Алешин Л.И.

Мотивация получения знаний: аспекты проблемы

Мотивация получения знаний – серьезная проблема, требующая объемных комплексных психолого-педагогических исследований. Судя по публикациям, такие исследования не проводятся, в то время, как новые методы обучения, ориентированные на увеличение объемов самостоятельной работы обучаемых, все более настоятельно требуют решения данной проблемы.

С целью эффективности ее решения, первоначально необходимо определить основные концептуальные положения в данной области. Выявить возможные направления решения этой задачи можно лишь после тщательного изучения проблемы, отдельные аспекты которой рассматриваются ниже.

Эмпирическое исследование отношения современных учеников старших классов и студентов с различной формой обучения в вузах г. Москвы к обучению и получению высокой квалификации свидетельствует, что у них все более снижается мотивация получения именно знаний. Причин тому много. Например, экономическое положение обучающихся, зачастую требующее от них ведения активной трудовой деятельности параллельно даже с очной формой обучения; нечеткое представление о будущей профессии, а у студентов вечерней и заочной форм обучения – иная профессиональная деятельность и т.п. В вузе эти проблемы зачастую связаны и с тем, что научно-исследовательская и внеаудиторная работа профессорско-преподавательского состава по совершенствованию учебного процесса в подавляющем большинстве случаев носит альтруистический инициативный характер. В то время как за рубежом это работа, обусловленная большой трудоемкостью, высокооплачиваема. В результате организация занятий не в полной мере отвечает современным требованиям и возможностям, базирующимся на использовании информационных технологий, программно-технических компьютерных средств и телекоммуникаций.

Интенсификация процессов обучения, переход на методы, при которых обучаемые должны “научиться учиться самостоятельно”, все более увеличивают компоненту самостоятельной работы обучаемых. Не сомневаясь в правильности выбранного направления обучения, приходится констатировать, что в настоящее время попытка перенести основную тяжесть учебного процесса в высшей школе на самообучение явно несостоятельна. Она изначально требует формирования иного стиля мышления, в том числе включающего широкомасштабное использование информационных технологий.

В силу названных причин подобная технология даже при максимальном обеспечении обучаемых учебно-методическими материалами и организации периодических консультаций обучаемых силами профессорско-преподавательского состава вуза оказывается недостаточно эффективной даже для взрослых людей, отчетливо представляющих необходимость получения соответствующего образования или повышения квалификации.

Ныне большинство школьников старших классов и студентов, особенно очной формы обучения, вплоть до 4–5 курса демонстрируют отсутствие навыков и недостаточное стремление учиться. В этом случае вряд ли стоит прибегать к методу самостоятельного плаванья (погружения) без предварительного обучения способам удержания на поверхности воды. Бросать за борт – не самый лучший и правильный способ обучения и не только плаванию. Чаще всего он вреден и опасен. Человек может и не выплыть!

Следовательно, надо постепенно и весьма дозировано наращивать объемы самостоятельного изучения учебных дисциплин в вузе.

Для глобального решения этой актуальной задачи следует начинать учить самостоятельной работе с документами (учебными пособиями и другими источниками информации) на самых ранних стадиях обучения: с первых классов школы, а может быть и с детского сада. При этом можно использовать различные методы. Эффективно, например, учить детей делить текст на отдельные фрагменты, поясняя назначение в нем абзацев и параграфов. Весьма продуктивным было бы учить их находить в текстах главные и второстепенные персонажи, характеризовать эти персонажи, события и другие аспекты, определяя их роль в произведении и связи между собой.

Умение систематизировать документы и знания, находить нужную информацию – важнейшее качество современного специалиста. Оно не появляется само по себе и не всегда формируется в процессе обучения в вузе. Поэтому уже в раннем возрасте детей должно учить формировать массивы найденных, удовлетворяющих поисковым заданиям, материалов, к которым надо организовать простой и удобный доступ. Первоначально это может быть определенная расстановка книг и других материалов на полках, в ящиках и т.п.

Детей необходимо учить думать при изучении любых материалов, в т.ч. при чтении или прослушивании книг, задавая им различные вопросы на тренировку памяти и формирование логического мышления. Первые, положительные эмоции, возникающие у детей при удовлетворении их познавательных интересов в процессе работы с документами, как раз и мотивируют у них исследовательский интерес и потребность в знаниях, способствуют формированию логического мышления и навыков алгоритмических действий. Навыки, полученные в детстве, наиболее устойчивы и обычно не исчезают на протяжении всей жизни человека.

