Алешин Л.И.

Облачные библиотеки

Рассматриваются информационные технологии и услуги, позволяющие различным организациям более эффективно, с меньшими затратами и потерями осуществлять свою деятельность, используя коммерческие центры обработки данных и дата центы. Услуги, оказываемые такими центрами, стали называть облачными вычислениями и (или) облачными сервисами. Они становятся все более популярными в самых различных областях применения. Библиотечному сообществу целесообразно обратить на них пристальное внимание и рассмотреть возможности применения таких услуг, в результате которых может появиться новое направление - облачные библиотеки.

Ключевые слова: облачные технологии, облачные сервисы, центры обработки данных, ЦОД, дата центры, услуги Интернета, библиотеки, облачных информационные технологии, облачные библиотеки.

В настоящее время информационные технологии и компьютерное программно-техническое обеспечение позволяют широким слоям населения большинства стран на нашей планете, в том числе пользователям информационных ресурсов библиотек, быстро осваиваться и легко пользоваться электронными информационными ресурсами.

Для библиотек в нашей стране давно уже настало время проводить единую информационную политику. Многое сделано, например, в России продолжают развиваться проекты LibNet и LibWeb, OPAC-Global и др. Однако еще достаточно далеко до централизации библиотечных информационных ресурсов, создания единого хранилища картотек (единый электронный каталог), единой полнотекстовой электронной библиотеки, полностью отражающей единый электронный каталог и, наконец, до организации обслуживания любых категорий пользователей через единую точку доступа и др.

Во всем мире, в том числе в России, создаются и эффективно используются центры обработки данных (ЦОД). Крупные и государственные организации создают собственные ЦОДы, при этом существуют и коммерческие ЦОДы, предоставляющие свои услуги различным категориям пользователей. К концу 2010 г. в России было более 130 коммерческих ЦОДов, загрузка которых в первой половине 2011 г. составила 69%, а к концу года должна составить 78%. При этом формировать и поддерживать собственные ЦОДы весьма дорого и не всем организациям под силу.

Следует отметить, что во второй половине XX в. в нашей стране существовали вычислительные центры коллективного пользования (ВЦКП), к услугам которых обращались различные организации. Поэтому данное направление знакомо россиянам, но оно практически не использовалось в практической деятельности библиотек.

Специалисты отмечают, что в дальнейшем большинство представителей среднего и мелкого бизнеса будут мигрировать в «облака» внешних (коммерческих) провайдеров (ЦОДов). Конечно, было бы интересно создать библиотечные ЦОДы, но похоже это невероятно в нашей стране. Однако и ныне библиотеки, которые так или иначе взаимодействуют между собой, например, через Интернет, можно было бы подключать к различным территориальным ЦОДам.

Под дата-центром (англ. «data center») понимается обособленное технически оборудованное помещение или здание с гарантированными условиями хранения данных (бесперебойное электропитание, температурный режим, охрана, системы пожарной безопасности и т. д.), предназначенное для размещения серверного и коммуникационного оборудования, подключаемого к каналам Интернета и хостинга серверов. Его также называют центром хранения и обработки данных (ЦХОД) или центром обработки данных. Хотя некоторые специалисты различают эти понятия, для нас при рассмотрении обозначенных проблем это непринципиально, поэтому далее будем использовать аббревиатуру - ЦОД.

Все шире развивающийся аутсорсинг[1] не только вполне приемлем для использования в библиотеках, но и полезен для них с разных точек зрения. Например, в таком случае достаточно легко решать проблему, связанную с реализацией закона «О персональных данных», которая остро стоит в библиотеках при создании баз данных пользователей библиотек.

Ныне появились и стали использоваться такие термины, как «облачные вычисления», «облачные сервисы» и «облачные технологии», обозначающие различные услуги, предоставляемые с помощью Интернета, как правило, специализированными организациями.

Облако - метафорическое название Интернета.

Под термином «Облако» предлагается понимать техническое решение, системные процессы и программное обеспечение, «которые функционируют не непосредственно на различных компьютерах, а виртуально»[2] - из Интернета. В этом случае информационная структура (программно-техническое и телекоммуникационное обеспечение) заказчика замещается интернет-аналогами исполнителя.

