Алешин Л.И.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Эффективность обучения студентов гуманитарным дисциплинам зависит от ряда слагаемых, которые большей частью известны достаточно давно. Некоторые из них были утеряны и теперь возраждаются вновь, другие - появляются в последние 10-15 лет благодаря компьютерам и новым информационным технологиям, проникающим во все сферы высшего образования. Широкое внедрение компьютеризации - и тому уже есть множество примеров - способствует более эффективному обучению студентов в вузах, повышению уровня и качества преподавания.

Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения способно не только активизировать собственно обучение в вузах, но и коренным образом изменить его в интересах фундаментальной подготовки высококвалифицированного, духовно развитого современного специалиста мирового уровня, соответствующего предъявляемым к данной профессии требованиям.

Активизация познавательной деятельности студентов в высших учебных заведениях страны может быть успешно реализована на основе применения методов обучения, широко использующих количественные критерии оценки знаний студентов и компьютерные технологии как для общепрофессиональных, фундаментальных гуманитарных дисциплин, так и для прикладных учебных курсов.

Проведенные в 1992-1996 гг. в МГУК экспериментальные учебные занятия с использованием компьютерных технологий подтвердили возможность и важность их широкомасштабного включения в учебный процесс. На этой основе предлагаются следующие направления формирования новых компьютерных технологий обучения:

1. Создание программ и методических материалов по учебным курсам, на базе существующих традиционных учебно-методических разработок и практического опыта передовых преподавателей, состоящих из,

а) собственно учебного материала в машиночитаемой форме, предлагаемого студентам для изучения как в печатном виде, так и на машинных носителях информации;

б) контрольных заданий и контрольных вопросов, разработанных по всем темам учебных курсов и включенных в методические разработки по курсу, как машиночитаемой, так и в печатной форме;

в) специальных компьютерных программ, содержащих широкий набор (базу данных) контрольных заданий для проведения в процессе обучения тестирования каждого студента практически по всем ключевым вопросам учебных дисциплин. Целесообразно формировать учебный материал в виде отдельных частей тем (параграфов) так, чтобы каждый параграф мог быть изучен студентами в течение двухчасового занятия.

2. Проведение семинарских и мелкогрупповых практических занятий с целью активизации мышления и участия в них каждого студента с использованием таких форм ведения занятий, как "круглый стол" и т.п. для организации активного обсуждения студентами различных проблем учебной дисциплины, результаты которых следует фиксировать и соответствующим образом оценивать. В процессе практических занятий необходимо осуществлять с помощью коипьютерного тестирования проверку уровня знаний каждым студентом всех ключевых вопросов и заданий, входящих в состав учебного курса. Реализацию этих положений целесообразно осуществлять с помощью рубежного компьютерного контроля знаний студентов. Основным его назначением является ранжирование студентов по уровням знания конкретной учебной дисциплины. В качесьве оценки используется многоуровневая балльная система. Результатом успешного прохождения студентом тестирования является суммарная балльная оценка его знаний, абсолютная величина которой по каждой отдельной теме может превышать 100 баллов, которые могут быть преобразованы в традиционные вузовские оценки. Такая система контроля обеспечивает самостятельный выбор каждым студентом собственной траектории обучения, что способствует оптимизации обучения, реализации индивидуального подхода к каждому обучаемому.

3. Этому служит также организация и проведение практических занятий с использованием компьютерной техники и технологии, направленных на закрепление полученных знаний, приобретение умений и навыков по реализации первоначально отдельных элементов процессов, изучаемых в курсе, каждым студентом, а затем - на проведение занятий группой студентов по синтезу элементов в единый производственный процесс на основе изученных ранее операций.

Подобная организация учебного процесса позволит сформировать новый тип высококвалифицированных отечественных специалистов, способных воспринимать, оценивать, создавать и распространять духовные ценности, наиболее полно реализовать себя в современных условиях развития общества.

Hosted by uCoz