АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ:
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

Л.И. Алешин

Российский государственный гуманитарный университет

Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе – не новая проблема, достаточно живо обсуждавшаяся ранее. В последнее время она практически исчезла со страниц специализированных профессиональных традиционных и машиночитаемых источников.

Общеизвестно, что её реализация связана, главным образом, с решением двух основных задач:

1) изменение некоторых методов обучения школьников, хотя бы старших классов, с учётом форм и методов, используемых в вузах;

2) с первых же дней обучения студентов в вузе предоставление им необходимой информации о требованиях, методах, формах и специфических особенностях обучения каждой специальности (специализации) в вузе.

Эта «вечная» проблема будет, по крайней мере, ещё достаточно долго существовать, поэтому от успешного её решения зависит, и кто из поступивших в вуз успешно его закончит. Если удалось отобрать способных индивидуумов, то общество и вуз заинтересованы, чтобы способности смогли максимально реализоваться за время обучения этих студентов в вузе.

Относительно первой задачи следует отметить, что хотя она не входит в круг исследуемых в данной публикации проблем, ориентация средней общеобразовательной и профессиональной школы на современные методы обучения необходима любому обществу в не зависимости от того, будут ли выпускники этих школ поступать в высшие учебные заведения. На мой взгляд, главным аспектом решения проблемы является использование различных методов обучения, ориентированных не на зазубривание изучаемых дисциплин, а, в первую очередь, на обучение школьников:

1) умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;

2) выработке у них навыков логического мышления, выстраивания цепочек последовательных действий решения самых разнообразных задач;

3) самостоятельному поиску необходимых материалов, творческому осмыслению изучаемого материала, самостоятельному выражению мыслей и др.

Эти знания, умения и навыки потребуются и пригодятся выпускникам школ не только при обучении в вузах, но и в течение всей их жизни. Именно такие индивидуумы нужны любому социуму, стремящемуся строить информационное общество.

Данное утверждение в отношении абитуриентов, поступающих в вуз, базируется на опыте автора, на протяжении десяти последних лет наблюдающего процесс превращения вчерашних школьников в студентов, их адаптацию к формам и методам обучения в вузе, причины отсева после первой и второй сессии. Не вдаваясь в подробности поступления в вуз – это тема отдельных публикаций и исследований, приведу лишь некоторые, на мой взгляд, характерные для многих вузов примеры.

Первое – ориентация в пространстве вуза – обычно решается путём проведения экскурсий. Однако это не везде и не в полном, необходимом для студентов первого курса, объёме проводится. Более того, данное мероприятие может осуществляться фрагментарно и даже не в начале первого семестра. Вывод – проводить необходимо, но более эффективно.

Второе – студенты плохо ориентируются в формах, видах и сроках отчётности, не все владеют компьютерной грамотностью и могут представлять отчётные документы не рукописно, а в машиночитаемой форме. Об ориентации в формах, видах и сроках отчётности будет рассмотрено ниже. Относительно компьютерной грамотности и возможности представления студентами подготавливаемых ими отчётных материалов в машиночитаемой форме, на мой взгляд, необходимо на стадии поступления в вуз в общих или специальных анкетах зафиксировать эти данные. Абитуриенты, поступившие в вуз, должны уметь и иметь возможность работать на компьютере. Для не умеющих работать на компьютере вуз может организовать краткосрочные курсы. Для не имеющих возможности работать на ПК должна быть организована запись в компьютерные классы и иные подобные подразделения с целью выполнения студентами самостоятельных работ на предоставляемых им технических средствах.

Третье – большая перегрузка студентов особенно первого курса, о чём не раз приходится слышать и от них самих. Как ни странно, но почему-то практически ежегодно объём изучаемых дисциплин в вузе растёт. Мне неизвестно, чем это обосновано, но думаю, что в большинстве случаев не потребностями совершенствования образования и подготовки высококвалифицированных специалистов. Общеизвестно, что приоритетно не количество, а качество. Но эта проблема из области организации учебного процесса и не рассматривается в рамках данной публикации. Отмечу лишь, что адаптироваться, особенно без вреда собственному здоровью, студентам первого курса в таких условиях крайне затруднительно.

Четвёртое и, очевидно, самое главное – умение студентов, особенно первого курса, самостоятельно перерабатывать изучаемые ими материалы, а не списывать из учебных пособий. Этому трудно научить, а, особенно, переучить. Полагаю, что в средней школе, начиная хотя бы с 5-го класса, следует приучить школьников по-настоящему самостоятельно работать.

