Библиотечные сервисы: научно-практическое пособие
Л.И. Алешин
М.А. Ордынская





Библиотечные сервисы





Москва 2015


ВВЕДЕНИЕ

Оглавление

Первоначально библиотеки были, как правило, частными, персональными хранилищами правителей и знати. Существует мнение, что первая общедоступная публичная библиотека появилась в Филадельфии (США) в 1731 году, а основателем её был Бенджамин Франклин. Сначала эта библиотека была бесплатной для всех членов кружка «Юнта», собственно сформировавших её из своих собраний книг (чуть больше двухсот томов). Но и тогда, как и впоследствии, когда она стала общедоступной, для пополнения собраний пользователи должны были вносить некоторую подписную плату. Эта библиотека существует ныне и содержит несколько сотен тысяч томов [1].

В России первые платные публичные библиотеки появились в конце XVIII века, а первую бесплатную библиотеку-читальню в г. Москве открыл просветитель Н.И. Новиков. В 1795 году была учреждена, а в 1814 году открылась Публичная библиотека в г. Санкт-Петербурге (ныне Российская национальная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина – РНБ). В 1862 году в г. Москве основана библиотека Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека – РГБ).

В конце XIX века в разных странах мира всё чаще появляются публичные библиотеки, предназначенные для различных слоёв общества, а также книжные магазины и общественные заведения, позволяющие посетителям читать и обсуждать прочитанное. Ими стали пользоваться и простолюдины, причём они могли не только читать, но обсуждать прочитанное и иные проблемы. В России во второй половине XIX века стали организовываться губернские, уездные и городские библиотеки, главным образом в экономически развитых районах страны. По данным первой библиотечной переписи в 1934 году в СССР работало 116 тыс., к 1941 году функционировало 277 тыс. библиотек, а на 1 января 1976 года имелось 350 тыс. всех видов библиотек.

В основном библиотечное обслуживание различных слоёв населения начиналось с предоставления им книг в разных, как правило, общественных помещениях. С возникновением открытых публичных библиотек такое обслуживание смещается в специально оборудованные читальные залы.

В 80-е годы XX столетия Ю.Н. Столяров определил следующий набор библиотечных услуг:

В дальнейшем обслуживание читателей совершенствовалось, увеличивалось число услуг, предоставляемых библиотеками. В конце XX столетия в ГОСТе7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» был представлен перечень библиографической продукции (Раздел 3.3.2. Библиографическая продукция). Ряд дополнительных библиотечных услуг появился в начале XXI века. В РБА (Российская библиотечная ассоциация) различают библиографические, документные, культурно-просветительские, образовательные услуги и др. [3]

Услуги стали увеличиваться не только количественно и, конечно же, более качественно, но и предоставляться самым различным категориям пользователей. ИФЛА отмечает, что «Каждый индивид в нашем глобальном обществе имеет право на полное библиотечное и информационное обслуживание» [4]. Решению данной проблемы в значительной мере способствует Интернет. По оценке специалистов ныне 93,1% подрастающего поколения пользуется Интернетом независимо от места проживания, пола и возраста.

Основные виды современных библиотечных услуг рассматриваются в данном пособии.

Знаковые существенные изменения, связанные, в первую очередь, с информационным обслуживанием населения, происходят с конца XX века. Они определены широким распространением самой разной компьютерной техники и проникновением Интернета, обусловившими возникновение в пространстве последнего множества самых разнообразных и, зачастую, некачественных информационных ресурсов и услуг. Постоянный рост числа пользователей Интернета и предлагаемых им информационных продуктов и услуг сформировал у многих индивидов, особенно молодого поколения, мнение, что он способен заменить им предоставляемое библиотеками информационное обслуживание. Конечно, такое мнение ошибочно, особенно с учётом негативных факторов данного явления, однако вряд ли кто-либо станет отрицать то обстоятельство, что в Интернете его посетители действительно находят много необходимой им самой разнообразной (в том числе мультимедийной) и даже некачественной информации.

Что же происходит с библиотеками?