Логическую архитектуру единого электронного информационного пространства, базирующегося на телекоммуникациях Интернета, можно назвать информационным облаком, а используемые в нем методы и средства - облачными технологиями. Практически такая архитектура может представлять собой ЦОД (или несколько связанных между собой ЦОДов). В последнем случае будут обеспечиваться как высокая оперативность и доступность связанных с ними ресурсов и услуг, так надежность и безопасность последних.

Рынок облачных услуг молод - ему около пяти лет. Примером облачной технологии для современных компьютеров компании Apple типа iPhone, iPad, iPod touch и настольных ПК являются сервера этой компании.

Облачные технологии пока не обеспечены ни четким терминологическим аппаратом, ни соответствующими стандартами. Поэтому в настоящее время не «облака» подстраиваются под имеющиеся или создающиеся технологии, а наоборот - имеющиеся у заказчика (а порой и у исполнителя) технологии, подстраиваются под облачные сервисы. В этом случае используется валидация[3], то есть выбирается какой сервис «облака» подойдет конкретным пользователям для решения ими определенных задач.

Ряд авторов считает, что облачные технологии (вычисления, услуги и др.) - это форма аутсорсинга, а облачными сервисами являются, например, хостинг, социальные сети, услуги:

Эти три сервиса пока основные представители облачных технологий.

При использовании IaaS пользователю предоставляется виртуальный сервер с уникальным IP-адресом или несколькими адресами и часть системы хранения данных исполнителя.

При использовании PaaS пользователь получает готовую виртуальную платформу из одного или нескольких серверов, с установленным на них операционным и прикладным программным обеспечением.

Этот сервис связывают с услугой, называемой колокейшн (англ. «collocation») - расположение, совместное размещение, расстановка.

Данный сервис позиционируется как физический хостинг, предполагающий установку сервера заказчика на технической площадке интернет-провайдера (в ЦОДе), причем заказчику предоставляется возможность выбора и установки необходимого ему программного и аппаратного обеспечения. Удобен такой сервис для ресурсов с большим трафиком, так как в этом случае ощутимо увеличивается скорость обмена данными, а также когда установленный в ЦОДе ресурс заказчика изначально небольшой, но предполагается, что он может возрасти и потребует как больше места, так и иного программно-технического обеспечения. Эти обстоятельства определяют переход с виртуального хостинга на колокейшн - в настоящее время основной сервис облачных технологий.

Специалисты считают, что IT-инфраструктура предприятия будет полностью разворачиваться в облаке в виде виртуальной платформы.

При использовании SaaS, пользователь получает возможность через Интернет использовать необходимое ему программное обеспечение. Например, пакет программ под названием «Облачный офис» компании Microsoft - Microsoft Office 365 (является дальнейшим развитием Microsoft Office 2010 и др.) распространяется по схеме «программное обеспечение + услуги» (англ. «Software + Services»). Компания считает, что этот пакет будет удобен всем (от индивидуальных пользователей и небольшой компании до крупной корпорации), стремящимся повысить производительность и качество работы с документами, снижая при этом свои расходы. Пакет будет дорабатываться и, по мнению компании, станет стандартом в сфере услуг, предоставляемых с помощью облачных вычислений. При этом уже сейчас он включает возможности:

Данную услугу в России будет предоставлять Вымпелком.

В отличие от других офисных программ, Office 365 обладает гибкостью, независимостью элементов управления инфраструктурой, режимом получения информационных ресурсов по запросу и оплатой использованных услуг по факту. Таким образом, Microsoft Office 365 обеспечивает совместную работу и объединенные коммуникации на базе «облачных услуг» в организациях любого размера и любой области деятельности.

Здесь уместно упомянуть и другие подобные услуги (сервисы), например:

WaaS (англ. «Workplace as a Service») - рабочее место как услуга, цель которой - снижение затрат на эксплуатацию рабочих станций пользователей, путем размещения их в виртуализированной среде централизованной инфраструктуры;

XaaS (англ. «X as a Service», где «Х» - любой сервис или решение предоставляемые по модели аренды) - все что угодно как сервис;

DaaS (англ. «Data/Documents/Database as a Service» - данные/документы/базы данных как сервис) - виртуальный рабочий стол, предполагающий развертывание рабочих мест для сотрудников, получающих мобильный доступ к необходимым приложениям при активном интернет-подключении и др.

