МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА БИБЛИОТЕКИ КАК

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

(Из материалов конференции на сайте ГПНТБ России)

 

Рассмотрено направление библиотековедения – материально-техническая база библиотеки, связанное со строительством и реконструкцией зданий библиотек, модернизацией технологического оборудования, перепланировкой и оформлением помещений на основе применения дизайнерских решений, расширение их функционального назначения и т.п.

Предлагаются практические меры по совершенствованию высшего образования в данной области – включение в стандарт на высшее библиотечно-библиографическое образование и учебный процесс соответствующих учебных дисциплин.

The direction material-technicals base of library, connected with construction and reconstruction of buildings of libraries, modernization of the process equipment, re-planning and registration of rooms is considered on the basis of application of the design decisions, expansion of their functional assignment etc.

The practical measures on perfection of higher education in the given area – inclusion in the standard of higher library education and educational process of the appropriate educational disciplines are offered.

 

Решение вопросов обеспечения пользователей необходимой им информацией и, как следствие, повышение общественной значимости библиотек затрагивает многие аспекты библиотечного дела. Немаловажными среди них являются проблемы размещения фондов документов на различных носителях, создания комфортных условий работникам библиотеки и читателям, обеспечения сохранности документов и т.п. Эти предметы имеют непосредственное отношение к одной из составляющих библиотеки как системы – ее материально-технической базе. Последняя представляет собой одно из направлений библиотековедения, исследующее, в том числе, взаимосвязи, взаимозависимости и воздействия между библиотекой и окружающей средой – здания, оборудование, условия нормальной работы библиотекарей и читателей и др. К ней относятся и системы оперативного мониторинга за внутренними и внешними источниками загрязнения окружающей среды, потенциальной опасности в книгохранилищах, читальных залах и других помещениях библиотек.

Несмотря на множество проблем как в нашей стране, так и за рубежом, связанных с развитием библиотечного дела, строительство и реконструкция зданий библиотек, модернизация технологического оборудования, перепланировка и оформление помещений на основе применения дизайнерских решений, расширение их функционального назначения и т.п. имеют не последнее место среди важнейших задач, решаемых библиотекарями. К сожалению, приходится констатировать, что потребность реализации некоторых из них появляется у библиотекарей лишь тогда, когда их или их коллег постигло несчастье – пожар, стихийное бедствие, кражи и др. В то же время известно, что стихийные бедствия в библиотеках имеют устойчивую тенденцию к повторению через каждые десять лет, если не заниматься вопросами их безопасности. Множество подобных примеров в любых уголках планеты свидетельство тому. Одна из причин подобного явления заключается в отсутствии у библиотекарей необходимых знаний, умений и навыков.

Следует отметить, что потребность проведения реконструкции библиотек часто связана с тем обстоятельством, что они располагаются в исторически значимых зданиях-памятниках. В этом случае приходится решать одновременно две проблемы. Во-первых, поддерживать внешний и внутренний облик здания в соответствии с его первоначальным видом. Во-вторых, осуществлять перепланировку помещений и модернизацию оборудования (особенно технических коммуникаций) в условиях практически полной неприспособленности таких зданий для выполнения ими библиотечных функций.

Формируемая за рубежом концепция современной библиотеки как национального центра обслуживания все более связывается с созданием на ее базе местного культурно-информационного центра, что влечет за собой потребность организации в ней помещений для проведения как массовых, так и мелкогрупповых мероприятий культурно-просветительного, развлекательного, декоративно-прикладного и иного характера. Одновременно с реализацией подобных программ возникает потребность обеспечения сохранности как носителей информации и зданий библиотек, так и, не в меньшей мере, сохранения жизни значительного количества людей, которые могут одновременно оказаться в здании с повышенной пожарной или иной опасностью. Иностранные специалисты утверждают, что потребность строительства новых и реконструкции старых зданий библиотек объясняется, в первую очередь, этим обстоятельством, т.е. необходимостью реализации требований, предъявляемых к ним в современном информационном обществе. Так, все библиотеки, строившиеся в последнее время за рубежом, учитывают возможности обслуживания инвалидов. В рамках ИФЛА функционирует секция “Библиотечные здания и оборудование”, основным направлением деятельности которой является обобщение опыта и разработка рекомендаций в области проектирования, строительства зданий, оборудования и оформления помещений библиотек. В последнее время выявились новые подходы к организации пространства библиотек, ориентированные на гибкие (легко преобразуемые), открытые объемы внутренних помещений библиотеки, способствующие быстрому доступу пользователей к максимально открытой разнообразной информации и, одновременно, возможности работы читателей в максимально комфортных условиях (изолированные боксы и т.п.). Тем самым их практическая деятельность подтверждает известный принцип зависимости качества библиотечного обслуживания от используемой материально-технической базы библиотеки.

