МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

Кафедра компьютеризации и коммуникации

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

для студентов, выполняющих проекты

на кафедре компьютеризации и коммуникации

 

Москва 1996


Рекомендовано к изданию кафедрой компьютеризации и

коммуникации 2 сентября 1996 года.

 

Составители: Алешин Л.И.,

Каптерев А.И.,

Шлыкова О.В.


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Методические указания по написанию курсовой работы на кафедре компьютеризации и коммуникации Московского государственного университета культуры нацелены на реализацию следующих задач:

1) выработать у студентов навыки ведения самостоятельной работы, ясно, логично и кратко излагать свои мысли;

2) закрепить имеющиеся знания;

3) помочь им овладеть методами проведения исследований для решения научных и практических проблем, систематически выполняя работу во внеаудиторное время по овладению будущей профессией на основе современных технологий.

В настоящих методических указаниях освещены основные требования, предъявляемые кафедрой к выполнению курсовых работ на 2 - 4 курсах (в 5 - 9 семестрах). Более углубленное представление о методике написания курсовой работы (научного доклада, комментария и т.п.) студенты могут получить в спецкурсе “Основы научно-исследовательской деятельности”.

Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под методическим руководством преподавателя кафедры. Студент вместе с руководителем курсовой работы составляет задание на ее выполнение, обсуждает с ним структуру и график выполнения заданий. Руководитель оказывает методическую помощь в работе с документами, в окончательном формулировании темы, цели и задач, объекта и предмета, методов исследования и т.п., периодически, на основании графика, осуществляет проверку выполнения работы студентом, ее корректировку и выставляет предварительную оценку законченной работе.

 

1. Тема курсовой работы

Предлагаемая кафедрой тематика курсовых работ приведена в Приложении №1. Важным критерием при выборе темы является ее актуальность и практическая направленность, недостаточная разработанность проблемы, возможность на базе приобретения первого опыта реферирования и исследования проблемы использовать полученные результаты в дальнейших изысканиях (дипломной работе и т.д.).

Студенты самостоятельно выбирают интересующие их аспекты и проблемы; они могут предложить уточнения, конкретизацию тем, а также собственные формулировки в рамках проблем, решаемых кафедрой и вузом. Окончательное решение принимается после согласования выбранной темы с руководителем - преподавателем кафедры и установления индивидуального графика выполнения курсовой работы.

Курсовая работа на 2 курсе носит преимущественно реферативный характер. Ее цель - освоение студентами методики реферирования, сопоставления различных точек зрения по проблеме, выбор одной из них - наиболее полно, по мнению студента, охватывающей проблему.

На последующих курсах обучения (3-4) в курсовую работу включают более сложные элементы научно-исследовательской работы: проведение эксперимента, использование сравнительно-исторического, деятельностного и других методов для решения поставленных в курсовой работе задач.

В приложении №2 представлен перечень дисциплин, читаемых по кафедре и аннотации к ним с ориентацией на круг вопросов, являющихся предметом изучения каждой конкретной дисциплины. Перечень представлен в помощь студентам при выборе и уточнении темы курсовой работы, определении ее характера и направленности.

 

2. Выполнение курсовой работы

Процесс выполнения курсовой работы предлагается разделить на 3 этапа: 1 - начальный, 2 - основной и 3 - заключительный.

2.1. Начальный этап включает в себя выбор и корректировку темы, выделение объекта и предмета, определение цели и задач исследования, выявление материала по теме.

Объект исследования - это то, что предполагается изучить, например, компьютерные системы управления базами данных (СУБД).

Предмет исследования представляет собой одну из сторон объекта, содержит в себе центральный вопрос проблемы исследования. Например, выбор современной СУБД для обучения студентов вузов гуманитарных специальностей основным приемам создания и работы с базами данных (БД) без применения сложных методов программирования.

Задачами исследования являются его этапы, исполнение которых способствует реализации цели исследования, т.е. получению на основе анализа, а также применения иных методов изучения проблемы спланированного ранее (как правило, в введении) или выявившегося в процессе работы результата (основная часть).

