Л.И. Алешин

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Российский государственный гуманитарный университет

laleshin@narod.ru

Характерной особенностью отечественных студентов, получающих высшее гуманитарное образование, (кроме, пожалуй, творческих специальностей и специализаций) является отсутствие чёткого представления о своей будущей профессии. Если на первом курсе это объяснимо, то на старших курсах - нонсенс.

Конечно, идеальной можно было бы считать ситуацию, когда абитуриенты на этапе подготовки к поступлению в вуз чётко представляют хотя бы основные (характерные) особенности выбираемой ими профессии. Это можно и нужно организовать путём проведения таких мероприятий, как "Дни открытых дверей", распространение буклетов и т.п. Собственно такие меры предпринимаются. Однако практически из большинства публикуемых подобных материалов абитуриенту бывает весьма затруднительно понять, что из себя представляет та или иная специальность. Сие не позволяет ему соответствующим образом сориентироваться.

В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) при обучении студентов первого курса основам информатики и информационным системам практически всегда задаётся вопрос примерно такого содержания - "Область интересов гуманитарной информатики с учётом специальности или специализации студента".

Будущие представители таких профессий, как историки, политологи, востоковеды, юристы, специалисты по связям с общественностью и т.п. в большинстве случаев затрудняются чётко ответить на этот вопрос. Не лучше обстоит дело и в библиотечно-информационной сфере. В то же время уже с первого курса прослеживается тенденция, заключающаяся в стремлении студентов "заговорить" подобные вопросы, т.е. высказаться многословно и не по существу.

Характерной особенностью большинства студентов гуманитарного профиля является неумение их алгоритмически мыслить, чётко и кратко излагать свои (да и не свои - тоже) мысли. Кстати, нелишне отметить, что достаточно часто чужие мысли они излагают или представляют в своих письменных работах как собственные. К сожалению, их не научили в школе, что необходимо представлять подобные материалы как цитаты, указывая источник и страницу, откуда они взяты; что контрольная работа, реферат и другие, в том числе учебные и научные, работы не могут полностью или в большинстве своём состоять из чужих мыслей и цитат; что используя чужие мысли, необходимо высказывать собственное мнение и выражать его своими словами и т.п. В результате такие студенты, выполняя названные работы, с трудом адаптируются к подобной деятельности в вузе, порой вплоть до последнего курса обучения.

Ещё одна проблема заключается в том, что определённая часть студентов приступает к дипломному проектированию лишь на последнем курсе. Полагаю, что виной тому в значительной степени являются названные выше обстоятельства, и, в первую очередь, отсутствие чёткого представления о будущей профессии. Чаще всего это происходит потому, что подобные студенты на третьем курсе не смогли выбрать для себя тему будущей дипломной работы, согласовать её с руководителем исследования, рекомендованным кафедрой, и представить на третьем году обучения курсовую работу, как часть будущей дипломной работы. При этом лучше всего, если эта часть представляет собой введение дипломной работы.

Следует заметить, что "Введение" - важная часть (составляющая) любого исследования. Ряд представителей профессорско-преподавательского корпуса вузов России считает, что даже в "Ведении" дипломных работ студентов должны присутствовать основные элементы научной работы, например, обязательные для диссертационного исследования. К ним, в первую очередь, относят: актуальность и новизна исследования, разработанность темы, положения, выносимые на защиту и др.

Конечно, объём (наполнение) этих разделов в дипломной работе должно быть не столь полным, как диссертационном исследовании. Однако потребность отражения этих аспектов становится всё более необходимой, так как именно их раскрытие помогает студентам наиболее точно представлять содержание проводимого исследования, наиболее эффективно выполнить данную работу. Несомненно, в последующем, при работе над дипломом будут уточняться первичные материалы, но они обычно сказываются лишь на улучшение выполняемой работы.

Таким образом, на четвёртом и пятом курсах в рамках выполняемых курсовых работ может и должна быть сформирована основная часть дипломной работы. В процессе преддипломной работы студентам остаётся лишь скорректировать некоторые материалы и довести исследование до логического завершения.

Однако, и это наблюдается повсеместно, некоторая часть студентов приступает к дипломной работе лишь на пятом курсе. Возможно ли выполнить за столь короткий срок (примерно семь-восемь месяцев) качественное исследование? Думаю, что весьма проблематично, особенно, если подобные студенты так и не поняли к окончанию обучения в вузе в чём собственно состоит суть их будущей профессии; так и не научились логически мыслить.

К сожалению, приходится констатировать, что не менее половины из них не обладают этими качествами.

Как же этой части студентов удаётся защищать свои работы, кои в своём большинстве обладают весьма низким качеством; как другая половина всё же умудряется справиться с этой работой. Тут играют определённую роль как некоторые субъективные качества самих студентов (например, способность их собраться, сконцентрироваться в последний решающий момент), так и различные положительные качества их руководителей. При этом за некоторой частью положительно оцененных дипломных работ скрывается весьма посредственное, а то и низкое качество их содержания.

