ТЕЛЕКОМММУНИКАЦИОННЫЕ
Москва 2009 |
ВВЕДЕНИЕ
Потребность общения вызывает у социума стремление организовывать удобные для него средства, позволяющие реализовать государственные, общественные и личные нужды практически в любой области.
На протяжении веков этому способствовали средства связи, например, голубиная и иная почта. В начале прошлого века таким средством стала телефонная связь, образованная на базе местных, городских, государственных и, затем, международных проводных телефонных сетей. Она позволила организовать непосредственное голосовое общение между людьми.
Во второй половине прошлого века телевидение позволило проводить беспроводные сеансы аудиовизуального общения.
Затем, во второй половине XX века (в 1960-е годы), появились первые вычислительные сети с электронными вычислительными машинами (ЭВМ) – различные локальные и иные компьютерные сети. Для обеспечения доступа удалённых пользователей к информационным ресурсам, размёщённым на больших ЭВМ, в крупных центрах научно-технической информации (ВИНИТИ, ВНТИЦентр и др.), а также двух крупнейших научно-технических библиотеках страны (ГПНТБ СССР и ГПНТБ АН СССР), стали применяться телекоммуникационные технологии и системы теледоступа. Широкого распространения они не получили из-за низкого качества оборудования и телефонных каналов общего пользования (ТфОП), по которым осуществлялся теледоступ.
К концу XX века специальное коммуникационное оборудование позволило соединить подключённые к нему компьютеры не только в локальные, городские, государственные, но и в международные сети (например, Интернет), что способствовало появлению глобальной телекоммуникационной вычислительной и информационной среды.
Эти технологии стали применяться сначала в зарубежных, а потом и в отечественных библиотеках. В последнее десятилетие прошлого столетия Интернет превратился в коммуникационную (или телекоммуникационную) среду, в которой стали успешно функционировать библиотечные и информационные сети и системы, а также средством доступа к мировым и отечественным биб-лиотечно-информационным ресурсам. Я. Л. Шрайберг считает, что «все предыдущие тенденции, присущие библиотечному окружению, так или иначе связаны или базируются на Интернет-технологиях, будь-то корпоративность или электронные библиотеки» .
Кроме активной практической деятельности библиотек страны тому способствовало и широкое обсуждение всех, связанных с данной проблемой вопросов на различных семинарах и конференциях. Так, например, с 17 по 18 мая 1999 года в Санкт-Петербурге проходила конференция «Сетевое взаимодействие библиотек», на которой рассматривались проблемы, связанные с: измене-нием лица библиотек; международными, национальными и региональными библиотечными сетями; ведомственными сетями, а также лингвистическими и технологическими аспектами сетевого взаимодействия.
Ныне практически нет такой предметной области, где бы ни применялись компьютерные сети. Они решают проблемы оперативного доступа различных категорий пользователей к информации в независимости от места её нахождения. Я. Л. Шрайберг отмечает, что «…развитие телекоммуникационной среды и доступности к ресурсам… сетей, в первую очередь Интернета, объединение библиотек в сети, интеграции и кооперация в области создания и развития международных библиотечно-информационных ресурсов неуклонно повышают эффективность использования распределенного библиотечно-информационного ресурса…» .
А. В. Глушановский и Н. Е. Каленов утверждают, что свободно доступная в Интернете библиографическая информация открывает перед библиотеками более широкие возможности справочно-библиографической работы. Причём «небольшие библиотеки получают практически равные возможности с крупными центральными библиотеками, поскольку уменьшается их зависимость от традиционного фонда, на базе которого ранее проводилась эта работа» .
Создаются различные национальные и межнациональные проекты сохранения накопленной в мире информации, например, «Память Америки», «Память России», Проект «Гуттенберг» и др. Последний подразумевает перевод на электронные носители фондов крупнейших библиотек, с помощью телекоммуникаций сделав их доступными миллионам пользователям в любых уголках нашей планеты.
Всё это позволило пренебречь расстоянием между источниками информации и их потребителями, а также способствовало формированию общего информационного поля, в недрах которого можно найти практически любые, ин-тересующие пользователей данные и иные информационные материалы.
Библиотеки, порознь или совместно активно участвующие в различных современных и перспективных видах информационно-библиотечной деятельности, постоянно повышают качество оперативного обслуживания самых разных категорий пользователей, создают для них новые виды информационных ресурсов и услуг.
Проблемы эффективного использования телекоммуникационных технологий актуальны не только для библиотек, но практически для всех информационных и культурных заведений и подразделений и офисов страны. При этом они недостаточно и разрозненно отражены в специальной литературе.
В предлагаемом учебном пособии рассматриваются основные теоретические и практические аспекты применения телекоммуникационных технологий в библиотеках.
Оглавление
Раздел 1. Информационные компьютерные сети
Общие положения.
Компьютерные коммуникационные, вычислительные? информацион-ные и информационно-вычислительные сети.
Основные этапы эволюции компьютерных сетей. Семантическая сеть.
Классификация компьютерных сетей.
Архитектура и структура сетей. Топология сетей.
Технологии выделенного сервера и «клиент-сервер».
Локальные, территориальные, корпоративные и глобальные сети. Grid. Intranet, Internet и Web. Пиринговые сети.
Открытые системы.
Раздел 2. Телекоммуникации
Определение и задачи телекоммуникационных технологий.
Проводные и беспроводные телекоммуникации.
Свойства и особенности телекоммуникационных информационных технологий. Компоненты телекоммуникационной системы.
Сетевые протоколы
Система адресации ресурсов Интернета.
Сетевые технические и программные средства.
Передача данных в сетях.
Раздел 3. Работа с пользователями в Интернете
Сервисы и услуги Интернета
Структура, провайдеры Интернета.
Сервисы Интернета (электронная почта, телеконференции, доска объ-явлений, форум, теле- и видеоконференции).
Информация информационных служб (новости, новые документы и др.). Виды рекламы Интернет ресурсов. Баннеры.
Интернет коммерция (магазины, аукционы, банки…).
Информационные ресурсы Интернета
Потребительские информационные ресурсы в Интернете.
Использование информационных служб Интернета.
Формы представительства информационных служб в Интернете.
Информационные хранилища
Архитектуры хранилищ данных. Программные средства хранения дан-ных.
Групповая работа пользователей
Интегрированные ИС
Поиск информации в Интернете
Сетевые автоматизированные информационные и информационно-поисковые системы.
Раздел 4. Проектирование и сопровождение веб-сайтов в Интернете
Гипертекст и способы его организации.
TML.
Формирование веб-страниц с помощью HTML.
Проектирование и сопровождение веб-сайтов в Интернете
Программы создания веб-страниц.
Создание и сопровождение веб-сайта.
Статистика веб-сайта.
Индексация веб-сайтов и метаданные
Раздел 5. Обеспечение безопасности в Интернете
Сетевые методы защиты.
Основные виды и причины угроз и несанкционированных воздействий на информацию в компьютерных сетях. Основные средства и методы защиты информации.
Безопасная и бесперебойная работа информационных хранилищ.
Программно-техническая (в т.ч. криптографическая) и физическая за-щита информации от несанкционированных воздействий. Биометрические методы защиты информации.