В качестве примера выбора темы курсовой работы рассмотрим: “Статус библиотечной профессии в России и за рубежом”. Ее можно обсудить в целом; ограничиться изучением проблемы в отдельной стране, например, Америке или исследовать тему, используя ограниченный круг источников, являющихся воплощением некоторого взгляда на статус библиотечной профессии. Эти аспекты необходимо оговорить во введение к работе и указать в ее подзаголовке.

Даже если исследование предполагает работу только над одним или двумя документами (книгами, статьями и т.п.), в курсовой работе должна присутствовать историография вопроса (кто из исследователей занимался разработкой данной проблемы, в каком аспекте и т.п.), которая, как правило, включается во вступительную часть работы.

Источниками выявления материала по курсовой работе могут служить прежде всего каталоги и картотеки Российской государственной библиотеки, Государственной библиотеки иностранной литературы, Научной библиотеки МГУ, Института научной информации по общественным наукам и Всероссийского института научной и технической информации, а также библиотеки университета и материалы Центра компьютерного обучения МГУК. С этой целью целесообразно использовать текущие реферативные издания ВИНИТИ “Информатика”, библиографические издания Информкультуры. Серия “Библиотековедение и библиография” и др.

Полезную информацию студенты могут получить из периодических изданий: “Компьютерпресс”, “Информатика и образование”, “Библиография”, “Научно-техническая информация”. Сер.1, Сер.2, “Научно-технические библиотеки”, “PC Week”, “Софт Маркет”, “Мир ПК”, рекламных буклетов и др.

Рекомендуется в процессе выявления литературы создавать на нее рабочую картотеку в форме печатных карточек или файла с базой данных на компьютере. На ее основе постепенно будет формироваться список использованной литературы (Приложение № 3). В процессе работы картотека постепенно пополняется и корректируется, так как при чтении новых документов выявляется дополнительная библиографическая информация. Студентам целесообразно обращать внимание на списки литературы (книги, статьи и др.), на которые ссылаются авторы, исследующие данную проблему. Обычно в конце публикаций (диссертаций, статей, монографий и т.п.) имеются списки литературы, отдельные документы из которых могут представлять интерес для курсовой работы.

Определенную часть информации студенты могут использовать из электронных изданий, материалов, помещенных в телекоммуникационной компьютерной сети Интернет и др., привлечение которых предпочтительно, особенно для студентов специализации “Менеджер электронных ресурсов”.

Описание выявленной по печатным источникам литературы следует выполнять по ГОСТу 7.1 - 84 - “Библиографическое описание документов”.

 

2.2. Основной этап

После того, как определена тема, выявлена литература, можно переходить к основному этапу - изложению содержания курсовой работы. Работа над содержанием курсовой работы состоит из:

а) изучения выявленного материала, при необходимости его конспектирования,

б) составления структуры курсовой работы,

в) написания текста.

И з у ч е н и е выявленного материала целесообразно начать с работ общего характера: учебной и справочной литературы, чтобы уяснить основные проблемы, касающиеся темы в целом, и конкретно выбранного аспекта будущей работы. В отобранной литературе, наряду с частными и незначительными работами, встречаются публикации, в которых выбранная для курсовой работы проблема отражена глубоко и всесторонне.

Например, по теме “Концептуальные подходы к природе информации” можно адресоваться к сборнику: Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и информатика.-М.,1976. В нем рассмотрен комплекс теоретических и прикладных проблем информатики, обозначены перспективные направления ее изучения. Эта работа интересна и в историческом плане, так как позволяет увидеть своего рода эволюцию взглядов авторов в 70-е годы при сопоставлении данного материала с новыми публикациями этих авторов.

Для определения того, с какой работы лучше начать, и какую взять за основу, студенту следует обратиться к руководителю темы.