Хотя у каждого вида библиотек есть свое назначение, все они, как справедливо отмечает М.Я. Дворкина, выполняют одни и те же основные функции-роли: информационную, коммуникационную, культурную, просветительную, образовательную и др. Она замечает, что «Меняются акценты и в социальной роли библиотек. Если в XIX в. и начале XX в. общество инициировало, главным образом, просветительную роль библиотек, в годы советской власти – идеологическую, то в последнее десятилетие – информационную (обеспечение доступа к информации, ориентация в ней) и образовательную» [5]. Далее она отмечает, что «Библиотеки, как и всегда, выполняют библиографические справки, но увеличился спрос на тематические библиографические и фактографические справки. Растет число запросов на правовую, экономическую информацию. Высокие информационные технологии меняют сам способ пользования библиотекой. …сегодня мы наблюдаем тенденцию увеличения категории удаленных от библиотеки пользователей, а следовательно, расширение поля доступа к библиотечной информации» [6].

Разберемся с некоторыми основными понятиями.

Библиотечная услуга – результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определённую потребность пользователя библиотеки.

Какие основные виды услуг оказывает современная библиотека?

Если снова обратиться к М.Я. Дворкиной, то в её лекциях найдём следующее высказывание: с конца прошлого столетия «Библиотеки предоставляют электронный каталог, проблемно-ориентированные базы данных (в том числе, библиографические, реферативные, полнотекстовые БД на CD-ROM), делают распечатки из них, запись на дискеты пользователя. Выполняют копии звукозаписей, видеозаписей, предлагают услугу сканирования документов, выдают напрокат видео и другую аппаратуру. Полнотекстовые электронные документы тоже становятся доступными пользователям. Предоставляются сетевые услуги (Интранет, Интернет)… По-прежнему пользуются вниманием пользователей услуги ксерокопирования, факса. …многие публичные библиотеки особое внимание уделяют предоставлению информации для населения, оперативной информации о том, где можно получить то или иное образование, купить определенный товар, посмотреть спектакль, как добраться до пункта назначения, как провести свадьбу, проводы на пенсию, как накрыть праздничный стол, где находится та или иная организация (справки по поиску адресов учреждений, предприятий весьма распространены) и т. п. Развиваются обучающие услуги, в частности, занятия, курсы, консультации по работе в Интернете (известна, например, форма «День Интернета»), пользованию электронными каталогами, базами данных. …работают молодежные клубы… Некоторые библиотеки выполняют также издательские услуги. …в условиях использования современных технологий блок реализации услуг осуществляется почти без участия библиотекаря, посредством... работы самого пользователя при отборе нужной ему информации. …основные усилия библиотекарь теперь должны сосредоточить на …» том, чтобы «выявить потребности пользователей и возможности по их удовлетворению, продумать и организовать в соответствии с ними новые виды услуг (Интернет с электронной почтой, интерактивным общением и др., использование оптических носителей информации), а также информационноемкие услуги, связанные с анализом текста, создать комфортную библиотечную среду (доступность информации мировых ресурсов, удобство ориентировки в них, духовность общения и т. п.) как для удаленных пользователей, так и тех, кто приходит в библиотеку, а также систематически анализировать работу системы обслуживания, чтобы учесть изменения, новые требования к ней и осуществлять обслуживание в соответствии с ними» [7].

Важность приведенных высказываний обусловлена тем обстоятельством, что М.Я. Дворкина, как высокопрофессиональный специалист в области библиотечного обслуживания, отметила в приводимом нами материале почти все основные тенденции данного вида библиотечной деятельности, в той или иной степени присущие библиотекам XXI века.

Обращая внимание на весьма важные наблюдения и выводы М.Я. Дворкиной, заметим, что с момента их появления в печати прошло более 10 лет, а следовательно, необходимо внести соответствующие коррективы, связанные с последними новшествами и перспективами развития самых разных видов современного библиотечного обслуживания.

Одно из первых замечаний, о чем вскользь говорилось выше, связано с тем обстоятельством, что с конца прошлого столетия производство и распространение информационных (в первую очередь электронных) услуг во всем мире стало бизнесом, причём осуществляемым государственными, коммерческими организациями и даже отдельными лицами или группами людей. Такое положение побуждает библиотеки не только оперативнее и эффективнее выполнять свои базовые обязанности, а также внедрять самые различные виды социальных услуг, но вызывает у них потребность задуматься о месте и формах существования библиотек хотя бы в ближайшем будущем (вектор развития библиотек).

Специалисты отмечают все возрастающую роль социального обслуживания, осуществляемого современными библиотеками. Н.М. Люцко замечает, что такое обслуживание «способствует социальной адаптации личности и повышению ее информационной культуры» [8].

