Алешин Л.И.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Высшее библиотечное образование в большинстве своих проявлений, является разновидностью высшего гуманитарного образования. Оно носит как в своём содержании, так и в сущности его специальностей и специализаций ярко выраженный информационный характер.

Рассмотрим два аспекта данной проблемы.

Первый из них связан с информационным обеспечением учебного процесса (книгообеспеченность и др.). Если предположить, что вузовская библиотека будущего – информационно-консультационный центр (ИКЦ) и точка входа в Интернет, то методы работы его сотрудников, в большинстве имеющих высшее библиотечно-информационное образование, должны сводиться к справочно-информационному и библиотечно-библиографическому обслуживанию пользователей. Собственные традиционные фонды вероятнее всего значительно уменьшатся, а многоэкземплярность будет составлять несколько единиц. ИКЦ будут содержать собственные коллекции электронных документов (фонд) или электронные информационные ресурсы (ЭИР). Все остальные ЭИР тем или иным способом будут поступать к пользователям извне. При этом традиционные библиотеки действительно будут существовать, по крайней мере, достаточно долго и знание традиционных технологий также необходимо специалистам данного профиля.

Таким образом, появляется возможность обеспечить обучаемых всеми необходимыми им в процессе обучения материалами, что равносильно 100% книгообеспеченности.

Второй аспект подразумевает использование современных технологий обучения. Рассуждения о сущности будущих библиотек обусловлено выявлением основных тенденций, влияющих на квалификацию специалистов этого профиля. Здесь напрашивается следующий вывод. Высококвалифицированный специалист в области библиотечно-информационного обслуживания пользователей, кроме известных постулатов, заложенных в стандарт на высшее образование по данным специальностям и специализациям, должен обладать такими качествами, как: многоаспектное логическое мышление, умение самостоятельно оперативно решать задачи нахождения и обработки релевантных и пертинентных материалов среди огромных массивов ЭИР, аналитически мыслить и формализовать свои мысли в виде различных справочно-информационных материалов (справок, обзоров, эссе, рефератов и т.д.).

Современная школа не ориентирована или весьма слабо ориентирована на выявление и развитие индивидуальных способностей и особенностей обучаемых. Ныне необходимо выявлять уровень не столько знаний, сколько мышления обучаемого, его способности принимать оригинальные решения и т.п. При этом высшая школа в большинстве случаев может определить и в какой-то мере развить имеющиеся способности обучаемых, сформировать квалифицированных специалистов, способных практически в любых предметных областях наиболее эффективно использовать полученные в вузе умения, знания и навыки.

Однако и эта её миссия осознана не всеми и в полной мере ещё не достигнута. Актуальность решения данной проблемы отражается в высказываниях многих специалистов. Так, Л.В. Лесовская утверждает: “Важно ... обнаружить способность к самостоятельному и нестандартному мышлению..., чем получить тривиальный правильный ответ...”. Таким образом, в дополнение к существующим методам и формам обучения высококвалифицированных специалистов в процессе их обучения в вузе необходимо решать и задачи, связанные с формированием специалистов, обладающих этими качествами, способных эффективно выполнять названные виды работ.

Подобные выводы касаются практически любых специалистов в любых предметных областях деятельности. Это отмечают различные авторы. Так, В. Герасимов, утверждает, что “в формирующемся обществе знаний и инноваций высоко ценятся именно уникальные способности индивида, прежде всего интеллектуальные и творческие”. Далее он отмечает, что “система образования должна стать механизмом, обеспечивающим... развитие личной инициативы и адаптируемости человека”. Он на столько чётко формулирует основные положения, что невозможно не привести их. В. Герасимов акцентирует внимание на том, что “Усвоение знаний... происходит в процессе создания студентом собственного оригинального интеллектуального продукта”, что можно организовать, внедряя “личностно ориентированные технологии обучения”.

Аналогичные мысли высказывают и другие специалисты. Современная парадигма образования базируется на представлении о том, что обучаемые должны “научиться учиться самостоятельно”. Для этого М.А. Пивоварова считает необходимым вырабатывать у студентов такие качества, как: “автономность в принятии решений, аналитичность мышления” и др.

И.С. Пилко считает, что современные специалисты библиотечного дела должны обладать следующими качествами: мобильностью знания, критичностью мышления…, профессиональным владением информационными, образовательными, коммуникативными, управленческими и иными технологиями.

В.И. Черниченко замечает, что хотя подготовка библиотекарей в вузах культуры и искусств осуществляется на основе принятых в 1996 году государственных образовательных стандартов, “она несовместима с развитием творческой личности специалиста” и далее говорит, что необходимо использовать “творческие задания по конкретному предмету”.

Г.А. Сукиасян высказывает мнение, о необходимости “перехода к проблемно-ситуационным методам и... насыщения учебного процесса технологиями, предусматривающими реальное действие студентов по выполнению практических заданий”.

