Алешин. Л.И.
ЦДПО

Отображение сайтов библиотек в Интернете

Популярность Интернета постоянно растет. По оценке бюллетеня «Интернет в России» доля активной аудитории, то есть пользователей, выходящих в Интернет хотя бы раз в сутки, в октябре 2012 года составила 39% (45,1 млн. человек). Заметим, что десять лет назад она составляла всего 3%. Там же представлена структура пользователей Интернета в этот период по типам населенных пунктов, согласно которой: в Москве – 12%, в Санкт-Петербурге – 4% (вместе 16%), в городах с населением от одного миллиона и более человек – 8%, с населением от 500 тыс. до одного млн. человек – 10%, с населением от 100 до 500 тыс. человек – 21%, с населением менее 100 тыс. человек – 25% и в селах – 19%.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) приводит интересные данные о частоте использования Интернета в 2012 году, согласно которым пользуются Интернетом: ежедневно 36%, несколько раз в неделю – 13%, несколько раз в месяц – 5% и эпизодически – 1%. При этом количество ежедневных пользователей несколько отличается от представленного в бюллетене «Интернет в России» – 36% против 39%.

Таким образом, число, особенно ежедневных, пользователей Интернета неуклонно растет, и библиотеки давно заметив этот феномен, позиционируя себя в Интернете путем создания и поддержки собственных сайтов. Еще в конце XX века Я.Л. Шрайберг отметил, что в библиотеках «стали создаваться собственные Web-сервера, как правило, содержащие информацию про библиотеку и разные смежные страницы [1].

По оценке специалистов, в России около 130–150 тысяч библиотек, из которых примерно 67 тысяч школьных библиотек, более 50 тысяч – самостоятельные библиотеки разного статуса (федеральные, региональные, муниципальные) и примерно 38 тысяч – сельские [2]. При этом, согласно данным информационно-справочного портала Library.ru, на начало 2013 года размещенный в нем каталог библиотечных веб-сайтов содержал 2450 адресов, из которых 147 – сайты республиканских, краевых, областных, городских детских и юношеских библиотек, 318 – библиотек высших учебных заведений и 50 – школьных библиотек.

Конечно, библиотечный сайт – это визитная карточка, представляющая (отображающая) его библиотеку во внешнем мире. Он позволяет библиотеке знакомить всех заинтересованных пользователей Интернета с информацией о себе и о предоставляемых библиотекой информационных ресурсах и услугах, предлагает обсуждать различные проблемы, участвовать пользователям в различных проектах и мероприятиях библиотеки и др. Н.А. Маслова (Заместитель директора по автоматизации ЦГДБ им. А.П. Гайдара) считает, что «с помощью сайта можно создать образ своей библиотеки как «гостеприимного и богатого ресурсного центра». А «Благодаря содержательному наполнению, регулярному обновлению, продуманной структуре и удобной навигации, библиотечные сайты по праву считаются авторитетными и надежными источниками информации» [3].

То есть, библиотеки активно создают свои сайты и наполняют их различным, в том числе мультимедийным, контентом. При этом любой пользователь Интернета, чтобы воспользоваться его информационными ресурсами, в том числе библиотек, должен иметь на своем компьютере специальную клиентскую программу, называемую «браузер».

При этом, с одной стороны, после создания всех страниц проектируемого или модернизируемого веб-сайта практически всегда имеются ошибки, неточности и т. п., поэтому сначала приходится апробировать его работу локально на компьютере разработчика в каком-нибудь одном браузере и исправить выявленные недостатки.

Поскольку важным показателем качественной работы сайта является его возможность точно, то есть в соответствии с вариантом разработчика отражаться, не только в том браузере, который использовался при создании сайта, но и в других, хотя бы наиболее популярных, то во-вторых, из существующего количества браузеров следует отобрать именно такие.

Назовем наиболее популярные в России браузеры: Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox, GoogleChrome и Яндекс.

Еще недавно самым популярным браузером был Internet Explorer. Однако за последние 10 лет изменилось соотношение браузеров, применяемых пользователями в Интернете, а время загрузки страницы за тот же период уменьшилось с 16 до 6 секунд. Согласно имеющимся данным в 2002 году браузером Internet Explorer пользовалось 95% пользователей Интернета, остальные составили 5%. В 2012 году таковых оказалось 39%, при этом браузерами GoogleChrome – 26%, Mozilla Firefox – 25%, Opera – 6%, остальные составили 2% [4].