Несмотря на то, что некоторые специалисты относят к главным преимуществам библиотек – ресурсную базу достоверных печатных документов и иных данных, а также профессионализм сотрудников в области поиска и предоставления таковых любым категориям пользователей [9], что несомненно важно, для большинства потенциальных пользователей традиционных услуг библиотек такая база все менее актуальна, причём молодое поколение быстро учится пользоваться современными компьютерными программно-техническими средствами и Интернетом, а также, обычно методом проб и ошибок, осваивает современные способы поиска нужной им информации.

При этом из сказанного выше, на наш взгляд, именно помощь профессиональных библиотечных работников, в основном в качестве навигаторов в море информационных продуктов и услуг, может оказаться одной из самых важных услуг для различных категорий индивидов и организаций, по крайней мере, ныне и в ближайшем обозримом будущем (не менее 10 лет). Кроме того, чтобы можно было осуществлять эффективный поиск нужных пользователям материалов, необходимо, чтобы кто-то (а это именно работники библиотек) соответствующим образом обработал, сохранял и выставлял, главным образом в Интернете, такие материалы. При этом некоторые исследователи отмечают, что для определённой категории «людей важным является профессионализм сотрудников библиотеки, которые в состоянии помочь с выбором и рассказать о новинках» [10].

Следует отметить, что в абсолютном большинстве случаев библиотеки должны пересмотреть свою деятельность и адаптировать её к запросам социума, ориентируясь на имеющийся и появляющийся спрос в области социального культурно-массового и информационного обслуживания любого, заинтересованного в таких услугах и продуктах, представителя нашей страны, а в некоторых случаях и мира. В этой связи приведём высказывание Клауса-Петера Бёттгера, председателя Европейского бюро библиотечных, информационных и документационных ассоциаций (EBLIDA), который отмечает, что «библиотека – это реальное и виртуальное [11] демократическое пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации…». Его гипотезу развивает Г. Винета, утверждающая, что «основой всего процесса обслуживания является информационная и социальная функция, под влиянием которой публичные библиотеки превращаются в реальный центр информационного и духовного соприкосновения в местной общественной жизни» [12].

Таким образом, европейское библиотечное сообщество пытается найти консенсус между виртуальными и реальными библиотеками, пользователями и видами услуг, которые может и должная оказывать современная библиотека своим пользователям. Отечественные специалисты придают важное значение пониманию представления библиотек как информационных центров, отмечая одновременно, что таковые должны стать интеграционными структурами, формирующим общее информационное пространство, то есть обеспечивающими как традиционное, так и виртуальное библиотечно-информационное обслуживание всех категорий пользователей с широким использованием возможностей Интернета и социальных сетей. Е.В. Линдеман считает, что «Библиотека – это служба информационного сервиса для всех возрастов, для всех регионов и населенных пунктов» [13]. Обо всём этом и пойдет речь в нашей книге.

Данное пособие построено таким образом, что в каждом разделе укрупнёно рассматриваются основные виды библиотечных услуг, поэтому связанные с ними теоретические аспекты введены не в отдельный раздел, например, «Общие положения», а включены в соответствующие разделы книги. Причём некоторые общие принципы и термины нашли свое отражение во Введении.

В первую очередь определимся с основным понятием данного пособия.

Библиотечная услуга – это конкретный результат библиотечного обслуживания (полезный эффект библиотечного труда), удовлетворяющий определённую потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации и т. д.) [14].

Данное терминологическое понятие упоминается в отечественном библиотековедении примерно с конца 1970-х годов. Специалисты справедливо отмечают, что если потребность (запрос, просьба, вопрос, заказ и его выполнение и др.) не была удовлетворена, то услугу нельзя считать оказанной, при этом она в любом случае выполнялась. Очевидно, что если библиотека работала над выполнением той или иной услуги, но потребность по любым причинам не была удовлетворена, то такую услугу нельзя считать оказанной, однако определённые ресурсы в попытке её выполнить привлекались и использовались. Более того, полученные результаты целесообразно сохранить, ибо в дальнейшем они могут использоваться как для удовлетворения новых запросов пользователей, так и формирования новых услуг библиотек. В любом случае требуется выяснить причину невыполнения услуги и постараться в дальнейшем её устранить.

Библиотечная услуга – это процесс (действия, операции и т. п.) и результат библиотечной деятельности, направленной на удовлетворение, в первую очередь, информационных потребностей пользователей библиотеки.