И в завершение данного экскурса приведём высказывание по данному вопросу. Л.В. Лесовской. Она утверждает, что основной задачей образования является научить обучаемых “умению критически мыслить, аргументировать” и др., ставя их в реальные ситуации.

Как же можно реализовать эти положения?

В рамках, особенно теоретических, курсов современная дидактика рекомендует обеспечивать студентов не только необходимыми учебными пособиями, но и учебно-методическими материалами. В этой связи отметим, что ряд вузов наряду с учебниками и (или) учебными пособиями создаёт и специальные учебно-методические материалы, например, Study-Guide и Workbook (рабочая тетрадь). При этом все учебные материалы могут создаваться в различных формах (печатной, на компакт-диске, на сайте и др.) как раздельно, так и в совокупности. Они могут использоваться в любых формах обучения (очных, вечерних, заочных, дистанционных, электронных и гибридных).

Study-Guide представляет учебно-методическое пособие, в значительной степени аналогичное использовавшимся для студентов-заочников. В рабочей тетради по каждой теме курса в различной форме сформулировано несколько десятков (20–30) вопросов. В процессе обучения студент должен ответить на все вопросы, представленные в этой тетради, при этом количество тем курса в два, а то и в три, раза превышает число занятий, проводим преподавателем в аудитории. На аудиторных занятиях преподаватель рассматривает наиболее сложные, по его мнению, темы, отвечает на вопросы студентов, возникшие у них в процессе самостоятельного изучения учебных материалов. При этом студенты в процессе обучения готовят рефераты и эссе.

Следовательно, теоретические материалы в Study-Guide и вопросы в рабочей тетради должны быть сформулированы таким образом, чтобы вызывать у обучаемых потребность исследования данных проблем. Эта потребность удовлетворяется в том числе путем использования дополнительных источников информации, перечень некоторых из них, как и терминологический словарь (Glossary), входят в состав методического обеспечения обучаемых.

Реализовать подобную технологию весьма трудно, особенно с учётом индивидуализации заданий студентам, которые можно было бы включать в рабочие тетради. Последнее мероприятие весьма затруднительно, так как издавать полиграфическим способом индивидуальные рабочие тетради экономически неэффективно. Проверять же подобные материалы (например, 20 тем по 20 вопросов = 400 вопросов) особенно значительного числа студентов (от 50 и более человек) крайне затруднительно.

Важно найти формы и методы индивидуального обучения, а не группового списывания. Проблема решается, например, путём создания электронных учебных пособий, рабочих тетрадей и зачеток. Для этого на сайте учебного заведения создаются страницы соответствующих учебных дисциплин. Их, например, могут посещать все желающие, а получить доступ к определенным операциям смогут только авторизованные пользователи (как правило, преподаватели и студенты). В этом случае можно обеспечить индивидуальную работу студентов, а также получение ими индивидуальных заданий, результаты которых будут размещаться в специальных базах данных. При этом студенты получат доступ только к своим результатам, которые автоматически заносятся в электронную зачетную книжку. Преподаватели получают санкционированный доступ только к читаемым ими дисциплинам, к результатам сдачи зачетов и экзаменов их студентами и могут корректировать некоторые материалы в доступных им массивах данных.

Одним из вариантов индивидуализации учебной деятельности студентов является выполнение ими индивидуальных рефератов (эссе). Совершенно очевидно, что любой преподаватель может сформулировать сотню и более индивидуальных вопросов по любому учебному курсу. Эти списки легко периодически обновлять, что позволяет индивидуализировать выполнение учебных заданий и ограничить или исключить возможность не самостоятельного их выполнения студентами. Результаты выполнения практических работ могут включаться и дополнять материалы рефератов. В процессе обучения, а не в день зачета или экзамена, студенты в установленное время представляют и защищают свои работы.

Такая технология обучения позволяет: наиболее полно и оперативно контролировать индивидуальные знания всех обучаемых по конкретной учебной дисциплине; сравнивать их (ранжировать) в широком диапазоне значений (между студентами одной группы, потока, разных лет обучения и др.); выявить индивидуальные способности обучаемых и максимально их использовать с целью успешного освоения обучаемыми получаемой профессии. Кроме того, такой метод обучения способствует получению студентами навыков учебно-научной работы и, как следствие, успешному выполнению ими курсовых и дипломных работ, а также студенческой научной деятельности.

Для реализации этого метода следует пересмотреть содержание курса (формы и количество проводимых занятий) и нагрузку преподавателей. Следует отметить, что подобным образом можно организовать обучение по большинству, если не по всем, учебным дисциплинам как в высшем библиотечном, так и в ином, особенно гуманитарном, образовании с использованием любых форм обучения.

Hosted by uCoz