Алешин Л.И.
Материально-техническая база – фундамент информатизации библиотек
Рассматриваются вопросы понятия и содержания материально-технической базы библиотек и ее эволюции; место библиотек в информационном обществе; применяемые в них информационные технологии; тенденции использования материально-технической базы библиотек в современных условиях и в перспективе для обеспечения свободного доступа всех категорий пользователей к электронным информационным ресурсам.
Ключевые слова: материально техническая база (МТБ), компоненты МТБ, библиотека, информатизация общества, информационная технология, информатизация библиотек, информатизации (автоматизации, компьютеризации) библиотечных процессов, электронная библиотека, выживание библиотек.
Деятельность любой библиотеки, как показал Ю.Н. Столяров [1], тесно (можно сказать – неразрывно) связана с ее материально-технической базой (МТБ), которая необходима для обслуживания читателей и создания условий работы библиотечному персоналу.
На разных исторических этапах развития социумов МТБ библиотек включала различные компоненты, состав которых со временем увеличивался, а их возможности расширялись. Не рассматривая Древний мир и Средневековье, отметим, что роль МТБ в организации эффективной работы библиотек и в оперативном обслуживании пользователей со второй половины XX века существенно возрастает и, очевидно, в настоящее время достигла апогея. Современные библиотеки становятся мультимедийными и интеллектуальными, а также культурно-просветительскими центрами, медиатеками и др. Прослеживается тенденция к постепенному преобразованию библиотек в общественно полезные структуры, которые, по сути, уже были в нашей стране и получили широкое распространение до перестройки 90-х годов XX столетия. Они назывались клубами или дворцами культуры. Некоторые из них сохранились, но большинство канули в Лету.
МТБ способствует повышению качества информационного обслуживания не только приходящих в библиотеку пользователей (в том числе читателей), но и общества вообще, так как современные библиотеки с помощью Интернета предоставляют последнему широкий доступ к своим информационным ресурсам и услугам. Кроме того, МТБ используется не только с целью удовлетворения интересов пользователей библиотек, но для организации и проведения отдыха и участия посетителей библиотек в различных культурно-массовых мероприятиях.
В широком понимании данного термина к материально-технической базе библиотек относят:
Заметим, что телекоммуникации (локальные и иные компьютерные сети, в том числе Интернет) могут быть выделены в отдельную компоненту, а могут входить в состав такой компоненты, как инженерное оборудование или даже с состав компоненты, включающей программно-технические средства автоматизации. По сути, это неважно, главное, что данная компонента присутствует в большинстве современных библиотек.
Здесь представлен наиболее полный перечень компонент, входящих в состав МТБ современных библиотек. Конечно, в конкретных библиотеках он может изменяться и иметь иной состав.
Хотя, по мнению Ю.Н. Столярова, «Наибольшее внимание материально-технической базе библиотеки специалисты уделяли в XIX и XX вв.» [1], активно применяться технические средства и оборудование в библиотеках начинают с конца XX в., когда библиотеки массово начинают приобретать персональные компьютеры, а затем и подключаться к мировым телекоммуникациям (Интернету).
Теперь определимся с дефинициями «информатизация» вообще и «информатизация библиотек» – в частности.
Информатизация – это комплекс мер, обеспечивающих оперативный доступ к информационным ресурсам (ГОСТ 7.0-99).
Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов (ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»).
Информатизация затрагивает все процессы в обществе. Для выработки представления об информатизации библиотек следует первоначально определиться с понятием «Информатизация общества». Данный термин («англ. «Information Society») введен в научный оборот в начале 1962 г. американским ученым экономистом Ф. Махлупом.
Информатизация общества – это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
В такой интерпретации это определение практически идентично термину «информатизация», определенному Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации».
Общества могут представлять некоторые группы людей, собравшихся вместе для удовлетворения своих интересов, а так же партии и государства. В последнем случае интересно отметить, как позиционируется данный термин для современной России.
Информатизация в РФ – это комплекс мер, направленных на обеспечение оперативного доступа к информационным ресурсам.
Существуют и другие представления об этом термине, особенно они характерны для областей создающих и активно применяющих информационные технологии и ресурсы, поскольку процесс информатизации является следствием развития информационных технологий.
Информационная технология – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационная технология в библиотечной деятельности – это «совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий сбор, создание, хранение, накопление, обработку, поиск, вывод, копирование, передачу и распространение информации» [2, с.411].
По меткому высказыванию А. Соколова «Информационные технологии должны служить библиотечному делу, а не библиотечное дело – информационным технологиям»[3].
Приведем некоторые иные представления о термине «Информатизация».
Информатизация – это системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации.
Информатизация (англ. «Informatization») – политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы.
Информатизация – это глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов.
Информатизация общества не могла пройти мимо библиотек. Последнее определение, как и некоторые приведенные ранее, как нельзя лучше подходят к деятельности библиотек.
В отношении них следует отметить, что как один из видов информационных организаций, собирающих (приобретающих и копирующих), хранящих информационные ресурсы и предоставляющих их различным категориям пользователей, библиотеки практически всегда были связаны с информацией и, как следствие, – информатизацией (см. первые два определения этого термина), которая, несомненно, касалась соответствующих государственных и общественных формаций. В некоторых библиотеках и ранее хранились огромные даже по современным представлениям информационные ресурсы.
