Л.И. Алешин





Внестационарное библиотечное обслуживание





Москва 2014


ВВЕДЕНИЕ

Оглавление

Специалисты выделяют два основных вида библиотечного обслуживания – стационарный и внестационарный. При этом они отмечают, что всё более важным и востребованным в современной системе библиотечно-информационного обслуживания населения является именно внестационарное обслуживание как в удалённых населённых пунктах, так и в муниципальных образованиях. В последних такое обслуживание особенно важно и востребовано для лиц с ограниченными физическими возможностями и пенсионеров.

Впервые данный вид обслуживания появляется с возникновением открытых публичных библиотек, и на протяжение своего существования постоянно совершенствовался, пройдя путь от книгонош и конных фургонов до различных видов автомобильной техники, оборудованной в последние 10–15 лет компьютерной техникой и беспроводным Интернетом. Причём ныне подобные автобиблиотеки (библиомобили и т. п.) широко используются для оказания различных видов информационного и культурно-досугового массового обслуживания, а также других видов услуг.

Немецкие библиотекари еще во второй половине XX столетия отметили, что «…услуги библиотеки вне ее стен сопряжены со многими проблемами: какие целевые группы будут учтены, может ли одна библиотека справиться с такой серьезной задачей или лучше привлечь органы социального страхования, школьников-книгонош и т. д.» [1].

Кроме того, примерно с начала XXI века, с одной стороны, появились мобильные переносные устройства с возможностью беспроводного подключения к Интернету (КПК – карманные персональные компьютеры, нетбуки, планшеты, смартфоны и др.). С другой стороны, библиотеки активно позиционируют себя на сайтах и в блогах в Интернете, предоставляя пользователям ряд удобных для них услуг.

Новые информационные технологии, программно-технические средства, беспроводные возможности Интернета способствовали формированию направления, получившего название «мобильные библиотеки», подразумевающее активное многоплановое использование как библиотеками, так и их пользователями информационных компьютерных технологий (ИКТ), программных и технических компьютерных и телекоммуникационных средств с целью получения последними разнообразных электронных информационных ресурсов.

В этой связи приведём мнение одного школьника, высказанное им в сочинение о будущем библиотек, «мне хочется, чтобы в будущем были мобильные библиотеки, для того чтобы в отдалённых деревнях люди могли тоже читать интересную литературу, могли пользоваться Интернетом».

Очевидно, что наибольшие проблемы традиционного библиотечного обслуживания связаны с малочисленными и малодоступными территориями, а это, как правило, так называемая сельская местность. Причём основной задачей внестационарного обслуживания является, учитывая интересы пользователей, приблизить к ним книги и услуги библиотеки.

В Российской библиотечной ассоциации отмечают, что «На муниципальном уровне общим требованием к организации библиотечной системы является обязательное обеспечение возможностей получения жителями библиотечно-информационных услуг во всех населенных пунктах, в том числе с числом жителей менее 500, а также в удаленных и труднодоступных населенных пунктах, где нет стационарных библиотек, или расстояние до ближайшей стационарной библиотеки более 3 км (более 0,5 часа пути)» [2].

Существует суждение, что библиотеки должны концентрироваться вокруг пользователей, их жизни и потребностей (стать «третьим местом»), а технологии должны помочь им в реализации данной концепции. Такое представление получило название «пользователецентристская» концепция.

Наблюдается потребность всех слоёв общества в любой стране получать самые разные информационные услуги и ресурсы и им практически неважно кто предоставляет такие услуги и ресурсы. Библиотекам же важно не утерять свои позиции, а наоборот, расширить их и, в том числе в соответствии с пользователецентристской концепцией, «приблизиться» к каждому потенциальному пользователю в независимости от его возраста и физического состояния. В этом деле, несомненно, могут помочь различные формы внестационарного обслуживания, которые более ста лет существуют и постоянно развиваются.

Конечно, они известны, однако в России чётко не систематизированы. Попытка систематизации одной их форм – подвижных библиотек – по видам и странам была предпринята в соответствующем разделе книги Алешин Л.И. Библиотековедение. История библиотек и их современное состояние.–М.: ИНФРА-М, 2015. Мало структурированные описания именно этой формы присутствуют в Интернете, другие формы – вообще слабо описаны. Практически не выходили в свет отдельным изданием пособия по этой теме [3].

В данной книге представлена попытка систематизации всех форм внестационарного обслуживания и наиболее полное их описание. В связи с тем, что книгу сопровождает множество цветных иллюстраций, она выходит в двух вариантах: печатном и электронном в формате PDF.

В пособии представлено много иллюстраций, взятых в Интернете, главным образом по адресу: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=572048986164770&set=a.461049700598033.96410.460771047292565&type=1&theater.

Автор выражает благодарность Марии Анатольевне Ордынской за любезно предоставленный материал, вошедший в раздел «Мобильные электронные библиотеки».

Книга представляет интерес для специалистов библиотечного дела и связанных с ним предметных областей, для сферы обучения, связанной с рассматриваемыми в ней вопросами, а также широкому кругу читателей.


__________________________________

1. Концепция маркетинга для публичных библиотек/ П. Борхард, Ш. Флодель, М. Мильц, К. Рейнхардт, Г. Райтер, Пер. с нем. Е.М. Ястребовой; Науч. ред. И.Б. Михнова – М.: НВЦ «Библиомаркет», 1993.– 144 с.– (Сер. «Маркетинг некомерч. орг»).
2. Практическое руководство по развитию общедоступных муниципальных библиотек. Ресурсы общедоступных муниципальных библиотек: нормативный подход. Пособие/Сост.: Л.В. Куликова.– СПБ: РБВ, РНБ, 2010.– 122 с.
3. Хотя на веб-странице Архангельской ОНБ (http://www.aonb.ru/virt5/virt5.html), посвящённой электронной книжной выставке «Библиотека, идущая к людям…», представлены титульные листы, в основном специальной периодической печати и некоторые выдержки из них, посвященные данной тематике.



Оглавление

Введение

1. Основные понятия
2. Книгоношество
3. Библиотечные пункты
4. Передвижные библиотеки на животных
5. Плавающие библиотеки
6. Вело и мотопередвижные библиотеки
7. Библиотеки на городском и железнодорожном транспорте
8. Автопередвижные и подвижные библиотеки (Библиобусы, библиомобили и …)
9. Библиотеки на свежем воздухе и улицах городов
10. Мобильные (переносные) электронные библиотеки
Принятые сокращения
Литература
Толковый словарь
Приложения:
1. Руководство ИФЛА по мобильным библиотекам
2. Положение о передвижной автобиблиотеке (библиобусе)
3. Библиотека под открытым небом «Летний читальный зал»
4. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад, 2013 г.
5. Как издать книгу на «Эксмо»


Наверх | Введение