ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПОДГОТОВКИ ВЫСШИХ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ

(Из материалов конференции на сайте ГПНТБ России)

Успехи развития библиотечного дела существенно зависят от подготовки библиотечных кадров. Система высшего образования, сложившаяся в России, не может развиваться на основе использования устаревших методов и методик. Новые подходы в этой области открывают современные информационные технологии. Нынешние выпускники вузов, по единодушному утверждению многих отечественных и зарубежных специалистов, должны уметь работать с любыми техническими средствами и программным обеспечением, которые применяются и будут использоваться в библиотечно-информационных системах как минимум через пять лет.

Это утверждение базируется на известных тенденциях развития высшего образования в мире. Если сегодня основной формой обучения в вузах Российской Федерации остается очная, то в будущем первенство за другой, более прогрессивной формой - дистанционной. Воплощая в себе важнейшие достижения научно-технического прогресса, она способна коренным образом изменить традиционную систему подготовки библиотечных кадров. На международной конференции “Новые информационные технологии в университетском образовании”, проходившей в марте 1996 г. в г. Новосибирске, отмечались важность развития дистанционного образования, необходимость инициирования научно-технической программы “Русский Интернет” для создания информационной среды образования в России на основе сети RUNNet. Аналогичные системы уже существуют за рубежом, например, “Education Internet”.

Для реализации данной концепции следует всемерно расширять применение компьютерных технологий в учебном процессе, что влечет за собой изменение технологии обучения на основе применения достижений современной педагогики, педагогической психологии и др. По образному выражению Горбачевой В.А., “преподаватель библиотечного факультета с неизбежностью должен стать носителем и воплощением триады знаний: психолого-педагогических, профессионально-библиотечных и компьютерно-коммуникационных” (компью-никационных).

Можно выделить несколько основных направлений применения информационных технологий в образовании:

  1.  
  2. разработка современных видов представления учебных материалов для различных форм обучения (методический аспект);
  3.  
  4. подготовка, издание и оперативное переиздание практически всех видов учебно-методических материалов (полиграфический аспект);
  5.  
  6. организация оперативного получения необходимых информационных материалов на базе широкомасштабного использования компьютерных сетевых технологий (информационный аспект);
  7.  
  8. разработка современных форм и методов обучения и контроля знаний, в большей степени для индивидуального усвоения изучаемого материала (дидактический аспект);
  9.  
  10. организация обучения студентов информационной культуре, информационным и компьютерным технологиям, используемым в будущей профессии (организационный аспект);
  11.  
  12. формирование системы дистанционного обучения на методическом, технологическом, техническом и административном уровнях (аспект дистанционного обучения);
  13.  
  14. организация повышения квалификации профессорско-препо-давательского состава для решения поставленных выше задач (квалификационный аспект).

Гармоничная одновременная реализация названных направлений будет способствовать формированию учебного процесса, способного отвечать требованиям высшей школы настоящего и будущего, развитию библиотечно-информационного образования в России. Уже сейчас половина учебной нагрузки студентов очной формы обучения приходится на долю самоподготовки, что ставит перед преподавателями задачу обеспечения с этой целью каждого студента комплектом специальных заданий, практикумов (в том числе компьютерных) по всем дисциплинам. Студент ориентируется на значительное увеличение доли самостоятельной работы при изучении соответствующих дисциплин. По мнению ряда ведущих специалистов, преподаватель должен выступать более как организатор, консультант учебной деятельности студентов, формируя у них творческое отношение к делу, умение самому самостоятельно найти и использовать необходимые знания. Конечно, данное положение не подразумевает отсутствия непосредственного контакта между преподавателем и студентом. Он может осуществляться различным образом. Имеет смысл прикреплять к преподавателю ограниченное количество студентов (до 10 человек), что позволит ему выполнять свои функции более эффективно и вести научно-исследовательскую работу, формировать собственную школу единомышленников, своевременно и качественно консультировать их и т.п.

Максимальный успех дистанционного образования может быть обеспечен при его внедрении, в первую очередь, на заочной форме обучения, которая в дальнейшем станет “платформой” распространения данного вида обучения и для других его форм - вечерней и дневной. Так, например, все более часто приходится слышать от представителей высшей школы предложения по организации очно-заочной формы обучения как некоторого промежуточного этапа перехода к дистанционному обучению.