К сожалению, слишком часто приходится сталкиваться со списыванием из учебников, причём бездумным; отсутствием собственных мыслей по изучаемым предметам, отражаемым студентами как в устной, так и в письменной речи; практически полным копированием работ своих коллег и др. Более того, некоторые вдумчивые, самостоятельные, грамотные первокурсники даже не понимают, что они должны не переписать (копировать) материал из какого-либо источника, а творчески его осмыслить и высказать своими словами собственное мнение по изучаемой проблеме. Практически никто из студентов первого курса не знает, что используемые ими материалы какого-либо автора необходимо включать в свои работы как цитаты. В данной проблеме, в первую очередь, речь идёт о выработке у молодых людей умения логически мыслить и алгоритмизировать различные, в т.ч. учебные задачи и жизненные ситуации. Еще раз отмечу, что этому надо учить хотя бы в школе. Ныне же высшая школа вынуждена и обязана внести свой посильный вклад в решение данной задачи.

Рассмотрим проблему адаптации вчерашних школьников к требованиям вузов. Она в большинстве вузов страны решается путём организации ряда вводных курсов, экскурсий и т.п. Поддерживая это решение, обратим внимание на организацию и наполнение вводных курсов.

Первое, что хотелось бы предложить – создание специального традиционного и машиночитаемого документа, по сути сформированного аналогично материалам для поступающих в вуз. Это должно быть некоторое пособие, отражающее не только справочную информацию о вузе и основные требования к студентам, в нём обучающимся, но и сведения по каждой специализации. В качестве примера, назовём его «Информация для студентов 1 (2,3,4,5) курса».

Здесь более полно и конкретно можно раскрыть основные аспекты специальности (специализации), т.е. что она представляет собой, сведения о ведущих эту дисциплину кафедрах и преподавателях, особенности изучения каждой дисциплины в течение учебного года. К ним могут добавляться: расписание занятий, рекомендации преподавателей по изучению преподаваемых ими дисциплин, контактные телефоны и адреса в интернете, возможности «обратной связи» с преподавателем и соответствующими подразделениями вуза и др.

Учитывая мобильность учебного процесса, его постоянное совершенствование и т.п., целесообразно ежегодно (к 1 сентября) актуализировать эти материалы и предоставлять пользователям их в машиночитаемой форме. При необходимости, желающие самостоятельно или с чьей-то помощью смогут частично или полностью распечатывать их. Легко заметить, что подобные материалы можно формировать не только для студентов первого, но и других курсов вуза. При этом они будут иметь различное наполнение, учитывающее особенности изучения конкретных дисциплин на каждом курсе.

Кроме подобных материалов, необходимо проведение курса «Введение в специальность», в рамках которого студенты первого курса должны получить чёткое представление о методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчётных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущего и итогового контроля знаний и др.

Практически все эти сведения в той или иной степени студенты в течение первого семестра получают при изучении самых различных учебных дисциплин. Предложение заключается в том, чтобы, во-первых, включить всё это в один курс, изучение которого начинается с первых дней обучения первокурсников в вузе; во-вторых, – основные сведения они должны получить на первых же занятиях. В этом случае весьма кстати будет материал «Информация для студентов 1 курса». Данный документ необходим студентам 1 курса к началу учебного года не только, чтобы сориентировать их в учебном процессе, но и, самое главное, как можно быстрее и эффективнее, без глубоких психологических стрессов и т.п., адаптировать их к формам и методам обучения в вузе. Кроме того, изучение данного материала позволит студентам сразу обратить внимание на предъявляемые к ним требования, осознать их и, в случае необходимости, получить соответствующие рекомендации от преподавателя вводного курса. Всё это должно способствовать эффективному и оперативному решению проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.

В заключение предлагаю всесторонне обсудить данную проблему. На основе материалов, полученных как от преподавателей, так и от студентов (бывших и настоящих) можно выработать концепцию адаптации студентов первого курса, а может быть – абитуриентов, к обучению в высших учебных заведениях страны.

Для более глубокого изучения данной проблемы, а также получения реального представления о ней предлагаю создать специальный сайт, ссылки на который распространить на сайты вузов, рефератов и т.п.

Пожелания и мнения по данной проблеме направляйте мне по адресу электронной почты: laleshin@narod.ru.

Hosted by uCoz