КУЛЬТУРА ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ ВУЗОВСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ

Наметившийся бум проведения российскими вузами научных конференций обусловлен определенным объективными причинами, главные из которых, на наш взгляд, заключаются в чуть ли не единственной возможности очного или заочного общения специалистов, обмениваться мнениями и знаниями, выявлять тенденции развития общества, его научно-практического потенциала в различных областях науки и хозяйственной деятельности.

Важным стимулирующим фактором их роста несомненно является появившаяся у профессорско-преподавательского состава возможность свободно излагать самые различные точки зрения на насущные проблемы науки и техники. Последнее обстоятельство имеет и отрицательный аспект, заключающийся в значительной бесконтрольности появляющихся в печати материалов в связи с отсутствием надлежащей научной корректуры. В выступлениях представителей академической науки на конференции НТИ-99 (ВИНИТИ, Материалы 4 международной конференции 17-19 марта 1999 г.), прозвучала негативная оценка этого явления. Отмечалось, что некоторые публикации носят абсурдный или даже анекдотичный характер, что свидетельствует, на наш взгляд, об отсутствии в вузовской системе страны культуры подготовки к печати материалов.

Вторым “положительно-отрицательным” аспектом является перенос данной информации в сети Интернет. Положительный эффект связан с возможностью оперативного ознакомления всех желающих с присутствующей в Сети машиночитаемой информацией. Отрицательным является так называемая “замусоренность” Интернет. Тоже касается и издания подобных материалов на CD-ROM. Эти факторы свидетельствуют об искаженном понимании многими представителями любой страны культуры информации.

Определенные трудности возникают у организаторов подобных форумов. Они связаны, например, с принятием представителями оргкомитета решения о возможности включения материалов в подготавливаемые сборники даже от именитых ученых. Это обстоятельство не столько обусловлено низким качеством представляемых материалов, сколько зависит от способов представления материалов, различий мнений авторов и организаторов о предлагаемой тематике и её наполнении, форме и способе изложения данных и т.п.

Свернутые в виде тезисов научные материалы различных конференций, должны обладать новизной идей и предложений, открывать ранее неизвестные факты, предлагать конкретные решения, анализировать различные аспекты проблем и давать научно-обоснованные варианты их решений. Здесь должны проявиться не только содержательность материалов и оригинальность авторских подходов к осмыслению проблем, находящихся в сфере их научных интересов, но и культура формирования представляемых данных, которая влияет на повышение качества и практической значимости научных разработок. Рассмотрим последнее положение подробнее.

Мы полагаем, что практический аспект культуры подготовки материалов научных конференций (НК) может быть реализован с помощью систем упорядочения знаний, которые позволяют легко обнаруживать именно те документы (релевантные и пертинентные), которые нужны пользователю в данный момент времени. С этой целью предлагается формирование организационно-технологической цепочки.

Первоначально такая технология предполагает исследование двух последовательно проходящих НК, т.е. одна уже прошла, а проведение второй готовится. Подобный подход позволяет выявить не только копии материалов, представленные авторами на две последовательно проводимые конференции, но и, что наиболее важно, их новизну. Последняя может быть воспринята как “дельта” (приращение научного развития). Реализация такого подхода, в первую очередь, связана с проведением глубокого специального анализа всех материалов “первой” конференции с целью преобразования их содержания в объектно-ориентированные структуры. Сжатые таким образом данные позволяют выявить их связи между собой, а затем – внутренние и внешние связи таких материалов со сформированными для проведения конференции тематическими секциями. Для выполнения этих работ предлагается достаточно хорошо апробированная технология, использующая метод объектно-документального анализа (Т-МОДА, Сб. НТИ, Сер.2, 1991, №11, С.19-26).

Так как, конференции формируются на основе заранее определенных интересов их устроителей, выраженных в названии определенного набора предлагаемых к обсуждению тем-секций, то первым критерием включения любого материала в сборник является его соответствие обозначенной тематике. Таким образом, первым уровнем исследования информации является выявление соответствия предложенной проблематики представленному материалу. Здесь важным аспектом является предварительная подготовка, традиционная и/или электронная рассылка, а также публикация инструктивных материалов, нацеленных на использование их потенциальными участниками научных конференций. Она позволяет авторам научных материалов наиболее точно представить, что ожидают от них организаторы с тем, чтобы их материалы максимально соответствовали предложенной структуре, а значит нашли свое место не только в формируемом сборнике научных трудов, но и в самой науке. При этом возможно наличие материалов, косвенно связанных с одной или несколькими тематиками, что не следует воспринимать как отрицательное явление. Известно, что многие научные открытия формируются на стыке не только различных наук, но и порой взаимоисключающих проблем. Представленная методика позволяет выявлять и устанавливать эти связи.

Второй критерий заключается в определении уровня развития или новизны проблемы. Первоначально он оценивается на основе имеющихся у организаторов сведений о состоянии той или иной научной проблемы; затем – при подготовке “второй”, когда за основу берутся данные “первой” конференции. При этом возможно выявить связи как между материалами внутри одной, так и между обеими конференциями. В этом случае может быть определено наполнение секций содержательной информацией, логика развития самих конференций (модернизация или исключение названий секций, дальнейшее движение проблематики или её изменение).

Предварительная обработка материалов позволяет строить структурные схемы, представляющие значительный научный интерес для участников конференции, последующих исследователей, ученых и студентов. Эти схемы аккумулируют обработанные данные. По ним возможно проследить основные направления исследований и ответвления от них, проводимые представителями различных научных школ. Особый интерес обнаруживается в установлении связей материалов предыдущих с последующими конференциями. Исследователи на основе имеющихся у них данных из других источников информации способны самостоятельно развивать подобные схемы.

Обычно специалист не способен не только изучить, но и просмотреть все материалы, имеющиеся в одном сборнике, даже если тематика представляет для него научный интерес. В первую очередь это обусловлено дефицитом времени. Неизученные материалы порой содержат значительный нераскрытый потенциал, который может весьма долго дожидаться своего исследователя. Использование стандартного компьютерного программного обеспечения (ПО) позволяет легко обрабатывать машиночитаемые материалы конференций и строить соответствующие структурные схемы. При этом реально происходит активизация деятельности научных конференций за счёт быстрого ознакомления участников с опубликованными данными (точнее объектно-структурной схемой материалов), оптимизации их работы по совершенствованию и развитию достижений научной мысли.

Совершенно очевидно, что даже с учетом использования технологии МОДА и необходимого ПО достаточно велик объём выполняемых работ по обработке материалов прошедшей конференции. Однако на такую работу может быть отведено примерно полгода. Ведение аналогичным образом формируемой базы сведений готовящейся конференции должно быть весьма оперативно. Это связано с необходимостью с помощью Т-МОДА быстрой обработки неравномерно поступающих материалов после селекции их членами оргкомитета. Решение данной проблемы возможно путем обучения некоторого количества студентов и аспирантов, которые будут участвовать и в подготовке последующих конференции. Их обучение происходит на примере обработки реальных научных материалов, что способно положительно воздействовать на повышение уровня подготавливаемых вузом специалистов и на развитие науки в целом. На основе изученных материалов возможно более предметное, осмысленное и целенаправленное выполнение ими курсовых, дипломных и других научных работ; формирование из содержательной основы производных объектов и структур, представление их в виде собственных баз сведений.

Практическую реализацию технологии подготовки материалов вузовских конференций за счёт актуализации их аналитической составляющей предполагается осуществить в процессе подготовки конференции в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ) в 2000 году.

Hosted by uCoz