Сейчас в основном используются отдельные услуги - предоставление программного или программно-технического обеспечения. В конечном счете, они, вероятно, объединятся в сервис GaaS (англ. «Global as a Service» - глобализация как сервис) - многопользовательская среда, позволяющая любому пользователю хранить в ней как собственные, так и общие (групповые) параметры и данные, используемые им или группой людей (в том числе организациями) для выполнения различных работ.

Ряд специалистов говорят, что «облака окружают нас!» и пользователям неважно откуда приходят необходимые им сервисы. За рубежом (например, в США) большинство клиентов различных организациях активно пользуются «облаками», особенно при реализации корпоративных решений. В этой связи следует заметить, что библиотечное сообщество как в отдельно взятом регионе (районе, городе, области, республике, стране) и даже в некоторой отрасли, так и в международном масштабе также представляет собой различные виды корпораций, что уже на протяжении последних двадцати лет явно ощущается в виде создающихся и функционирующих разных библиотечных коопераций. Это обстоятельство свидетельствует, что можно создавать как частные, так и объединяемые по каким-либо принципам виртуальные сообщества - «облака» и для библиотек, т. е. совершенствовать их информационные технологии за счет применения так называемых «облачных» систем.

В связи с этим следует отметить, что давно назревшая и, к сожалению, очень медленно внедряемая в России, централизация (например, проекты Либнет, OPAC-Global и др.), все возрастающие объемы создаваемых и хранимых библиотеками информационных ресурсов и другие, не менее важные аспекты, волей или неволей подвигают библиотечное сообщество в эти облака.

Подобный проект можно было бы назвать «Облачные библиотеки». Конечно, его формирование и внедрение потребует использования значительных различных ресурсов. Процесс может растянуться на годы, если не десятилетия. Поэтому длительный период времени будут одновременно существовать «облачные» и «безоблачные» (обычные, ныне современные) библиотеки. А если эти «облака» начнут формироваться в других странах и они станут взаимодействовать между собой, то вполне реально ожидать появления «надоблачных» (наднациональных, международных) библиотек. Подобная структура схематично отображена на рисунке.

Несомненно, аналогичная технология, значительно облегчает для пользователей оперативное нахождение и эффективное использование необходимых им информационных ресурсов, существенно уменьшает финансовые, людские, временные и иные затраты на подготовку, выставление на сайтах и эксплуатацию электронных информационных ресурсов, а также использование необходимых для этого программно-технических средств. При этом повышается эффективность и оперативность использования ресурсов библиотек.

Что же надо сделать, чтобы эти мечты стали былью?

Во-первых, целесообразно библиотечному сообществу, а точнее специалистам, эффективно работающим в сфере информатизации (автоматизации, компьютеризации) библиотечных процессов, обратить свое внимание на эти технологии и начинать разрабатывать варианты их применения для библиотек будущего. Конечно, желательно уже на этом этапе получить от государства необходимое финансирование, однако и в его отсутствии желательно рассмотреть возможность проведения инициативного пилотного проектирования силами ведущих специалистов страны.

Во-вторых, можно попробовать создать фрагмент «облачной библиотеки», в который вошли бы несколько передовых в обозначенной области библиотек, и провести его опытную эксплуатацию.

И наконец, в-третьих, можно представить в государственные органы рабочий проект создания хотя бы некоторого сегмента отечественной «облачной библиотеки».

В любом случае решение проблем облачных информационных технологий для отечественных библиотек следует связывать с конкретной государственной политикой, позволяющей финансировать реализацию данного проекта.




1. Аутсорсинг (англ. «outsourcing» (outer-source-using) - использование внешнего источника/ресурса) - передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
2. «Облачные» дали// Деловой журнал.-№3.-октябрь 2011.- С. 12-13.
3. Валидация (англ. «validation») - доказательство того, что что-то (например, процесс) работает так, как должно работать; соответствие реальному ходу явлений.
4. Экстранет (англ. «extranet») - защищенная от несанкционированного доступа корпоративная сеть, использующая интернет-технологии для внутрикорпоративных целей, а также для предоставления части корпоративной информации и корпоративных приложений деловым партнерам компании.

Сведения об авторе

АЛЕШИН Леонид Ильич - кандидат педагогических наук,
доцент Московского государственного университета культуры и искусств
E-mail: laleshin@yandex.ru

Hosted by uCoz