С.А. Мамонтов и О.В. Пенькова при рассмотрении терминологических проблем, связанных с информатизацией библиотек, отмечают существование заблуждения, связанного «с невосприятием традиционной библиотеки как информационного института»[4].
Вызвано данное высказывание очевидно с тем обстоятельством, что ныне не существует четкого определения рассматриваемого понятия, поэтому большинство авторов информатизацию библиотек понимают как компьютеризацию или автоматизацию библиотечных процессов, что в определенной степени и в определенном контексте верно. Хотя некоторые специалисты при рассмотрении подобных вопросов или в своих отчетах одновременно используют как автоматизацию и компьютеризацию, так и информатизацию, причем как отдельно, так и в различных сочетаниях.
А. Соколов дает такое определение: «Информатизация библиотек означает, что они изменяют свою коммуникационную сущность: выходят из документальной коммуникации и становятся элементом электронной коммуникации»[3].
Удачная дефиниция почему-то неподхвачена библиотечным сообществом. В этой связи следует заметить, что в России под информатизацией библиотек чаще всего понимается автоматизация библиотечных процессов, выражающаяся в оснащении библиотек компьютерами, оргтехникой и подключении библиотек к Интернету.
Примером тому является утверждение директора Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева (Москва) Т.Е. Коробкиной о том, что при рассмотрении вопросов информатизации библиотек речь должна идти об информатизации всех библиотечных процессов [5]. В Программе Либнет говорится: «Здесь и далее под «информатизацией библиотек» понимается автоматизация (компьютеризация) библиотечно-информационных процессов и создание информационных ресурсов на основе новых информационных технологий».
В соответствии с разработанным ФГУП ГИВЦ Минкультуры проектом комплексной информатизации библиотек читателям должно быть обеспечено качество обслуживания на уровне ведущих библиотек мира, а также возможность просматривать электронные версии книг, использовать мощный поисковый инструмент электронных каталогов и другие технологические преимущества. В проекте отмечается, что основными целями информатизации сферы культуры (в том числе библиотек) являются содействие в обеспечении доступа граждан к культурным ценностям и повышение эффективности деятельности учреждений культуры.
Конечно, любая библиотека представляет собой некое хранилище информации. Другое дело, что возможности и техническая оснащенность (МТБ) средневековых, а тем более древних библиотек в нашем нынешнем понимании были никакими или весьма ограниченными.
Таким образом, можно засвидетельствовать следующее:
Последнее обстоятельство характеризует понятие «информатизация библиотек».
Наряду с общей в мире тенденцией по сокращению библиотек, оставшиеся стремятся закрепиться на рынке информационных ресурсов и услуг, создавая своим пользователям максимальные удобства не только в сфере информационного, но и культурно-массового обслуживания, а также в решении различных социальных задач. Здесь никак не обойтись без таких компонент МТБ, как программно-технические средства автоматизации библиотечно-библиографических и иных производственных процессов, телекоммуникации, а также аудиовидеотехнические средства.
Особенно это проявляется в такой разновидности библиотек, которую принято называть «электронная библиотека». Следует отметить, что в библиотечной практике под данным определением принято понимать некоторое подразделение внутри традиционной библиотеки, которое занимается созданием собственного сайта и электронного информационного ресурса (оцифровка), получением таких ресурсов из других источников или ссылкой на них в соответствующих разделах сайта, размещением на нем электронного каталога библиотеки, осуществлением различных видов электронного обслуживания пользователей, зашедших на этот сайт и др.
Справедливости ради должно сказать, что существуют электронные библиотеки, которые практически ведут все или почти все указанные выше виды работ, но никакого отношения к традиционным библиотекам не имеют. Они нами в настоящей статье не рассматриваются.
Итак, тенденции выживания библиотек в современном обществе, стремление закрепиться и продвинуться в будущем приводят их к тому, что, наряду с общими, указанными выше, компонентами МТБ, библиотеки обязаны строить свою деятельность, опираясь на такие составляющие МТБ, как программно-технические и аудиовидеотехнические средства, а также телекоммуникации.
Именно эти элементы МТБ библиотек являются ныне и, очевидно, в будущем тем фундаментом (площадкой, платформой), на котором могут не только базироваться, но и успешно функционировать практически любые библиотеки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход/ Ю.Н. Столяров.–М.: Книга, 1981.
2. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения // Библиотека и закон.– 2001.– 10 (1).– С. 307–329.
3. Соколов А. Зачем библиотеки информационному обществу? [Электронный ресурс]//Журнальный зал.–URL: http://magazines.russ.ru/neva/2011/9/so16.html.
4. Мамонтов С.А., Пенькова О.В. Информатизация библиотек. Некоторые терминологические проблемы [Электронный ресурс].– URL: libconfs.narod.ru/2000/1s/1s_p15.htm.
5. Коробкина Т.Е. Информатизация как необходимое условие организации информационного обслуживания пользователей. Принципы и этапы информатизации публичной библиотеки [Электронный ресурс]/РБА.– URL: http://www.rba.ru/or/comitet/14/%282%29/2_4.html.
Сведения об авторе
АЛЕШИН Леонид Ильич - кандидат педагогических наук,
доцент Московского государственного университета культуры и искусств
E-mail: laleshin@yandex.ru