Прочитав статью или раздел книги, важно определить точку зрения автора, главный тезис, который обосновывает исследователь и законспектировать сделанные выводы. Нужно бережно относиться к фактографическому и статистическому материалу, обращаться только к первоисточнику, так как в ряде исследований приводятся лишь ссылки на конкретные материалы (сведения, основанные на архивных данных, приводимых другими авторами о первоисточниках, издании и распространении книг отдельных авторов, логических построениях и др.) и т.п.

При конспектировании документа необходимо обратить внимание на цитаты, удачно подтверждающие, на взгляд студента-исследователя, основной тезис автора, его аргументы и органично вписывающиеся в текст готовящейся курсовой работы. Это могут быть ссылки на основные идеи, принадлежащие конкретному автору, факты, статистические данные и.п. Цитату можно приводить не полностью, в этом случае перед ней ставится многоточие.

Например: мультимедиа - это объединение “...различных видов представления и обработки информации: текстовой, цифровой, табличной, графической, звуковой, анимационной, телевизионной и т.д.” ( 1, с.5).

В конце цитаты в круглых скобках через запятую записываются два числовых значения. Первое из них обозначает номер библиографической записи в списке использованной литературы, второе - номер страницы источника, из которого взята цитата.

Следует не увлекаться цитированием, поскольку главной целью курсовой работы является самостоятельное прочтение и изложение (преломление) темы, основанное на использовании научного материала. Не цитируемый текст использованой статьи, книги и др. материала излагается студентом своими словами. Тщательное и внимательное изучение выявленной литературы помогает определить структуру работы, последовательно изложить ее основное содержание.

Периодическое прочтение законспектированного материала способствует целостному представлению об изучаемом предмете. Собранный по теме курсовой работы материал можно разделить на отдельные - частные проблемы (разделы).

Составление структуры курсовой работы - важный этап, от которого зависит четкость и логика всего раскрытия темы. Это сложный процесс и он может осуществляться на всем протяжении подготовки курсовой работы. Поэтому студенту необходимо первоначально составить предварительный план и согласовать его с руководителем темы. В процессе работы план уточняется и в конечном итоге включается в оглавлении (Приложение № 5).

Курсовая работа состоит из введения, основной части (2-х - 3-х глав) и заключения. Структурно выделяют следующие элементы:

1. Титульный лист

2. Лист задания на курсовую работу

3. Форма для ЭВМ

4. Содержание

5. Перечень использованных терминов и сокращений

6. Введение

7. Основная часть

8. Заключение

9. Список использованных источников

10. Приложения

Основная часть может состоять из нескольких глав и параграфов. Каждый из этих подэлементов заканчивается краткими выводами (обобщениями), обеспечивая органичный переход к следующему подэлементу. Каждое заглавие параграфа или главы должно быть кратким и информативным, соответствующим содержанию. В каждой главе рассматривается самостоятельный вопрос (аспект) исследуемой проблемы, в параграфах - отдельные части вопроса.

 

2.3. Заключительный этап состоит из:

а) написания последнего (окончательного) варианта введения и заключения,

б) составления списка использованной литературы,

в) редактирования всей работы, ее оформления.

Заключение подводит итог проведенному исследованию, включает основные выводы, к которым пришел автор в процессе работы; указывает нерешенные проблемы и дальнейшие пути исследования.

Таким образом, во введении описываются задания для предстящего исследования, а в заключении - его результаты. В этом элементе не приводят примеры и факты, не выдвигают новые предложения. В заключении в сжатой форме излагаются выводы. В последних абзацах данной части рекомендуется представить в обобщенном виде рекомендации, в которых отражают что и как, по мнению автора данной работы, следует предпринять с целью совершенствования исследованных проблемных ситуаций, устранения выявленных недочетов и др.

Объем заключения составляет 15-20% курсовой работы.

Список литературы, как было отмечено выше, выполняется в соответствии с ГОСТ 7.1-84 “Библиографическое описание документов” и группируется в алфавитном порядке. Способы его составления можно найти в работе: Веревкина А.Н., Калинин С.Ю., Обризан А.И. Как оформить библиографию к научной работе : Метод. пособие.-М.,1992.- 46 с. Вначале списка помещаются издания на русском языке, а затем - на иностранных языках в латинском алфавите (Приложение № 6).