В современных условиях трансформируются различные компоненты деятельности и услуги библиотек, значимая часть которых связана как с Интернетом, так и с культурно-массовой и досуговой деятельностью. Специалисты РГБ предлагают услуги библиотеки (библиотечно-информационные услуги [16]) воспринимать, как общественно-полезные действия, обеспечивающие доступ к документам и информации (в том числе к электронным библиотечно-информационным ресурсам, а также Интернету), а также удобства, предоставляемые населению библиотекой. Последняя фраза слишком обща, и не раскрывает современного состояния, а также вектор развития библиотек, что в определённой степени будет отражено в данном пособии.

Конкретным потребностям пользователя библиотеки соответствуют определённые, как правило, специфичные, услуги и продукты, коих множество, а число их постоянно и трансформируется, и растёт. Какие же услуги и продукты предлагают современные отечественные библиотеки? Очевидно, что предложения библиотек должны коррелироваться с потребностями их пользователей. В Справочнике библиотекаря определены следующие потребности пользователей библиотек:

Специалисты отмечают, что «С точки зрения особенностей предоставляемых читателям сведений и/или материалов различают:

Хотя такое деление вполне очевидно, но однозначно принимать его затруднительно, так как некоторые названные виды услуг могут коррелироваться между собой, например, коммуникативные и консалтинговые, образовательные услуги при решении вопросов, связанных с кружковой деятельностью и др.

С точки зрения ресурсов, использованных для оказания услуг, различают обслуживание на базе только собственного фонда и СБА [19] и услуги с привлечением совокупных информационных ресурсов общества. Последние занимают все большее место, неизмеримо расширяя возможности библиотек и повышая их престиж» [20].

По результатам исследования, проводимого в июне 2012 года специалистами факультета социологии Национального исследовательского университета Высшей школы экономики в районных московских библиотеках, было выявлено, что самыми популярными «оказались следующие десять сервисов: «Единый межбиблиотечный абонемент пользователя» (наиболее популярная услуга – 5 баллов); «Ксерокс/ламинирование/печать/брошюрование» и «Электронный каталог библиотеки» (4,89 балла); «Выдача книг на дом (в т. ч. медиаматериалов)» и «Запись информации на носители (флеш-карты, CD)» (4,78 балла); «Медиатека (музыкальные диски, фильмы, языковые аудиокурсы)» и «Обновляемый интернет-сайт библиотеки» (4,67 балла), «Летний читальный зал под открытым небом (open air library)» [21]. Наименее популярными услугами в их исследовании (4,56 балла) оказались: «Библиографическое оформление списка литературы», «Виртуальная справочная служба библиотеки», «Компьютерный и интернет-класс», «Продление читательского абонемента/срока пользования изданием посредством электронной почты» [22].

Авторы аналитической записки систематизировали исследованные ими услуги библиотек следующим образом:

Они обращают внимание на то, «что практически все перечисленные сервисы связаны с информационно-компьютерным обеспечением работы библиотеки» [24] и выделяют в них:

Одновременно они отмечают, что в исследованных библиотеках «не слишком развиты интернет-ресурсы – собственный сайт есть у редких библиотек…. Электронные каталоги и онлайн-помощь также практически отсутствуют. Для лиц с ограничениями здоровья в районных библиотеках (кроме специализированной библиотеки в Центральном административном округе) не предложено никаких сервисов (за исключением обслуживания на дому)…» [27].

Упоминавшиеся выше термины «читатель», «пользователь» и «посетитель» также требуют определения.

Читатель библиотеки – это лицо, пользующееся библиотекой на основании официальной записи в установленных документах; посещающее библиотеку, главным образом, с целью получения материалов для чтения.

Пользователь библиотеки – это отдельное лицо или организация, обращающаяся к её услугам. Данный термин не упраздняет понятия «читатель», а расширяет его.

Посетитель библиотеки – это лицо, пришедшее в библиотеку, как с определённой целью, так и без оной.

Посетитель библиотеки совершенно необязательно должен быть её пользователем и, тем более, читателем. Он может случайно «зайти на огонек», прийти на какое-либо мероприятие или для получения доступных ему услуг и пр. При этом и читатель, и пользователь библиотеки могут быть посетителями выставок, участниками различных мероприятий, получателями справок и др.

Далее обратим внимание на оказываемые библиотеками услуги. В этой связи следует заметить, что никто пока ещё не навязывает библиотекам услуги, которые они должны оказывать населению. Хотя определённые предложения обычно поступают от вышестоящих структур, тем не менее, библиотеки самостоятельно определяют номенклатуру оказываемых услуг, опираясь, в первую очередь, на потребности потенциальных пользователей, а также возможности предоставления им таких информационных продуктов и услуг. При этом, несомненно, библиотеки должны учитывать существующие в обществе и государстве ценностные ориентиры. В этой связи нельзя не заметить, что повсеместно происходит всё большее вовлечение библиотек в социальную сферу деятельности.