Хотя все это известно давно, интегрированных подобных методик видимо нет, иначе они нашли бы отражение в специализированных изданиях. К сожалению, приходится констатировать, что специалисты весьма редко обращаются к данной теме. При этом они совершенно справедливо отмечают, что если до минимума свести общение обучаемого с обучающим, заменив его самостоятельным обучением, то получится лишь профанация получения образования (1).

Когда дети научатся логически мыслить, самостоятельно работать и соответствующим образом оформлять результаты своих исследований, тогда можно с полной ответственностью говорить о возможности таких обучаемых максимально самостоятельно изучать необходимые им учебные дисциплины на любых уровнях и в любых формах обучения.

Полагаю, что это весьма длительный процесс и в течение ближайших 10–20 лет вряд ли можно рассчитывать на массовые положительные результаты, связанные с самостоятельным обучением в вузах, не говоря уже о среднем и средне-специальном обучении.

Однако из этого не следует, что ныне ничего невозможно сделать в области совершенствования вузовского обучения, нацеленного на самостоятельное обучение. Надо просто сместить акценты и, очевидно, в некоторых ситуациях использовать иные методы. Например, можно изучать значительное количество различных дисциплин подобно тому, как это делается при изучении математики. Ряд специалистов обращает внимание на технологию “задачного подхода”, побуждающего самостоятельную смысловую деятельность студентов. Отмечается, что усвоение значительно лучше осуществляется, когда учебные элементы представляются студентам в строгой структурно-логической связи на основе формализации и структуризации курсов. В процессе непрерывной оценки знаний происходит формирование познавательной деятельности, получение и закрепление знаний. И все это мотивируется необходимостью выполнения установленного набора заданий.

Предлагается сформировать широкий набор тематических задач-заданий, охватывающий хотя бы все основные (ключевые) элементы изучаемой дисциплины. Каждое задание должно включать определенный массив индивидуальных тематических задач. Конечно, это трудный и пока мало изученный путь. Однако подобным образом легко создать ситуацию, когда обучаемые в независимости от любых обстоятельств выполняют все задания изучаемого курса. При этом задачи и методы их решения становятся максимально индивидуальными, а порой – и оригинальными.

Такое обучение не только индивидуально и в значительной степени самостоятельно, но и весьма эффективно. Более того, при этом легко организовать учет, в т.ч. автоматизированный, выполненных заданий, оценивать их полноту, качество, индивидуальность и оригинальность выполнения и др. Если удастся организовать учебный процесс подобным образом, то реально решать любые аспекты, связанные с качеством обучения и изучением предметов, усвоением знаний, проводить сравнительный анализ оценок, полученных как в одной группе, так и в различных группах в т.ч. в различных вузах и т.д.

Данный метод в сочетании с другими (использование индивидуального промежуточного и рубежного контроля усвоения знаний по основным компонентам каждой учебной темы и дисциплины, в т.ч. с помощью специально разработанных тестов; формирование личной (индивидуальной) базы данных (фактически – базы знаний) студентов и др.) позволит не только оптимизировать учебный процесс, но и добиваться высоких результатов усвоения обучаемыми знаний, получения оценок, которые легко сравнить в любой отечественной и зарубежной системе обучения, а значит и дипломов.

Таким образом, во-первых, мотивацию получения знаний следует формировать в самом раннем возрасте и для этого необходимо разработать специальные методики. Во-вторых, в современных условиях целесообразно направить усилия профессорско-преподавательского состава на формирование и широкомасштабное использование индивидуальных тематических задач-заданий, охватывающих основные элементы изучаемых дисциплин и способствующих не только мотивации получения знаний, но и наиболее полному и качественному изучению студентами учебных дисциплин. При этом каждый студент активно участвует в процессе изучения учебных дисциплин, приучается к систематической самостоятельной работе, ответственности, особенно за результаты своей учебной деятельности. Таким образом, одновременно с повышением качества обучения происходит рост мотивации обучаемых получать знания.


1. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация.-М.: МГИУ, 2003.- С. 26.

Hosted by uCoz