Приложения к курсовым работам помещаются на отдельных листах с нумерацией - Приложение № 1, Приложение № 2 и т.д. В них могут быть представлены фрагменты научных работ, привлекаемые для более полного раскрытия темы и т.п.

Например, для работы исторического характера может быть использована ксерокопия титульного листа документа, о котором идет речь в тексте курсовой работы; помещены результаты статистического отчета по результатам исследования, которые представляют определенный интерес; или образцы документов, нормативных материалов, поясняющих ту или иную часть работы и др.

 

3. Написание текста

3.1. Введение

В этом элементе работы обосновывают выбор темы, ее актуальность, цели и задачи работы, ее структуру, объект и предмет, круг изучаемых вопросов, использованные методы исследования, степень разработанности проблемы, перспективы ее дальнейшего изучения, кто из специалистов и какую помощь оказал студенту при выполнении курсовой работы и др. Взгляд студента на проблему может не совпадать с позицией автора анализируемой монографии, статьи или другой работы. В этом случае студенту следует обосновать свою личностную исследовательскую позицию. Во введении может быть отражен и обзор важнейших публикаций, сжатый историографический обзор основной литературы, связь данной работы с другими подобными исследованиями и т.п., если его объем не превышает 15% всей работы.

В некоторых случаях рекомендуется писать Введение после того, как будет готова основная часть работы, так как оно в процессе работы претерпевает значительные изменения. Целесообразно обозначить во введении в схематичном виде основные используемые в работе моменты или указать в контексте ссылки на материалы, предполагаемые включить во введение, а, после написания основной части работы, сформировать окончательный его текст.

Во введении можно также указать, по каким каналам осуществлялось выявление материала, на примере каких библиотек или учреждений проходил эксперимент.

3.2. В первой главе курсовой работы, как правило, дается анализ проблемы, объясняется терминология, выявляется суть исследовательской позиции. Изначально следует попытаться осветить историю вопроса и степень разработанности темы. Для этого отмечают ученых, занимавшихся данной проблемой, исследованные ими вопросы (какие наиболее глубоко, какие - остались нерешенными), позиции ученых, которые наиболее аргументированы и приемлемы для проводимого исследования. Целесообразно в процессе работы определить собственное суждение и дать свое определение явлениям, проблемам и т.п.

Далее, следуя избранной и согласованной с руководителем структуре работы, необходимо раскрыть каждую из обозначенных проблем, не повторяясь и до конца придерживаясь логике изложения так, чтобы последующая мысль была органично связана с предыдущей. Этот подход используется и при формулировке выводов по каждому параграфу и главе в целом.

3.3. Во второй главе курсовой работы последовательно используются теория и методы, выработанные применительно к исследованию конкретной проблемы. В этой части (органично продолжающей первую) подтверждают или опровергают выдвинутые во введении и в первой части гипотезы. Обычно вторая часть работы связана с освещением результатов конкретного практического эксперимента, обобщением опыта конкретной библиотеки или учреждения в данном направлении.

Например, если в первой части курсовой работы по теме “Интернет и библиотека” характеризуется Интернет как явление, особенности и возможности его использования в библиотеке, то во второй части следует проанализировать деятельность конкретной библиотеки (или провести сопоставительный анализ на примере нескольких библиотек) в плане использования ресурсов Интернет в процессе библиотечного и справочно-библиографического обслуживания, комплектования библиотеки, каталогизации и т.п.

 

4. Оформление работы

Общий объем текста работы (не включая списка литературы, приложений) составляет 15-20 страниц машинописного текста, напечатанного через два интервала. Страницы текста обязательно нумеруются. Текст печатается на одной стороне листа с полями: сверху- 2 см, снизу - 2 см, слева - 3 см, справа - 1,5 см. Собранные листы вставляются в папку или сложенный пополам лист формата А3 и подшиваются. Целесоообразно вводить текст в машиночитаемую память компьютера (файл), используя текстовый редактор WinWord с шрифтом Times New Roman Cyr размера -14. В дальнейшем, при подготовке дипломной работы, студент сможет эффективно использовать имеющиеся машиночитаемые материалы курсовых работ.