Имеющиеся уже сегодня технические возможности позволяют начать фронтальное совершенствование заочной формы на основе использования преимуществ дистанционного обучения. Являясь эффективной формой преимущественно индивидуального обучения высококвалифицированных специалистов, она может быть достаточно органично включена в стратегию дальнейшего развития и совершенствования библиотечного дела России.

Новая форма содержит в себе многие принципы традиционного очного и заочного обучения. Главное, она предоставляет возможность получать высшее специальное образование, почти не покидая места работы и/или проживания. В условиях современного экономического и политического состояния нашего общества данное обстоятельство, как никогда, актуально. Современные технических средства таковы, что позволяют обучаемым достаточно быстро обмениваться любыми видами информации на любом языке и на любое расстояние, включая т. наз. видеоконференции. Существенным аспектом является возможность студента в процессе обучения осваивать новейшие информационные технологии, все более приобретающие основополагающее значение в профессиональной деятельности специалистов. И здесь важно организовать обучение студентов данных специализаций самым передовым технологиям управления библиотечной работой, создания, адаптации и совершенствования электронных (цифровых), мультимедийных библиотек на базе отечественных и зарубежных программных продуктов.

Необходимо отметить, что имеющиеся за рубежом и в нашей стране технические и технологические разработки позволяют различным образом осуществлять организацию данного процесса. Конечно, предпочтительной в дальнейшем видится форма организации общения студентов с преподавателями в виде видеоконференций, позволяющая обеим сторонам непосредственно общаться на любом удалении друг от друга (режим – on-line) на индивидуальном, мелкогрупповом и групповом уровнях. Более того, уже сегодня может быть организовано, например, непосредственное чтение лекций преподавателем на расстоянии. В этом случае студенты, находящиеся порой за много тысяч километров от лектора, видят, слышат его и могут задавать ему вопросы. Тоже самое касается и самого преподавателя. В этом режиме обеспечивается непосредственная обратная связь (аналогично телевизионным телемостам). Конечно, организация подобных вариантов обучения носит локальный характер и может быть обеспечена с привлечением значительных финансовых средств, что не под силу многим вузам. Однако такой эксперимент предполагается осуществить, например, между двумя вузами США и России.

Другой, более простой и приемлемый для широкого использования в нашей стране способ предлагает государственное предприятие Министерства культуры РФ “Эльфа”. Разработанная им технология позволяет студенту, не имеющему необходимых технических средств (компьютер, модем, соответствующая форма компьютерной связи, например, Интернет), посылать свои сообщения по телефону, факсу или почте. Получение же информации каждым студентом может быть обеспечено на его телевизионный приемник в режиме “Телеинфо”, аналогичном “Телетексту”. Подобная форма напоминает проводившееся ранее обучение широких масс россиян по специальному телевизионному каналу. Разница заключается в том, что передаваемая, таким образом информация может носить индивидуальный характер и для этого требуется подключение к телевизору специального устройства. Устройство является современной отечественной разработкой, имеет небольшие размеры и невысокую цену. Такой режим носит название off line”, т.е. отложенный непосредственный контакт. В данном случае не удается решить все проблемы обучения, например, непосредственный контакт преподавателя и студента и др. Однако, учитывая то обстоятельство, что большинство граждан нашей страны имеют телевизоры, а стоимость дополнительного устройства мала, сегодня использование подобной технологии может получить широкое распространение в России, да и в других странах, например, ближнего зарубежья. Существуют и другие варианты организации дистанционного обучения, в том числе и возможности комбинирования различных его методов. Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса настолько велики, что не вызывает сомнения уверенность в своевременном создании необходимых программно-технических средств, способных на высоком техническом уровне обеспечивать практически все запросы высшей школы по организации современного дистанционного обучения на протяжении по крайней мере ближайших десятилетий.

