Л.И. Алешин

ГУМАНИТАРНАЯ ИНФОРМАТИКА
И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

(сообщение о конференции и рассуждения на тему)

С 3 по 6 ноября 2003 г. в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) проходила шестая Всероссийская объединенная конференция “Технологии информационного общества – Интернет и современное общество”, в рамках которой работала Всероссийская научная конференция “Гуманитарная информатика”. В ней приняло участие около ста специалистов, представивших 55 докладов, распределившихся по четырём секциям следующим образом: “Гуманитарно-социальные аспекты развития технологий информационного общества” – 17 докладов, “Развитие информационной среды гуманитарной науки” – 17 докладов, “Новые информационные технологии в гуманитарном образовании” – 13 докладов и “Культурной наследие и технологии информационного общества” – 8 докладов. В конференции участвовали представители 14 городов Российской Федерации (Воронежа, Ижевска, Москвы, Мурома, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Саратова, Томска, Тулы, Якутска и Ярославля), Минска (Республика Беларусь) и двух городов США. Она проводилась под девизом “Гуманитарная информатика для всех, для формирования общества знания”.

На пленарном заседании, проходившем в Петровском зале СПбГУ, Н.В. Борисов, зав. кафедрой информационных систем в искусстве и гуманитарных науках, Председатель Оргкомитета конференции, сообщил присутствующим, что обращение к данной проблематике организаторы конференции связывают с тревогой многих отечественных специалистов, обусловленной, с одной стороны, потребностью социума решать глобальные социально-гуманитарные аспекты построения информационного общества, с другой, – отсутствием специалистов, сочетающих глубокие знания гуманитарных наук с профессиональным владением информационными технологиями.

Для решения этой проблемы его кафедра ведёт обучение по специальности “Прикладная информатика в области искусства и гуманитарных наук”. Н.В. Борисов выразил надежду, что выпускники его кафедры станут профессионалами в области использования информационных технологий. Он же высказал мнение, что определилась исходная междисциплинарность данной области; что гуманитарная информатика отражает, в частности, социальную и гуманитарную природу информатики, позволяет решать проблемы личности в современном информационном обществе. В заключение он определил гуманитарную информатику, как научное направление и учебную дисциплину, как область научных исследований и пожелал участникам конференции активнее высказывать свое мнение по всем аспектам данной проблемы.

Во время проведения конференции участники обсуждали различные аспекты гуманитарной информатики. Анализ содержаний выступлений и опубликованных материалов позволяет сделать следующие выводы:

1) весьма широко представлены различные аспекты, в той или иной мере имеющие отношение к обозначенной тематике;

2) непосредственно теме конференции посвящено менее 10% тезисов, что свидетельствует, во-первых, о неоднозначном восприятии термина, легшего в название конференции; во-вторых, возможно, о потере его первоначального значения в настоящее время; в-третьих, о потребности широкой дискуссии с целью определения отношения к данной проблеме, выявления сущности и значения данного термина.

На конференции в одном из докладов прозвучал вопрос “Гуманитарная информатика” – это информатика гуманитарной направленности (для гуманитариев), гуманитарного содержания, научная дисциплина, изучающая общетеоретические вопросы информатики, совокупность всего этого или что-то иное? Может быть её надо определить, как учебную дисциплину, изучающую теоретические, философские и социально-психологические аспекты, а также информационные технологии в гуманитарной сфере? [1]. Таким образом, представляется важным выявить предметную область гуманитарной информатики, её содержание и назначение.

Рассуждая на эту тему, заметим, что всё чаще “информатику” относят к наукам, изучающим процессы, происходящие в социуме. В этой связи следует отметить, что дефиниция “Гуманитарная информатика” начала широко использоваться в 90-е гг. XX в. в процессе социально-экономических и политических изменений, произошедших в нашем обществе; как следствие появившейся идеологии гуманизации общества и образования. Смысловое значение термина, по-видимому, было обусловлено стремлением обеспечить более широкое внедрение достижений информатики в социальную сферу гуманитарных наук. Вслед за этим в те же 90-е гг. XX в. появился целый ряд аналогичных терминов отраслевого, прикладного характера и значения, например, историческая, политическая, правовая, социальная, экономическая и т.д. информатика. При этом В.С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул и др. предпочтение отдают понятию “социальная информатика” (“социоинформатика”), а Б.В. Бирюков, Л.Г. Эджубов и многие другие используют термин “гуманитарная информатика”.