Студентам, готовящим работы по тематике и под руководством преподавателей кафедры, предоставляется возможность во время самостоятельной работы вводить в ЭВМ подготовленные данные, используя компьютеры Центра компьютерного обучения университета. Выполненная курсовая работа сдается на кафедру.

На листе “Формы для ЭВМ” указываются основные данные по курсовой работе, позволяющие вводить их в специальную базу данных курсовых работ студентов МГУК (Приложение №7). Если при подготовке курсовой работы использовалась ЭВМ, то указывается имя файла с текстом и работа сдается на кафедру вместе с копией файла.

На титульном листе (Приложение № 4) указывается кафедра, на которой выполнена работа, тема, фамилия, имя, отчество исполнителя, руководителя, срок сдачи курсовой работы.

На странице 2 пишется оглавление (Приложение № 5). Со страницы 3 начинается текст курсовой работы, при этом страницы № 1 и 2 не нумеруются.

 

5. Порядок выполнения работы и ее защиты

Курсовая работа осуществляется под руководством преподавателя. С ним определяется характер работы, ее объем, структура, срок выполнения.

За две недели до обсуждения курсовой работы она должна быть представлена на кафедру.

Процедура обсуждения заключается в кратком сообщении студента-автора курсовой работы, и в его ответах на вопросы преподавателей кафедры. Работа студента над выбранной темой в течение учебного года, оценка руководителя темы и результаты обсуждения учитываются в комплексе. На этом основании ставится итоговая оценка (балл).

На 3-4 курсах защита курсовых работ может не проводиться, если их тематика согласована с руководителем дипломной работы и проводимые в них исследования предназначены для использования в выпускной (дипломной) работе.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Примерные темы курсовых и дипломных работ,

предлагаемые по кафедре компьютеризации и коммуникации

1. Предметная область "Общие проблемы информатики

1.1. Национальная информационная политика в России: современное состояние и перспективы.

1.2. Современные проблемы семантической обработки информации.

1.3. Проблема повышения информационно-знаниевого потенциала личности в библиотеке.

1.4. Информационная культура личности.

1.5. Информированность и менеджмент. Проблемы защиты информации, качества отбора и др.

1.6. Оптимизация интеллектуальной деятельности в современных условиях жизнедеятельности (стимулы, реализация и эффективность).

1.7. Концепция информатизации гуманитарной сферы (тех-нологический, психологический и др. аспекты).

1.8. Проблема смысла и значения в современной когнитологии.

1.9. Влияние информатизации на ассортимент информационных продуктов и услуг, предоставляемых библиотекой, информационным центром.

2. Предметная область "Библиотечная профессиология и

библиотечно-информационное образование"

2.1. Статус библиотечной профессии в России и за рубежом: сравнительный анализ.

2.2. Особенности профессионального сознания различных групп библиотечных специалистов.

2.3. Анализ социально-психологического климата в библиотечных коллективах (на примере конкретной библиотеки).

2.4. Библиотечные кадры Москвы ( состояние и перспективы развития).

2.5. Проблема имиджа библиотечной профессии на современном этапе.

2.6. Автоматизированные средства профориентации на библиотечную профессию в России и за рубежом.

2.7. Интернет как предмет преподавания (по материалам зарубежного и отечественного опыта).

2.8. Влияние современной технологии на имидж библиотекаря внутри и за пределами библиотечного сообщества.

2.9. Альтернативные способы библиотечно-информационной подготовки в России.

2.10. Дистанционное обучение. История, основные принципы, организация.

2.11. Методы и программы статистического анализа в библиотечном деле и в обучении.

2.12. Дифференциация и интеграция обучения на основе информационных технологий.

