обучения студентов компьютеризации к обучению компьюникации. Данный термин представляет собой совокупность двух слов: компьютеризация и коммуникация, т.е. компьютерные технические, программные средства и технологии в совокупности с современными средствами передачи информации на любые расстояния. Концепция подготовки библиотечных специалистов, акцентирующая внимание на использовании средств компьюникации, не означает отказа от достижений компьютеризации в обучении, так как последняя является ее органической составной частью. Компьютеризация необходима не сама по себе. Ее применение теперь целесообразно с целью более широкого использования сетевых возможностей ЭВТ, например, для создания и использования интеллектуальных систем коммуникации, оперативного извлечения необходимой информации, размещенной в этих системах и т.п.

Однако содержание подготовки студентов библиотечных специальностей в среде средств и технологий компьюникации вызывает потребность решения целого ряда сложных психолого-педагогических задач. На наш взгляд, наиболее актуальными из них являются: формулировка цели компьюникации библиотечного образования, разработка методик новой системы обучения, определение комплекса знаний, умений и навыков будущих специалистов по вопросам компьюникации библиотек, выбор и подготовка соответствующего комплекта технических и программных средств, а также разработка программ, учебников, учебных пособий и др.

Hosted by uCoz