Таким образом, появилась потребность определить значения этих терминов. С целью изучения проблемы по запросу “Гуманитарная информатика” были проведены поиски на разных поисковых машинах в интернете. В результате получены примерно одинаковые данные. Наиболее обширная и точная информация оказалась на “Яндексе”. Результат поиска: 19322 страницы не менее чем на 622 сайтах. Общеизвестно, что даже релевантные запросу страницы могут иметь до десяти и более копий на разных сайтах. В результате исследовалось порядка 300 релевантных, с точки зрения этой поисковой машины, наиболее значимых материалов по теме.

В последние пять лет в г. Новосибирске прошли две связанные с рассматриваемой темой конференции: в марте 1998 г. Международная научно-методическая конференция “Новые информационные технологии в университетском образовании” и в июне 2001 г. Международная конференция “Перспективы систем информатики”. В первой из них, например, были представлены доклады: М.В. Гаврилова “Гуманная информатика в гуманитарном вузе?”, Сычева Н.А., Панина Л.Г., Яхно Т.М. и Алсынбаевой Л.Г. “Подготовка специалистов по гуманитарной информатике”. Авторы второго доклада утверждают, что “гуманитарная информатика – новое направление в подготовке специалистов по информационным технологиям”. Они сообщают, что в рамках специальности 071900 “Информационные системы” в Высшем колледже информатики Новосибирского государственного университета сформирована специальность с названием “Гуманитарная информатика”, по которой ведётся обучение школьников 10–11 классов.

Вторая конференция включала дискуссию по теме “Гуманитарная информатика или информатика для гуманитариев”. В ней рассматривались три группы вопросов: программы обучения в области школьной информатики, программы обучения в вузе, методические и психологические проблемы преподавания работе с компьютерами. Эти темы косвенно затрагивают аспекты, связанные с рассматриваемой нами проблемой.

Представители Томского государственного университета (ТомскГУ) В. Демкин и Г. Можаева отмечают: “сейчас уже ясно, что в развитии любой "отраслевой" информатики происходит перекос в сторону прикладных исследований, основанных на практическом применении информационных технологий в социально-гуманитарных науках, в сторону предпочтения логики средств перед логикой содержания гуманитарных исследований. На начальном этапе информатизации в гуманитарных науках как развития и внедрения инструментальных средств это было необходимо и способствовало развитию самих гуманитарных наук”. Они же говорят, что “еще господствует представление об информатике как математической дисциплине, которая изучает лишь технические и технологические вопросы, связанные с информацией” [4]. В этой связи следует заметить, что бытует и представление об информатике, как о технической науке.

Таким образом, важно определить: гуманитарная информатика вписывается в спектр социально-гуманитарных наук или они являются её компонентами. Может быть характерной особенностью современного этапа развития гуманитарной информатики как общеобразовательного профессионально-ориентированного предмета должны стать прикладная направленность, межпредметные связи, поиск подходов к соотношению целей и содержания обучения.

Казиев В.М. считает: “Социально-гуманитарную информатику можно определить как информатику, изучающую информационные процессы в социальной и гуманитарной сферах, а также управление и самоорганизацию в таких системах (открытых)”.

В. Демкин и Г. Можаева утверждают, что гуманитарная информатика наука, изучающая “закономерности возникновения и развития информации в обществе, закономерности и последствия информационных процессов в обществе, философию и методологию информационного общества...”, что “наработан достаточный научный материал и развита теория информационного общества, которая позволяет говорить о гуманитарной информатике не только как о научном направлении, но и как о системе знаний об информационном обществе, которая может являться базой для подготовки специалистов в этой области” [4].

Предлагается внедрить в практику вузов России междисциплинарные учебно-методические комплексы “Гуманитарная информатика”, основанные на новой образовательной модели гуманитарного образования, новых информационных и педагогических технологиях. Утверждается, что они должны интегрировать философские, филологические, исторические и культурологические дисциплины, обеспечивающие подготовку специалистов в области информатики как фундаментальной науки [6].

Специалисты Волгоградского государственного педагогического университета определяют гуманитарную информатику, “как науку об информации и информационных процессах в обществе”.

Некоторые специалисты под термином “гуманитарная информатика” понимают “интегрированный учебный предмет, представленный основами не одной, а нескольких наук на объединяющей базе автоматизированных, в т.ч. мультимедиа технологий обучения” [5]. Другие специалисты в основном придерживаются вышеназванных определений.

