НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРИЗОВАННЫХ БИБЛИОТЕК

Библиотеки завтрашнего дня - это библиотеки, характеризующиеся высоким уровнем компьютеризации. Этот необратимый и неотвратимый процесс проникает и в библиотечное дело. Мы знаем, что ряд библиотек самостоятельно и не безуспешно оснащается техникой. Приобретается теле-, аудио- и оргтехника, компьютеры, технические средства коммуникации. Библиотеки автоматизируются...

Похвально и своевременно. Однако все это должно быть тесно увязано со стратегическим направлением развития библиотек, их будущим. Что там впереди? Кто придет работать в библиотеку будущего, каковы должны быть требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам библиотечных работников, с одной стороны? Какой хочет видеть библиотеку сегодня и в будущем читатель, что его в ней интересует, с другой стороны? Значит, как и на протяжении многих веков, важным является существование самой библиотеки как социального института, но теперь уже в новом качестве - компьютеризированной библиотеки.

Отмечая положительные сдвиги в сознании библиотекарей относительно внедрения компьютерной техники и технологии на рабочих местах, следует отметить, что понимание новых решений в значительной степени носит пока еще бессознательный характер.

Многие библиотеки, лишь интуитивно осознав важность этого процесса, прикладывают значительные усилия по внедрению автоматизации в библиотечные технологии. Здесь необходимо отметить, что в ряде случаев похвальные действия работников библиотек наталкиваются на разнообразные преграды. Более того, иногда они имеют даже отрицательные результаты. Порой такой эффект возникает из-за отсутствия информации о работах коллег над аналогичными проблемами даже в библиотеках различных районов одного города. В других случаях подобный результат связан с отсутствием у библиотечных работников необходимых знаний в новой для них области деятельности. Справедливости ради необходимо отметить, что в большинстве подобных событий это - не их вина, а их беда. А в общей беде необходимо объединяться для наиболее безболезненного ее преодоления. Вот и собираются библиотекари на совместные совещания, выезжают друг к другу для обмена опытом, пытаются вырабатывать единые приемы автоматизированной обработки документов и т.п.

Все это хорошо. Но может ли только на такой основе реализоваться тенденция компьютеризации? Очевидно, нет.

В результате широко масштабного использования библиотеками метода проб и ошибок, в настоящее время бессистемно приобретаются технические и программные средства автоматизации, библиотекари сами или с помощью "варягов" пытаются осваивать новую технику и современные компьютерные технологии. В итоге получается, что одним из них решение данной задачи оказывается не по силам, а другим - оборачивается источником многочисленных проблем. Данный случай наглядно свидетельствует о необходимости системного подхода к решению достаточно сложной и неординарной задачи.

Сегодня имеется значительный опыт работы библиотек в этой области, существует ряд отечественных и зарубежных компьютерных программ автоматизации библиотечных процессов, появились специалисты, которые одинаково хорошо владеют как библиотечными, так и программно-техническими компьютерными технологиями.

Значит, настало время обобщить этот опыт, изучить некоторые специфические проблемы и разработать учебные курсы и методические рекомендации, позволяющие библиотекарям разобраться в этом вопросе, ознакомиться с основными направлениями, возможностями и особенностями автоматизации, после чего осмысленно браться за дело. Это не только убережет от лишних затрат сил и средств, от разочарований, но и будет способствовать эффективному развитию названного процесса, без которого немыслимо будущее библиотек. Более того, данный предмет содержит в себе и некоторые "подводные камни", обойти которые может лишь подготовленный специалист.

Так, например, каждая библиотека, ведущая машинную обработку библиографической информации, в результате недостаточной информированности, либо вообще не знает о существующих международных форматах ввода библиографических данных, или по-своему его трактует, а порой просто не понимает зачем он нужен.

Итог легко себе представить. Он может быть только плачевным: отказ от одних программ автоматизации и поспешный, ничем не обоснованный переход к другим программам; замедление темпов автоматизации или вообще отказ от нее. Более того, созданные в одних библиотеках базы библиографических данных полностью или частично невозможно будет использовать в других библиотеках.

Сказанное выше достаточно убедительно показывает, что назрела необходимость внести существенную коррективу в содержание подготовки библиотечных специалистов высшей квалификации, которая может быть реализована при введении нового комплексного курса "Теория и методика компьютеризации (в более широком смысле - компьюникации) библиотек". Такой курс должен охватывать весь спектр вопросов, позволяющих успешно решать названные выше проблемы. В нем должны найти отражение такие вопросы, как:

1. Теоретические основы компьюникации библиотек;

2. Методика компьютеризации библиотечных процессов;

3. Перспективные компьютерные программы автоматизации библиотек и библиотечных процессов;

4. Технические средства компьюникации библиотек;

5. Наиболее распространенные в мире форматы ввода и хранения машиночитаемых библиографических данных и др.

Мы убеждены, что наполнение содержания подготовки библиотечных специалистов идеями компьюникации, обучение их практическим навыкам в этой новой области знаний способствует преодолению негативных тенденций, обусловленных, главным образом, интуитивным, а, следовательно, ненаучным и, как следствие, недостаточно квалифицированным подходом к техническому и технологическому преобразованию библиотек на основе новейших достижений информатики и вычислительной техники.

Hosted by uCoz