Специалисты отмечают, что с точки зрения режима обслуживания библиотечные услуги могут быть разовые или представляемые на постоянной основе (выставки и указатели новых поступлений, ИРИ [28]); с точки зрения основания для предоставления услуги – они могут являться ответом на конкретные читательские запросы и инициативными, подготавливаемыми персоналом, а с точки зрения ресурсов – они могут использоваться для оказания услуг с привлечением совокупных информационных ресурсов обществ [29].

С.В. Дригайло, В.Г. Дригайло предлагают свой вариант понятия «Библиотечная услуга» Рис. 1.

Рис. 1. Понятие «Библиотечные услуги» по С.В. Дригайло, В.Г. Дригайло

В Руководстве ИФЛА [30] сказано, что общая политика и организация практической работы библиотеки должны основываться на потребностях клиентов и удобстве оказываемых им услуг, а не на удобстве для самой библиотеки и её персонала. Качественные услуги могут оказываться тогда, когда библиотека восприимчива к потребностям своих клиентов и организует свою работу так, чтобы эти потребности удовлетворялись.

Ю.Н. Столяров трактует качество как нерасторжимую совокупность внутренних и внешних, существенных и несущественных свойств процесса библиотечного обслуживания [31]. Другие специалисты важным критерием качества считают эффективность библиотечного обслуживания: «критерием библиотечного обслуживания является не объем библиотечных услуг, предоставленных населению за определенный период времени, а полнота удовлетворения общественных потребностей (групповых, индивидуальных) в библиотечных услугах. Именно этот критерий следует брать за основу оценки эффективности библиотечного обслуживания [32]».

В отношении доступности услуг библиотек следует отметить, что большинство из них являются бесплатными. «Платными становятся главным образом те услуги, которые требуют дополнительных, не обеспечиваемых государством материальных затрат, связанных с использованием копировально-множительной техники, компьютерных сетей связи, обращения к коммерческим базам данных и т. д.» [33]. Последние занимают всё большее место. И хотя при этом расширяются возможности оказания услуг библиотеками, они зачастую вынуждены оказывать такие услуги на платной основе [34]. «…отрицать принцип платности для внеплановых и очень затратных мероприятий бессмысленно» [35]. О платных библиотечных услугах говорится в специальном разделе.

Исследование множества материалов, посвящённых библиотечным услугам, показало, что ныне нет их чёткой многоаспектной классификации. В данном пособии не ставится подобная цель – для этого необходимо проводить отдельное самостоятельное исследование.

В книге рассматриваются как названные выше услуги, так и иные, входящие в состав наиболее популярных сервисов современных библиотек.