2.13. Актуальность квалификации “Менеджер электронных документных ресурсов в условиях информационно-зависимого общества”.

3.Предметная область “Современные информационные технологии”

3.1. Особенности документных классификаций при использовании компьютерных технологий

3.2. Возможности компьютерной техники и технологии в развитии интеллекта ( на примере различных сфер человеческой деятельности).

3.3. Психофизиологические аспекты информационных технологий (человек в современной системе информации).

3.4. Анализ информативности учебных и научных материалов и формирование баз данных полученных материалов.

3.5. Использование мультимедиа в учебном процессе: опыт и перспективы.

3.6. Средства мультимедиа для предоставления различных видов информации. Создание учебных мультимедийных программ.

3.7. Настольные издательские системы в обучении (Менеджер по рекламе и т.п.), в библиотечно-информационной деятельности.

3.8. Современные проблемы подготовки, распространения и работы с электронными изданиями.

3.9. Принципы и методы организации систем гипертекста.

3.10. Методы создания и организации электронных гипертекстовых документных систем.

3.11. Экспертные системы: теоретические и технологические проблемы.

3.12. Проблемы автоматизации библиографического описания документов.

3.13. Проблемы автоматизации индексирования документов.

3.14. Проблемы автоматизированной предметизации документов.

4. Предметная область “ Делопроизводство”

4.1. Современные проблемы организации электронной канцелярии.

4.2. Компьютеризация делопроизводства.

4.3. Автоматизация процессов делопроизводства.

4.4. Средства оргтехники в офисе(ксерокс, факс, факс-модем, принтер, средства переплета, глобальные вычислительные сети...).

4.5. Средства связи для организации ЛВС и глобальных сетей в условиях автоматизации офисов.

5. Предметная область “Глобальные и локальные сети”

5.1. Поисковые возможности Интернет и библиотека.

5.2. Виртуальная библиотека, информационные службы.

5.3. Сетевые библиотечные технологии: настоящее и будущее.

5.4. Особенности организации и работы в Internet (электронная почта, доска объявлений, телеконференции и т.д.).

5.5. Классификация локальных вычислительных сетей (ЛВС): Методы построения и типы.

5.6. Объектно-ориентированные базы данных, работающие в распределенных сетях.

5.7. Связь ССУЗов и ВУЗов культуры в единую сеть.

5.8. Создание исторической летописи МГУК на CD-ROM: основные подходы, программа, методика.

5.9. Создание архива документных ресурсов для деканата ( очного и заочного) в машиночитаемой форме: проблемы и решения. АРМ “Деканат”.

5.10. АРМ “Приемная комиссия”.

5.11. АСУ-ВУЗ: История и современное состояние (методы построения, примеры, в том числе в вузах культуры).


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Дисциплины, читаемые по кафедре компьютеризации и коммуникации

1. Основы информатики

Курс является базовым и обязательным для студентов всех специализаций. Цель курса - познакомить студентов с основными категориями и концепциями информационной науки и смежными предметными областями, раскрыть основные информационные процессы и системы, виды информационной деятельности, пути и средства информатизации общества.

Курс имеет преимущественно теоретический характер. Поэтому основными формами обучения являются лекции - (36 час.), практические и семинарские занятия (72 час.) Общий объем часов -106 (дневная форма обучения): 72 часа - 4 семестр, 34 часа - 5 семестр.

“Основы информатики“ читаются в 4 и 5 семестрах.

2. Основы компьютерной культуры

Назначение курса - сформировать у студентов умения и навыки владения компьютером, расширить представление студентов о всем спектре программных и технических средств и научить пользоваться основными операционными системами: DOS, Windows и др., а также:

- текстовыми редакторами ( Lexicon, WinWord и др.);

- графическими редакторами (CorelDraw, PaintBrush и др.);

- электронными таблицами ( Supercalc, Excel и др.);

- системами управления базами данных (Paradox, Dbase, FoxPro и др.).

Курс прикладного характера. Ведущая форма обучения - практические занятия. Общий объем часов - 76. (дневная форма обучения).

