Л.И. Алешин, Ю.С. Гузев



Рерайтинг -
переработка текстов своими руками




Москва 2011


Оглавление

Введение

Поиск текстовой информации

Отбор и анализ необходимых текстовых материалов

Обработка и переработка отобранных текстовых материалов с целью получения, как правило, новых оригинальных документов

Рерайтинг (Основные положения. Практическое использование МОДА в рерайтинге)

Автоматизация процессов обработки и переработки текстов

Литература

Глоссарий


Введение

Знания в голове человека, не когда он слышит
или видит информацию. Знания формируются
только в тот момент, когда он решает задачу.
по Пэйперу


В настоящее время и в ближайшей перспективе в планах формирования и совершенствования информационного общества, а также социально-экономического развития России большое значение придаётся развитию ин-формационного обеспечения и обслуживания самых разных категорий поль-зователей, особенно связанных с инновационными технологиями.

Трудности с поиска нужного контента (содержания текстовой инфор-мации) проявляются достаточно часто у различных категорий людей, в том числе у разных возрастных групп. Причем как в России, так и за рубежом, решая вопросы эффективной работы с документами (в частности, повышение эффективности бизнеса), практически все компании и организации сталки-ваются с так называемым «контентным хаосом» или потребностью наведения порядка хотя бы в части имеющегося у них контента. По мнению ряда экс-пертов, 60% респондентов считают управление контентом в своей организа-ции в целом неэффективным.

При этом обычно, нужно не только найти искомый контент, но и опре-деленным образом обработать (переработать) найденный в документах тек-стовый материал. Причём основные принципы выполнения подобных дейст-вий практически одинаковы. Данное обстоятельство вызывает потребность овладения навыками не только создания, но даже в большей степени обра-ботки и последующей переработки различных текстовых материалов.

В мире сформировано устойчивое мнение, что для решения подавляю-щего большинства задач необходимый высокий образовательный и квалифи-кационный уровень рабочей силы и специалистов всех уровней и направлений подготовки.

От учащегося требуется «использование креативного мышления и ло-гики для демонстрации способности обрабатывать незнакомую информацию и доходчиво объяснять ход своих рассуждений». При этом «учащиеся… могут иметь такие способности, как тонкая интуиция, креативное мышление и навыки решения комплексных задач».

Замечено, что современных обучаемых необходимо научить:
• формированию навыков поиска и отбора требуемой информации;
• восприятию и переработке её;
• развитию образного логического и аналитического мышления с це-лью получения ими навыков самостоятельно выявлять в текстах главные мысли; составлять простые и даже сложные рефераты, эссе и тезисы; то есть научить овладеть основными способами обработки и переработки исходных текстов.

При этом целью обучения, по мнению ряда специалистов, является «…то, что будет делать обучаемый в результате обучения. Делать на основа-нии знаний, ибо знать – не значит делать. Знания – это инструмент, благодаря которому человек может реализовывать желательное поведение» .

В данном учебно-практическом пособии рассматриваются основные теоретические и практические аспекты проблемы, а также терминологический аппарат и другие, связанные с данной тематикой, сведения.

В нем предлагаются варианты ручного интеллектуального, полуавто-матизированного и автоматизированного анализа текстовых сведений для получения отчётов, рефератов, курсовых и дипломных работ, кратких обзор-но-аналитических справок и других подобных документов как в личных, так в общественных и государственных целях, например, связанных с необходи-мостью постоянного сопровождения различных видов работ, проектов, ре-шений и т. п.

Причем определяющим фактором является высокая оперативная точность и экономия психофизиологического ресурса как лица прини-мающего решения (ЛПР), так и обеспечивающего его специалиста-информатора.

В пособии рассматриваются и вопросы рерайтинга.

Заметим, что это направление все более широко используется в раз-личных предметных и практических областях, например, на сайтах в Интер-нете. Обучение данной технологии осуществляют не только различные ком-мерческие структуры, но и государственные учебные заведения, например, в МГУ на факультете журналистики существует курс «Рерайтинг информаци-онно-аналитических материалов», изучение которого ведётся и на платной основе.

В данном пособии рассматриваются аспекты, связанные с рерайтингом одного или нескольких, как правило, связанных некоторой темой, текстовых материалов и созданием из исходных текстов как информационно-аналитических, так и оригинальных собственных материалов.

Одной из целей, поставленных авторами данного пособия, заключается в том, чтобы научить его читателей практически извлекать из текста необхо-димую им информацию и создавать из полученной информации новые (вто-ричные) тексты заданного предметно-тематического типа и назначения, чтобы читатель не просто читал некоторые тексты, а научился решать задачи и проблемы.

При этом время интенсивного освоения индивидуумами представлен-ной в настоящем пособии интеллектуально-информационных технологий (информационные технологии в сочетании с возможностями вычислительной техники, формирующей некий искусственный интеллект ) обычно занимает около одного месяца.

Пособие предназначено для широкого круга пользователей, в том числе учащихся, студентов библиотечно-библиографических, информационных, музейных, архивных, технических и иных специальностей и специализаций, IT-специалистов, связанных с потребностью преобразования текстовых ма-териалов, и последующим их, в том числе массовым, многоаспектным ис-пользованием с целью получения разнообразных справок, отчётов и других, в том числе оригинальных, документов. Оно также представляет интерес для аспирантов, преподавателей и практиков, работающих в разных предметных областях и сферах деятельности, в том числе в бизнесе.


Оглавление | Наверх | Введение

Hosted by uCoz