При всём многообразии дефиниций, суть их в большинстве своём заключается в стремлении внедрить в названные предметные области современные информационные технологии с целью “поднять” как можно большее число представителей гуманитарных наук в их повседневной практической деятельности на уровень высококвалифицированных пользователей этих технологий.

Тому было несколько причин. Во-первых, представители гуманитарных наук в меньшей степени имели возможности осваивать и использовать компьютерные технику и технологию. Во-вторых, в значительной степени по причине определенного консерватизма мышления и менее динамических изменений, происходящих в гуманитарной сфере, её представители в большинстве своём не особенно стремились осваивать эти технологии. В-третьих, исходя из второй причины, почти не существовало технологических разработок и специального программного обеспечения для названных предметных областей, ибо, как говорится, “нет спроса – нет и предложения”. Существуют, очевидно, и другие причины.

В конце XX в. в России были предприняты значительные усилия по изменению положения дел. Достижения информатики и сама она, как наука, стали широко применяться в гуманитарной сфере, гуманитарном образовании и гуманитарных исследованиях. При этом данный термин практически исчез из обихода, и был заменён названными прикладными дефинициями.

В последнее время, в том числе усилиями представителей Кафедры гуманитарных проблем информатики ТомскГУ, СПбГУ и др., предпринимаются попытки возродить (или реанимировать) термин с целью обозначения направления научной мысли и практической деятельности. А В. Демкин и Г. Можаева считают, что в результате переосмысления понимания информатики возникает её “социальный аспект, определяющий ее как науку гуманитарную (гуманитарную информатику), ориентированную прежде всего на человека”. Они же отмечают, что гуманитарная информатика не только научное направление, но и “система знаний об информационном обществе”. В этой связи В. Демкин и Г. Можаева предлагают воспринимать “гуманитарную информатику, как науку, изучающую закономерности возникновения и развития информации в обществе, философию и методологию информационного общества и самой информатизации как социального явления” [4]. Высказывается мнение, что “Гуманитарная информатика – научная дисциплина, изучающая закономерности процесса информатизации гуманитарных наук и образования. В её основе должна лежать совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания и использования на практике всех видов машиночитаемых версий источников.

Развивая представления в данной области, некоторые отечественные специалисты считают, что в сферу интересов гуманитарной информатики должны входить:

  1. Разработка общих подходов к применению информационных технологий в предметных областях и исследованиях (в том числе специализированного программного обеспечения).
  2. Создание баз и банков данных.
  3. Применение информационных технологий, представление данных и анализа структурированных, текстовых, изобразительных и других источников.
  4. Компьютерное моделирование процессов.
  5. Использование информационных сетей (Интернет).
  6. Развитие и применение мультимедиа и других новых направлений информатизации.
  7. Применение информационных технологий в гуманитарном образовании.

В этой связи представляет интерес определить место “Гуманитарной информатики” в системе “Информатика”, включающей прикладные аспекты, научные и учебные дисциплины.

В этом случае место гуманитарной информатики просматривается либо среди информатик (если так можно говорить) по отраслям знаний и областям применения, либо как интегрированная дисциплина, объединяющая их.

Таким образом, однозначно ответить на вопрос, что есть гуманитарная информатика – не удалось. Однако определённое представление существует. Если данное направление предполагается развивать, то выявление и обозначение основной сферы исследования предметной области – гуманитарной информатики – является важной теоретической и практической задачей.


Литература:

      1. Алешин Л.И. Гуманитарная информатика: аспекты проблемы//6-я Всерос. объединенная конф. “Технологии информационного общества – Интернет и современное общество” (IST/ IMS-2003) 3–6 ноября 2003 г.–СПб.: СПбГУ, 2003.–С. 1–3.
      2. Ветрова М. Гуманитарные проблемы информатики: зачем они нужны гуманитариям?// Alma Mater; №2342, 21.03.2003.
      3. Гуманитарная информатика в начальном обучении / Бешенков С.А., Давыдов А.Л., Матвеева Н.В. //Информатика и образование.–1997.–№3.–С. 96–106; №4.–С. 62–64.
      4. Демкин В., Можаева Г. Гуманитарная информатика // Высшее образование в России.–2003.–№2.–С. 82–84.
      5. Концепция школьного курса “информационная культура” в Республике Башкортостан /Назаров С.В., Саитов Р.И., Назарова М.Д.– http://ito.edu.ru/1999/I/1/ 120.html.
      6. Создание междисциплинарного учебно-методического комплекса “Гуманитарная информатика”.– http://www.eir.ru/concept.php?doc=/t2/ t2conceptXI.


Hosted by uCoz