В нашей стране имеются одиночные примеры строительства новых и реконструкции старых зданий библиотек: строительство нового здания РНБ, реконструкция и ремонт в РГБ, модернизация ЦБС “Кунцево” и др. При этом используются как опыт зарубежных коллег, так и собственные, порой уникальные и нетривиальные, решения. Примеров же библиотек, обслуживающих инвалидов, передвигающихся с помощью специально оборудованных колясок, найти не удалось.

Несмотря на важность данных вопросов, эти аспекты библиотечной деятельности не нашли отражение в современном стандарте на высшее библиотечно-библиографическое образование в нашей стране. Более того, на протяжении последних десяти лет в России даже среди специалистов наблюдается спад интереса к исследованию и освещению в специальной печати проблем, связанных с материальной базой библиотек. Это явление легко обнаруживается простым изучением тематики публикаций ведущих периодических библиотечных изданий России (НТБ, Библиотековедение, Библиографоведение, Библиотека) за данный период. Тоже происходит и в СНГ. Анализ материалов международных библиотечных конференций за последние пять лет, организуемых российскими учреждениями (в них активно участвуют представители библиотечного дела ряда стран ближнего зарубежья), свидетельствует о присутствии единичных тезисов и докладов, да и те лишь частично затрагивают данную тему. Но даже в столь редких публикациях звучит вывод об отсутствии методического обеспечения библиотекарей в области организации библиотечных зданий, о необходимости подготовки специалистов по данным проблемам и др.

Падение интереса к данным проблемам, по-видимому, обусловлено увлечением многих библиотечных и др. специалистов автоматизацией библиотечных процессов, Интернет и т.п. Возникает ощущение, что они связывают стратегию дальнейшего развития библиотек не столько с глобальными задачами строительства (реконструкции, модернизации и т.п.) библиотек, сколько лишь со строительством для них баз данных и обмена информацией с помощью глобальных вычислительных сетей.

Хотя само по себе это явление правомерно и даже необходимо, не следует игнорировать важность и необходимость решения вопросов материально-технической базы библиотеки. Реализация данной задачи требует концентрации усилий специалистов, работающих в разных областях науки и библиотечного дела.

Проводившийся автором на протяжении трех последних лет опрос специалистов показал – теоретики и практики библиотечного дела отмечают, во-первых, необходимость изучения этой проблемы в полном объеме в вузах России, ведущих обучение по данной специальности; во-вторых, – заявленная в ГОСТе на высшее образование дисциплина “Технические средства библиотечно-библиографической деятельности” (ТСББД) не охватывает полностью весь спектр проблем, связанных с материально-технической базой библиотеки (МТББ). МТББ предполагает наличие, по крайней мере, двух основных элементов – материальной и технической базы библиотеки. Так как вопросы библиотечных зданий, помещений, мебели и т.п. относятся к “первому элементу”, они не могут быть включены в установленный стандартом учебный курс “ТСББД”.

Кроме того, на протяжении последних лет представленное в стандарте содержание названного курса вызывает дискуссии в среде профессорско-преподавательского состава вузов культуры и искусства. Расхождения во мнениях связано, главным образом, с его наполнением и наблюдаются даже среди преподавателей одной и той же кафедры. Это обусловлено недостаточно четким раскрытием содержания учебной дисциплины в стандарте и, как следствие, – различным пониманием его насыщения (наполнения) среди преподавателей – специалистов в данной области. Проблема требует обсуждения и принятия согласованных решений.