Совершенствование процесса подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе подготовки выпускных дипломных работ базируется на совершенствовании учебного процесса, заключающегося в частности в формировании у студентов, начиная с первого курса, устойчивого представления о будущей профессии и умения самостоятельно работать, алгоритмически мыслить, выстраивая последовательности действий выполнения учебных работ и т.д.

Решение проблемы видится в таком построении учебного процесса, когда:

1) на первом курсе в рамках дисциплины "Введение в специальность" и других дисциплин студентам даётся чёткое представление об их будущей специальности;

2) во время изучения всех дисциплин на первом курсе преподаватели объясняют особенности соответствующих предметов и их роль в формировании будущей специальности студентов;

3) со второго курса студенты прикрепляются к кафедрам. В течение этого учебного года и далее возможен переход студентов с одной кафедры на другую, а ещё лучше - прохождение кратковременной стажировки на специальных кафедрах;

4) К третьему курсу у самих студентов складывается определённое мнение о будущей профессии и своих возможностях, а у деканата - о способностях студентов;

5) при этом происходит закрепление студентов за кафедрами, преподавателями и выбор тем научных исследований;

6) профессорско-преподавательский состав осуществляет разработку специальных методических пособий по дипломному проектированию с примерами и приложениями. Начиная с третьего курса всех студентов знакомят с этими материалами;

7) начиная со второго, в крайнем случае с третьего, курса студентов привлекают к активному участию в научно-исследовательской работе, например, в рамках рефератов, курсовых работ и т.п.;

8) с третьего курса студенты присутствуют на защитах (или предзащитах) дипломных работ своих коллег, обучающихся на пятом курсе;

9) студентов четвёртых - пятых курсов, в рамках близких или пересекающихся тематик их дипломных работ, организуют в малые группы (3-5 человек) с целью совместного обсуждения исследуемых материалов, в том числе с участием руководителей этих работ, а также для формирования у студентов подходов к решению научных проблем;

10) студенты выступают с докладами на студенческих конференциях, семинарах и форумах предпочтительно по тематике предполагаемых дипломных работ;

11) предзащита дипломных работ на выпускающих кафедрах организуется не позднее марта (апреля) текущего года защиты этих работ.

В заключение следует заметить, что такой алгоритм, конечно, не охватывает все возможные формы и методы воздействия на студентов с целью выработки у них как мотивационных, так и иных навыков, необходимых для успешного приобретения качеств высококвалифицированного специалиста. Однако он может быть взят на вооружение, в качестве основы для совершенствования учебного процесса в вузе, позволяющего эффективно использовать новые информационные технологии. В таком случае можно с уверенностью ожидать не только формирования устойчивого представления студентов гуманитарного профиля о будущей профессии, но и эффективного и качественного выполнения ими выпускных дипломных проектов.

Структурно-функциональная схема этого процесса в табличном виде с учётом времени обучения, а также функций, выполняемых вузом и самими студентами может быть представлена в следующем виде.
Курс Действия вуза Действия студентов
1 1) Даёт студентам представление о будущей специальности в дисциплине "Введение в специальность"; в рамках других изучаемых курсов
2) Организует экскурсии по вузу, его кафедрам, лабораториям, исследовательским центрам и т.п.
1) Осваивают материалы, посвящённые будущей специальности и особенностям изучения учебных предметов
2 1) Организует стажировку на кафедрах
2) Осуществляет мониторинг результатов стажировки
3) Формирует представление о возможностях, наклонностях и успехов студентов в процессе их стажировки на кафедрах вуза, а так же вне его
1) Выполняют научные работы по заданиям преподавателей
2) Изучают предметные области работы кафедр в процессе стажировки на них
3 1) Закрепляет студентов за соответствующими кафедрами
2) Выделяет им преподавателей - руководителей исследовательских работ
3) Предлагает студентам темы дипломных работ
1) Изучают методические материалы по подготовке дипломных работ
2) Готовят тезисы и доклады; участвуют в конференциях, семинарах и форумах
3) Выполняют в рамках курсовой работы, например, "Введение" к дипломному исследованию
4) Присутствуют на предзащитах и защитах дипломных работ студентов пятого курса
4 1) Организует студентов в малые группы (3-5 человек) и проведение на кафедрах обсуждений выполняемых ими исследований
2) Контролирует выполнение исследований по результатам отчётов студентов
1) Выполняют курсовые работы в рамках глав и параграфов предполагаемых дипломных работ
2) Выполняют в малых группах научные исследования, организованные соответствующими кафедрами
5 1) Организует обсуждение дипломных работ на выпускающих кафедрах (предзащита)
2) Организует Государственную комиссию для защиты студентами дипломных работ
1) Завершают дипломную работу
2) Участвуют в предварительной защите своих дипломных проектов на кафедре
3) Дорабатывают дипломную работу по замечаниям, полученным в процессе её предварительной защиты
4) Защищают выпускную дипломную работу перед Государственной комиссией


Hosted by uCoz