НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ

Прогресс нашего общества на пути демократических преобразований зависит от возможностей страны, которые во многом определяются социальными ресурсами государства, т.е. наличием квалифицированного работоспособного населения, эффективным использованием его физического и умственного потенциала и др. Последние десять лет одновременно отмечается постоянный спрос государства на такие кадры и рост желающих обучаться в высших учебных заведениях страны. Один из факторов, поясняющих это явление, заключается в ежегодном сокращение мест для поступающих в высшие государственные учебные заведения; другой, - ограниченные финансовые возможности желающих обучаться, уменьшающий вероятность их обучения в вузах.

Решение этой задачи может быть осуществлено с помощью создания такой системы образования, которая позволяла бы получать необходимый набор знаний, умений и навыков не покидая места жительства, обеспечивая, таким образом, доступность высшего образования для любых членов социума. Хотя это касается любых форм обучения в высшей школе, особенно это относится к заочной форме образования. Такой системой в настоящее время можно считать дистанционное обучение.

Для развития данной формы обучения многое делается как в нашей стране, так и за рубежом. Имеются определенные успехи. Это достаточно новое явление и многое еще предстоит сделать. Некоторые специалисты справедливо отмечают, что внедрение этой формы обучения требует проведения серьезных научных исследований, особенно в области педагогики и психологии.

Актуальной названная задача становится сегодня и потому, что сложные экономические условия вынуждают государство, с одной стороны, снижать финансирование вузов, что вызывает потребность уменьшать количество обучаемых, сокращать профессорско-преподавательский состав и т.п. С другой стороны, качество обучения во многом зависит от возможности организации индивидуального обучения, учитывающего своеобразие каждого обучаемого, способности и возможности самостоятельно изучать, осваивать, получать новые знания и т.п.

Наиболее эффективным можно считать обучение, базирующееся на развитии у студентов, в первую очередь, способности аналитически мыслить. Данное определение связано с тем обстоятельством, что извлечение индивидуумом из общего потока данных необходимой ему информации (в том числе и в процессе обучения) соединено с умением логически определить искомую область, построить ее поисковый образ и в найденном подмножестве документов найти именно те сведения, которые необходимы в данный момент для получения знаний и/или принятия решений. Это становится особенно важно при использовании мировых информационных ресурсов, дающих индивидууму совершенно новые возможности познания, творчества и самореализации.

Умение алгоритмизировать действия главная способность человека решать самый широкий круг различного рода задач, способность строить планы собственной деятельности и реализовать их. Оно связано с искусством последовательно и целенаправленно выполнять свои действия; структурировать, сжимать информацию; создавать базы документов, материалов и др. данных.

Специалисты, обладающие такими навыками, отличаются интеллектуальным потенциалом, позволяющим им организовывать эффективную обработку информации. Они представляют наибольший интерес во всех областях деятельности во всех странах мира. Поэтому процесс обучения, учебно-методические материалы должны быть в большей степени ориентированы на организацию занятий, при которой у студента: развивалось бы мышление; вырабатывались бы умения и навыки самостоятельного анализа и синтеза событий, процессов и т.п.; формировались бы варианты принятия решения, в том числе наиболее правильного (окончательного) из них и др. Все это является фактором, способствующим развитию культуры самостоятельной работы студентов, позволяющим рассчитывать на появление у них навыков эффективного применения полученных знаний в сфере самостоятельной деятельности.

Следует отметить, что в условиях ежегодного сокращения приема в государственные высшие учебные заведения страны особо остро стоит проблема отбора абитуриентов, которые за время обучения в вузе действительно способны стать высокопрофессиональными специалистами, так необходимыми России. Здесь все более часто стали применяться различные тесты, что, само по себе, весьма правильно. Однако их организация и содержание также в большей степени должны быть направлены на выявление абитуриентов, действительно способных логически мыслить, находить правильные варианты решений и т.п., а не на тех, кто зазубриванием, угадыванием, списыванием и др. способами достигает необходимого для поступления в вуз количества баллов.

Эффективность учебного процесса заключается и в возможности предоставления обучаемым всей потребной им информации. Возвращаясь к проблемам организации дистанционного обучения, следует отметить, что важным звеном его практической реализации является наличие необходимых учебно-методических материалов, отвечающих требованиям современного учебного процесса в высшей школе и ориентированных на использование именно данной формы обучения. Создание учебных пособий вообще и для дистанционного обучения в частности длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс, осуществление которого в нашей стране затруднено существующими экономическими реалиями.

Реализация данной проблемы лежит в плоскости решения различного рода задач. Например, так как никакими экономическими условиями нереально остановить движение научной мысли, наличие различных интеллектуальных, технических и финансовых возможностей в вузах страны порождает ситуацию, когда появляются учебно-методические материалы, отвечающие требованиям современной высшей школы. Они в той или иной степени могут быть использованы в различных вузах. Значит, первоочередная задача заключается в нахождении этих материалов и адаптации их к условиям конкретного учебного заведения.

Ранее координацию действий по выпуску необходимой учебно-методической литературы осуществляли отраслевые министерства и министерство высшего образования. Теперь ей не занимается никто. Такое положение порождает, с одной стороны, проблемы своевременного обеспечения учебного процесса необходимой литературой, с другой, дублирование, растрачивание ограниченных вузовских финансовых и физических ресурсов профессорско-преподавательского состава.

Ее решение становится возможным при условии скоординированного создания в вузах страны реферированных или аннотированных баз данных учебно-методических материалов. Объединение их в единую базу данных позволит не только сокращать сроки выпуска учебной литературы, ее актуализации, своевременно обеспечивать учебный процесс, но и вести информационный обмен с зарубежными коллегами, привлекать к обучению в нашей стране зарубежных студентов и т.п. Все это может улучшить положение вузов за счет привлечения средств на платное обучение иностранцев, а также инвестиций в наиболее интересные направления обучения.

Hosted by uCoz