Не вызывает сомнения, что данная, как и любая иная, учебная дисциплина может успешно изучаться при условии обеспечения учебного процесса необходимой учебно-методической литературой. Не все благополучно обстоит и с этим вопросом. Достаточно хороший для своего времени учебник по курсу “Технические средства библиотечной работы” вышел в свет в 1982 г. Спустя десять лет коллективом преподавателей Московского государственного университета культуры (МГУК) под руководством В.В. Цуркана была предпринята попытка создания современного учебного пособия по курсу “Автоматизация и механизация библиотечной работы”. К сожалению, была опубликована только первая часть (1992), которая не охватывает всех проблем материально-технической базы библиотеки. Сегодня эти, в большей степени устаревшие, сведения не отражают требования стандарта по курсу “Технические средства библиотечно-библиографической деятельности”, вызывают потребность подготовки и издания нового учебника. Работа в этом направлении ведется на библиотечно-информационном факультете МГУК. Предполагается установить в Учебном плане всех библиотечных специализаций продолжительность обучения по данной дисциплине, равную 72–90 часам (3–4 курс).

По ряду причин на протяжении значительного периода времени в МГУК практически не уделялось должного внимания вопросам, связанным с материальной базой библиотек. Библиотечно-информационный факультет (БИФ), кафедра библиотековедения МГУК такое положение дел считают несоответствующим требованиям, предъявляемым к библиотечному делу . В марте 1999 г. кафедра приняла решение обратиться к руководству БИФ и университета с просьбой создать в дополнение к учебной дисциплине “Технические средства библиотечно-библиографической деятельности” спецкурс “Материальная база библиотеки”. Была разработана программа курса, которая в настоящее время готовится к изданию. Предполагается в 1999/2000 учебном году включить этот спецкурс как дисциплину, устанавливаемую вузом в учебные планы всех библиотечных специальностей.

В настоящее время в МГУК ведется разработка необходимых учебно-методических материалов. Предполагается, что в них найдут отражение вопросы, связанные с: библиотечными зданиями; оборудованием, в том числе соответствующими техническими коммуникациями, позволяющими поддерживать жизнеобеспечение библиотек; библиотечной мебелью; безопасностью и обеспечением сохранности всего, что связано с библиотекой, в том числе людей. Его продолжительность – 36 часов на 2-м или 3-м курсе.

Если к названным выше двум дисциплинам добавить курс, ориентированный на обучение студентов практическим навыкам работы с различными техническими средствами (оргтехникой, средствами связи и др.) и компьютерными системами (в первую очередь, осуществляющими библиографический, фактографический и полнотекстовый поиск информации), используемыми в библиотеках, то органически выстраивается цикл учебных дисциплин, наиболее полно охватывающий решение проблем, связанных с материально-технической базой библиотек. Последнее обстоятельство весьма важно для библиотек, которые практически являются форпостами информатизации общества.

Данный практический курс можно назвать “Средства компьюникации в библиотечной деятельности”. Он основан на предварительном изучении студентами учебных дисциплин как общего библиотечного цикла, так и курсов: “Информатика”, “Математика”, “Вычислительная техника” и/или “Компьютерный практикум”, “Технические средства библиотечно-библиографической деятельности”, “Материальная база библиотеки” и т.п. Продолжительность курса может составлять от 72 до 140 часов (2-3 часа в неделю в течение 2-х – 4-х семестров) на 3-м – 4-м курсах. Предпочтительно вести обучение по данной дисциплине параллельно с курсом “Технические средства библиотечно-библиографической деятельности” или вслед за ним, например, со сдвигом на один семестр.

В дальнейшем, в рамках совершенствования стандарта на высшее библиотечно-библиографическое образование, предлагается дополнить его названными дисциплинами, таким образом представляется возможным наиболее полно охватить вопросы, связанные с формированием и функционированием материально-технической базы библиотеки.

Информатизация общества, объявленная в нашей стране, в значительной степени зависит от своевременного получения и умелого использования, необходимых пользователям, информационных ресурсов. Реализация этого принципа базируются на применении самых разнообразных технических средств, и организации комфортных условий, предоставляемых пользователям, в том числе, библиотеками. Таким образом, включение в учебные планы библиотечно-информационных специальностей названных курсов позволит студентам получить в полном объеме необходимые знания, умения и навыки в области организации и эксплуатации материально-технической базы библиотеки.

Hosted by uCoz