__________________________________

1. Мирабо. Меттерних. Франклин. Вашингтон. Линкольн: Биогр. повествования/ Сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева.–2-е изд.–Челябинск: Урал LTD, 1998.–496 с. [С. 251–254].
2. Столяров, Ю.Н. Критерий оценки библиотечного обслуживания: учеб. пособие/ Ю.Н. Столяров.– М.,1982.– 147 с.
3. Обеспечение качества информационно-библиотечного обслуживания: пособие для руководителей библиотек/РБА; отв. сост. и рук. проекта Куликова Л.В.; сост. Кузнецова Т.В. (и др.).– СПб.: Изд-во РНБ, 2013.–С. 18.
4. Мультикультурные сообщества: Руководство по библиотечному обслуживанию 3-е издание.–ИФЛА, 2009. –С. 5.
5. Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. Лекции.–М.: Изд-во МГУКИ НПО «Профиздат», 2003.– 48 с.– Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v54616/дворкина_м.я._библиотечное_обслуживание_новая_реальность).
6. Там же.
7. Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. Лекции.–М.: Издательство МГУКИ НПО «Профиздат», 2003.–48 с.
8. Люцко, Н.М. Библиотечное обслуживание в электронной среде: теоретико-методологический аспект (Электронная презентация).
9. Об этом, в частности, говорится в материале Т.Н. Двуреченской О передаче сведений с помощью программы «МОБИБЛ»// Библиотека.– 2010.– №8.– С. 18– 22.
10. Аналитическая записка по результатам комплексного пилотного исследования библиотечных сервисов Москвы.–М.: НИУ ВШЭ, 2012.– 27 с. [С. 26].
11. О виртуальности библиотек и библиотечных услуг поговорим в специальном разделе.
12. Винета, Г. Тенденции современного библиотечного обслуживания.– Рига, 2008 / Геркена Винета.– Режим доступа: www.temm.ru/ru/section.php?docId=4599.
13. Линдеман, Е.В. Наш лозунг Информацию пользователю! или найти, собрать, обработать, доставить и предоставить (на примерах использования ресурсов ГПНТБ России как одной из библиотек страны), Презентация, Слайд 45.
14. Справочник библиотекаря/ Науч. ред. А.Н Ванеев, В.А. Минкина.–СПб., «Профессия», 2005.– с.177.–(Серия «Библиотека»); Обеспечение качества информационно-библиотечного обслуживания: пособие для руководителей библиотек/РБА; отв. сост. и рук. проекта Куликова Л.В.; сост. Кузнецова Т.В. и др.– СПб: Изд-во РНБ, 2013.–С. 19.
15. Басов, С.А. Методологическое значение цели в исследовании библиотечной деятельности // Вопросы управления библиотечными системами. –Л., 1986.–С. 46–64.
16. В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ от 8 мая 2010 г. библиотечно-информационные услуги оказываются библиотекой в рамках выполнения государственного (муниципального) задания.
17. СБА – справочно-библиографический аппарат.
18. Справочник библиотекаря/ Науч. ред. А.Н Ванеев, В.А. Минкина.–СПб., «Профессия», 2005.– С. 178–180.–(Серия «Библиотека»).
19. СБА – справочно-библиографический аппарат.
20. Библиотечные услуги (Библиотека Автограда, Самарская обл., г. Тольятти).– Режим доступа: http://libavtograd.tgl.ru/search.php?page_id=863.
21. Данный сервис относится к внестационарному библиотечному обслуживанию, о котором желающие могут прочитать в пособии «Алешин, Л.И. Внестационарное библиотечное обслуживание.–М.: Литера, 2014».
22. Аналитическая записка по результатам комплексного пилотного исследования библиотечных сервисов Москвы.–М.: НИУ ВШЭ, 2012.– 27 с.
23. Там же, С. 8.
24. Там же.
25. Некоторые специалисты утверждают, что медиатеки это разновидность библиотек или специально оборудованные читальные залы – электронные читальные залы.
26. Аналитическая записка по результатам комплексного пилотного исследования библиотечных сервисов Москвы.–М.: НИУ ВШЭ, 2012.– 27 с.
27. Там же.
28. ИРИ – избирательное распределение информации.
29. Справочник библиотекаря / Науч. ред. А.Н Ванеев, В.А. Минкина.–СПб., «Профессия», 2004.–448 с.–(Серия «Библиотека»), С. 149.
30. Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек. 2-е полн. пересм. изд. / ИФЛА, РБА; сост. К. Кунц, Б. Габбин; науч. ред. изд. на рус. яз. В.Р. Фирсов.– СПб.: Изд-во «Рос. нац. б-ка», 2011. – 183 с. [С.71].
31. Столяров, Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход.–М.: Книга, 1991.– 191 с.
32. Кожевникова Л.А., Павлова Л.П., Соколова И.Г. Библиотечная услуга и ее экономическая оценка: Препринт 93-2 / Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН. –Новосибирск, 1994.– 20 с.
33. Справочник библиотекаря / Науч. ред. А.Н Ванеев, В.А. Минкина.–СПб., «Профессия», 2004.–448 с.–(Серия «Библиотека»), [С. 149].
34. Там же.– С. 150.
35. Девяткина, Л.В. Современные аспекты массовой работы в библиотеке. // Панорама библиотечной жизни области: опыт, новые идеи, тенденции развития. Вып. 1 (37).–Нижний Новгород, 2005.– С.32–39.



Оглавление

Введение

1. Читальные залы и абонемент библиотек
2. Заказ книг, МБА и ЭДД
3. Библиографические услуги в библиотеках
4. Выставочная и рекламная деятельность библиотек
5. Культурно-массовые мероприятия в библиотеке
6. Кружковая деятельность библиотек
7. Электронные и оргтехнические услуги внутри библиотек
8. Интернет и виртуальные услуги библиотек
9. Мобильные (переносные) электронные библиотеки
10. Платные библиотечные услуги, права библиотек по их оказанию
Заключение
Литература
Терминологический словарь
Использованные сокращения
Приложения


Наверх | Введение