Необходимо отметить, что непосредственный контакт студента и преподавателя при подобной форме обучения может осуществляться различным образом, например, как уже упоминалось выше, в виде проведения различных индивидуальных или групповых телеконференций по отдельным проблемам и дисциплинам, посещения студентом вуза или выезда преподавателя в регион, где проживает определенная, достаточная по численности группа студентов. Существовавшая ранее форма организации обучения студентов-заочников на местах их проживания УКП (учебно-консультационный пункт) является одной из перспективных при организации дистанционного обучения. Она возраждается но качественно новой основе и может быть рекомендована всем высшим учебным заведениям, решающим применить у себя данную форму обучения. Наибольшая эффективность реализации дистанционного образования в этом случае возможна на основе широкого использования средств компьюникации (компьютеров и компьютерных коммуникаций).

Совершенно очевидно, что для такого обучения потребуются новые виды и формы учебно-методических материалов, создание фондов методических материалов, новые формы и методы общения студентов с преподавателями и административно-управленческими структурами вуза, корректировки методов преподавания и контроля знаний всех дисциплин в вузе.

С точки зрения первоочередных задач по реализации данного подхода наиболее важными следует считать методические проблемы. Имеющиеся учебно-методические материалы в большинстве своем не могут быть эффективно использованы при дистанционном обучении. Требуются совершенно новые формы машиночитаемых учебных пособий и учебников, которые должны являться одновременно как базами данных, так и базами знаний, позволяющими обновлять и дополнять содержание включенных в них соответствующих разделов и тем учебных дисциплин, оперативно обеспечивая студентов необходимыми учебными материалами.

Студент должен быть обеспечен всеми возможными видами учебно-методических материалов (традиционные печатные, специально разработанные компьютерные учебные и контролирующие программы, лекционные и др. материалы на аудио- и видеокассетах, дискетах т.п.) на всем протяжении обучения в вузе. Несмотря на то, что спектр разнообразных учебно-методических материалов, использующих названные формы представления информации достаточно велик и продолжает пополняться уже на протяжении, по крайней мере, последних десяти лет, методических разработок по созданию подобных материалов практически нет. Кроме того, при организации подобного учебного процесса необходимо обеспечивать единство теории и практики.

Данный аспект является достаточно важным, так как в последнее время все более прослеживается тенденция уменьшения собственно библиотечных и информационных работников в составе студентов, обучающихся на заочных отделениях. Снижаются планы приема студентов на заочные отделения библиотечно-информационных факультетов. Здесь имеют место как объективные, так и субъективные факторы. Однако представляется, что такое решение вышестоящих организаций не соответствует ни требованию времени, ни желанию обучающихся. Во-первых, тенденции роста контингента студентов именно на заочных формах обучения все более ощутима во всем мире. Во-вторых, ни чем не оправданы процентные ограничения приема студентов на данную форму обучения, так как именно студенты-заочники не требуют стипендий, постоянного места проживания, например, в общежитиях; готовы платить за свое обучение; как правило, работают и будут работать в сфере, соответствующей профилю выбранной профессии.

Ориентация вузов на увеличение блока информационных дисциплин среди общих и специальных библиотечных курсов позволяет с уверенностью утверждать, что наметившаяся в мире тенденция сокращения рабочих мест библиотечных работников не повлияет на успешное применение выпускниками библиотечно-информационных факультетов своих умений, знаний и навыков, полученных в процессе обучения. Данное утверждение базируется на общеизвестных данных роста потребности практически всех организаций в получении, создании, обработке, хранении и распространении разнообразной информации на основе использования компьютерной техники и технологии. Тут более важными являются проблемы оборудования высших учебных заведений соответствующими техническими средствами и кадрами, организации научных исследований преподавателей и студентов по совершенствованию методов обучения на основе широкого применения в учебном процессе информационных технологий.

Возникающие же проблемы со студентами-заочниками, работающими не по профилю обучения в вузе, достаточно легко исправить организацией соответствующих мероприятий. Можно предложить заочным факультетам практиковать метод, когда каждый обучающийся тем или иным образом должен быть непосредственно связан с любой местной организацией, имеющей библиотеку или соответствующую информационную службу. Например, студент непосредственно является работником библиотеки или косвенно, т.е. на некоторой, скажем, договорной, взаимовыгодной основе с учреждением, организацией, фирмой, проходит в ней все необходимые виды практических работ. Таким о