“Основы компьютерной культуры” читаются в 5 и 6 семестрах.

3. Глобальные и локальные сети

Курс “Глобальные и локальные сети” носит прикладной характер. Он предлагается в разделе “ Дисциплины специализаций”.

В рамках данного курса студенты обучаются архитектурным, техническим и программным возможностям сети Интернет, правилам пользования электронной почтой; поисковым возможностям Интернет через Gopher, Usenet и др.; вопросам организации и использования распределенной гипермедийной системы - WWW (World Wide Web) и др.

Раздел курса “Локальные сети” нацелен на общее ознакомление с локальными сетями, администрированием сетей, с отдельными сетевыми программами, например, MARС и др.

Курс рекомендуется к проведению в 5-9 семестрах. Продолжительность обучения - 70 часов (дневная форма обучения).

4. Гипертекстовые и экспертные системы

Курс представлен в разделе “Дисциплины специализаций”. Он состоит из двух частей .

В 1 части расширяются знания студентов о работе с текстами в автоматизированных системах, показаны возможности использования текста не как однонаправленного потока информации, а как единого пространства, в котором предусмотрены многочисленные “переходы” от одной группы информации к другой (навигация).

Во 2 части дается представление о существующих оболочках экспертных систем общего назначения (Leonardo, Insight, Easy), а также о комплексном программном средстве для информационного менеджмента Guru. В данном курсе студенты приобретут знания и навыки по использованию этих оболочек и программированию экспертных систем на языке Visual Basic.

Курс рекомендуется к проведению в 6-8 семестрах. Продолжительность обучения - 36 часов (дневная форма обучения).

5. Технологии мультимедиа

Курс представлен в разделе “Дисциплины специализаций”. В нем освещаются новинки компьютерной индустрии в области мультимедиа: звуковые и видеокарты, приводы компакт-дисков, основные мультимедийные программы, их назначение и возможности использования в информационной деятельности. Предполагается освоение студентами одной из мультимедийных программ и создание на ее основе собственной мультимедийной программы: рекламного ролика, лекции, обзора, библиографического пособия и т.п.

Курс рекомендуется к проведению в 7-8 семестрах.

Продолжительность обучения - 24 часа (дневная форма обучения).

6. Электронные издания

Предназначен для формирования у студентов умений и навыков работы с подготовкой оригинал-макетов различного рода документов с использованием, в том числе гипертекстовых технологий, а также умения использовать подобные системы, главным образом, CD-ROMы.

Курс рекомендуется к проведению в 4-5 семестрах. Продолжительность обучения - 24 часа (дневная форма обучения).

7. Основы государственного делопроизводства

Курс предлагается в качестве обязательного предмета для студентов всех специализаций. Его назначение: дать практические навыки работы с документами, используемыми в подразделениях организаций, в канцелярии и т.п. Студентам предлагаются элементы ведения делопроизводства на ПК.

Курс рекомендуется к проведению в 3-8 семестрах. Продолжительность обучения - 36 часов (дневная форма обучения).

8. Оргтехника

Курс по выбору, прикладного характера, предлагается студентам, желающим получить знания и практические навыки работы с факсом, ксероксом, различными типами принтеров, устройствами ввода изображения на ПК и др.

Курс рекомендуется к проведению в 4-8 семестрах. Продолжительность обучения - 24 часа ( дневная форма обучения).

9. Нотные редакторы в системе Windows

Курс предусматривает ознакомление с профессиональными программами набора и редактирования нотной графики в системе Windows. Изучение возможностей ввода, редактирования “озвучивания” нотного текста; освоение MIDI-интерфейса для связи персонального компьютера с синтезатором. Приобретение навыков ввода партитур и оркестровых голосов с клавиатуры электронного синтезатора.

Курс ориентирован на студентов музыкальных специализаций факультета народного музыкального творчества дневного и заочного отделений. Объем учебных часов - 36 (дневное отделение).