По данным статистики сервиса liveinternet.ru среди российских интернет-пользователей лидирует браузер GoogleChrome. На август 2012 года его доля составляла 21,5%. И в Рунете в сентябре 2012 года самым популярным браузером был тоже GoogleChrome, с помощью которого пользователи посетили 22,4% всех веб-страниц. На втором месте среди десктопных браузеров оказалась Opera с результатом около 16%. Заметим, что этот браузер почему-то больше всего пользуется популярностью именно в российском сегменте Интернета – Рунете. Напомним, что в мире его используют не более 6% пользователей Интернета.

В начале октября 2012 года появился браузер от Яндекса и уже завоевывает отечественную и даже зарубежную аудиторию Интернета. Поскольку он создан на основе движка WebKit с использованием интерфейса браузера с открытым кодом Chromium, то он весьма похож на браузер GoogleChrome, хотя и отличается от него встроенными онлайн-сервисами Яндекса (почта, поиск, облачный сервис хранения файлов и многое другое). За рубежом считают этот браузер достойным конкурентом GoogleChrome.

Почему мы говорим о браузерах?

Дело в том, что пользователь Интернета получает к нему доступ через какой-либо браузер, а веб-страницы сайтов, в том числе библиотечных, могут по-разному отображаться в различных браузерах.

Что же происходит?

Каждый браузер читает код сайта по-своему, в частности, некоторые объекты при их просмотре в разных браузерах в ряде случаев могут сместиться на экране монитора на несколько пикселей. Более того, разные версии одного браузера могут отображать одни и те же страницы немного по-разному. Так, например, не все браузеры одинаково воспринимают стили, устанавливая для отдельных элементов свои отступы, границы, межстрочные интервалы и т. п. Есть элементы, которые некоторые браузеры просто игнорируют, а другие работают с ними без проблем. В результате, по-разному обработанная информация по-разному и отображается на веб-страницах.

То есть веб-страницы могут конфликтовать с браузерами, а в результате некорректно отображаться в них. Это, в первую очередь, касается веб-дизайна сайта, который должен адекватно выглядеть в различных современных, используемых пользователями, браузерах. Например, не все браузеры способны корректно отображать графические объекты в различных форматах вытягивая или сжимая их. Тоже самое касается шрифтов, особенно экзотических. Поэтому сайтостроителю (веб-мастеру и т. п.) требуется добиваться корректного отображения сайта в различных, но не во всех, браузерах. Как говорилось – в наиболее популярных, например, названных выше браузерах.

Итак, созданный разработчиком сайт на отдельном компьютере с проверкой его работы в одном браузере следует оттестировать и в других, отобранных ранее по признаку наиболее частого применения пользователями Интернета, поскольку тестирование во всех браузерах не только избыточно, но и нереально. При этом не стоит тестировать созданный сайт во всех версиях даже одного браузера. Последнее обстоятельство обусловлено тем, что современные браузеры предлагают их пользователям автоматическое обновление своих версий.

В завершение заметим, что сайтостроителю для уверенности в правильном отображении сайта у большинства пользователей Интернета обычно достаточно проверить его работу в последних версиях таких браузеров, как GoogleChrome, Яндекс, Opera, Mozilla и может быть Internet Explorer.


1. Шрайберг, Я.Л. Автоматизация библиотек сегодня: оценка и осмысление подходов и проблем// Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы междунар. конференции. Т. 1. М., 1998, С. 107-108.

2. Самохина, М.М. Из жизни сегодняшних российских библиотек: заметки библиотечного социолога// Новое литературное обозрение.– 2005.– № 74.– С. 325–343.– (http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=251).

3. Тема 6. Система обслуживания в библиотеках на основе новых информационных технологий.– Режим доступа: http://edu2.tsu.ru/res/1538/text/gl6_3.htm.

4. Материалы взяты из Интернета по адресу: http://www.chaskor.ru/ article/internet_2002-2012_chto_ izmenilos_za_desyateletie_29160.