Приложение № 3

Примерная схема структуры курсовой работы

 

Возможности информационных ресурсов

Интернет в публичной библиотеке

Введение

Глава 1. Организационные аспекты Интернет

§1. Краткая история Интернет

Выводы

§2. Структура и ресурсы Интернет

Выводы

Выводы по первой главе

Глава 2. Информационные ресурсы Интернет в публичных библиотеках г. Москвы: состояние и перспективы

§1. Анализ состояния публичных библиотек Москвы и Московской области по использованию информационных ресурсов

Интернет в библиотечном обслуживании пользователей

Выводы

§2. Интернет и особенности библиотечного обслуживания на примере библиотеки им. Н.А. Некрасова

Выводы

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения


Приложение № 4

Образец оформления титульного листа

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

Кафедра компьютеризации и коммуникации

 

Методы и программы статистического анализа

в библиотечном деле и в обучении

 

Курсовая работа

студентки гр.203 БИФ

Ивкиной Е. В.

 

Научный руководитель:

доцент, канд.пед.наук

ТРУШИН И.И.

 

Срок сдачи работы:

Подпись науч. руководителя:

 

Москва 1996


Приложение № 5

 

Образец оформления оглавления

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................................3

Глава 1. Название

§ 1.1. Название...............................................................................6

§ 1.2. Название.............................................................................12

Глава 2. Название

§ 2.1. Название.............................................................................16

§ 2.2. Название.............................................................................19

Заключение..........................................................................................…21

Список использованной литературы.................................................…24

Приложения.........................................................................................….26


Приложение № 6

 

Образец оформления списка литературы

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы 3-й международной конференции “Крым-96”, Форос, 1-9 июня, 1996 г. В 2-х т. Т.1.-Форос,1996.- 242 с.

2. Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet / Пер. с англ. Д.А.Куликова.-М.: Мир, Малип, СКПресс,1996.- 168 с.

3. Гениева Е. Что такое Интернет // Библиотека.-1996.-№5.-С.44-47.

4. Иванова А.И. Проблемы изучения информационных потребностей на современном этапе.-М.,1991.-29 с.-(Деп. в ИНИОН 17.02. 96. №19144).

5. Мир культуры: человек, наука, искусство:Тез. докл. междунар.науч.конф. ученых, аспирантов, студентов. Самара, 21-24 мая 1996 г.( 25-летию института посвящается) / МК РФ, Самарск.гос.ин-т искусств и культуры.- Самара,1996.- 575 с.

6. Колюжов Ю.И. Разработка и перспективы применения экспертных систем в библиотеках: Автореф. дисс... канд. пед. наук.- М., 1988.- 16 с.

7. Основы компьютерной культуры: Программа курса для студентов библ.-инф. фак-та / Сост. проф. А.И. Каптерев.-М.: МГУК, 1996.- 15 с.

8. John V. Richardson Knowledge-Based Systems for General Reference Work:Applications, Problems, and Progress.-San-Diego,N-Y, Boston: Academic Press,1995.-356 p.

9. Warning: information technology will transform the university// Issuies Sci. and Technol.-1995.-№11 (4).- Р.46-52.


Приложение № 7

Образец оформления формы для ЭВМ

 

Наименование учебного заведения: МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

Кафедра: компьютеризации и коммуникации

Вид учебной работы: курсовая работа

Научный руководитель работы: доцент, канд. пед. наук

ТРУШИН И.И.

Автор курсовой работы: Сорокина М.В.

Факультет, группа: БИФ, № 203

Дата защиты работы: 25.05.1996 г.

Тема работы: “Методы и программы статистического анализа в

библиотечном деле и в обучении”

Краткая аннотация: Данная работа посвящена.....

В ней рассматриваются вопросы ....

Имя файла: Soro2.doc

___________________________________________________________

 

Подписано в печать 02.09.96. Формат 60х84 1/16.

Усл.печ.л. 1,25. Уч.-изд.л. 1,25. Тираж 100 экз.

Заказ № . Цена 500 руб. Ротапринт МГУК.

Hosted by uCoz