Алешин Л.И.

ЗНАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
(аспекты проблемы)

Мы часто используем термин “знание” совершенно не задумываясь о его значении. Большинству людей кажется, что и так всё понятно, однако данная дефиниция неоднозначно воспринимается представителями различных наук и отраслей знания, не говоря уже об обыденном её восприятии.

Общеизвестны тенденции многих государств к строительству в своих странах информационных обществ, т.е. социумов, основанных на свободном использовании имеющихся в мире разнообразных источников информации с целью творческой её переработки и превращения в знания.

Это и понятно, ибо одно из определений информации гласит, что она является формализованным знанием, выступающим элементом коммуникации между людьми. При этом известный американский экономист и социолог Д. Белл предлагает дефиницию “знание” понимать, как “совокупность организованных высказываний о фактах или идеях, представляющих обоснованное суждение или экспериментальный результат, который передается другим посредством некоторого средства коммуникации в некоторой систематизированной форме” [3]. Отечественные специалисты относят знания к высшей форме информации. А.Н. Тихонов отмечает, что они “являются решающим фактором, определяющим развитие общества в целом” [6]. В научно-методологическом определении информация позиционируется как продукт научного познания, средство изучения реальной действительности в рамках, допустимых методологией одного из информационных подходов к исследованию объектов различной природы (биологических, технических, социальных).

Суммируя сказанное, а также мнения других авторов, [7] определим дефиницию “знание”, как:

● совокупность сведений в какой-либо области [3];
● вид информации, представляющий обобщённые сведения, данные и т.п., обычно отражённые в форме документов и сообщений;
● опыт и восприятие человека, в том числе специалиста в определённой предметной области, основанные на приобретённых умениях, навыках и информации;
● осознанное толкование определённой информации, с учётом путей наилучшего её использования для достижения конкретных целей;
● “факты + убеждения + правила”;
● способность получать информацию и отношение к полученным данным и др.

Основываясь на приведённых трактовках, можно констатировать, что знание – способность индивидуума, извлекать необходимые ему данные, осмысливать и преобразовывать их в информацию (в данном случае являющуюся новыми знаниями). Но не всегда информация превращается в знания.

Информация выступает как динамическая форма существования знания, обеспечивающая распространение и социальное функционирование последнего. Получая информацию, пользователь путём интеллектуального усвоения (информационно-когнитивного процесса) превращает её в новые личностные знания, т.е. происходит воссоздание знаний на основе информации.

По назначению можно выделить: личные, массовые (групповые, общественные, социальные и др.) и специальные (научные, производственные, технические, управленческие, экономические и др.) знания.

Современному человеку приходится владеть разными знаниями, среди которых в информационном обществе наиболее значимыми становятся его способности находить информацию и перерабатывать её для принятия самых различных решений (от бытовых до государственных) [1]. Умение создать и актуализировать личную информационную среду (личное информационное пространство) становится необходимым для любого индивида, особенно получающего среднее или высшее образование. В этих условиях индивиды постоянно участвуют в процессах сбора, генерации, формирования, передачи и хранения данных. Таким образом, практически каждый член общества получает и обрабатывает (перерабатывает, превращая их в знания), создаёт собственные информационные ресурсы (ИР), становящиеся не только его собственностью, но и достоянием общества. Подобная информация (в нашем случае – знания) изначально относится к категории “личностной информации” или “индивидуальной информации”.

Общеизвестно, что основу информационного общества составляет уровень его информатизации, а формирование такого общества – политика государственного развития любой страны в ХХI веке. Несколько отвлекаясь, заметим, что общеизвестна история доинформационного развития государств на нашей планете. При этом называть их неинформационными было бы неверно, т.е. информация всегда была важной компонентой любого общества. Другое дело, что роль информации и её воздействие на происходящие процессы в странах в различные периоды их развития была не столь значительна, поэтому современный этап их развития и получил такое название. Каковым же будет следующая общественная формация? Специалисты склоняются к тому, что это будет общество, основанное на знаниях. Думается, что это достаточно очевидный путь развития социума. Более того, полагаю, что информационное (как впрочем и любое предыдущее) общество основывается на знаниях. В этой связи лишь одно замечание: знания являются основой прогресса личности, социума и государств. Поэтому вернёмся к рассмотрению их роли и места в информационном обществе.

Любой индивид, с одной стороны, создаёт новые знания и, как следствие, повышает личный и общественный интеллект. С другой, – он постоянно пользуется накопленными обществом за многовековой период существования опытом, знанием и не столько для удовлетворения собственных желаний и потребностей, сколько с целью позиционирования себя на рынке труда. Этим обстоятельством обусловлено массовое стремление социума во всём мире осваивать новые информационные технологии (НИТ) и, при необходимости, платить за получение нужных им знаний, умений и навыков.

В этой связи на первый план выходят две основные задачи:

1) суметь оперативно получить нужные знания и переработать их в новые знания;
2) создать эффективные механизмы сохранения этих знаний для современников и грядущих поколений.

Решение этих проблем в значительной степени зависит от возможностей людей получать образование и (или) самообразование в течение всей жизни. В этой связи следует отметить, что большинство авторов отдают приоритет личностному развитию человека [4, с. 21], опирающемуся на самостоятельное освоение НИТ. Современные системы образования всё более ориентируются на методы, подразумевающие приобретение знаний самой личностью, под руководством высококвалифицированных преподавателей и с помощью специально разработанных комплектов учебно-методических материалов (case-технологии, study-guide и др.), как в традиционной, так и в электронной форме (на компакт-дисках, специальных учебных сайтах и порталах в Интернете и др.). Профессорско-преподавательскому составу в этом случае отводится роль консультанта, наставника и контролёра усвоения обучаемыми знаний, а также умений и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Кроме того, реализация этих двух задач зависит от степени использования современных программно-технических средств (устройств, систем, комплексов), телекоммуникаций и ИР, как правило, размещённые в базах и банках данных, доступных массовому пользователю в большей степени на компакт-дисках или в Интернете.

Знания любого индивида (какими бы они ни были и каким бы образом они не были получены) составляют его информационный резерв и потенциал или, как общепринято говорить, – его ИР. Они включают сведения из различных предметных областей, необходимые как в повседневной жизнедеятельности, так и для активного участия в жизнедеятельности общества, а значит его развития.

Полученные индивидуумами знания, как правило, многократно используются в самых различных ситуациях, позволяя принимать правильные жизненные и управленческие решения. Для этого человеку необходимо получать и обновлять знания на протяжении всей своей жизни, особенно в период социальной и трудовой активности, т.е. трудоспособности. Потребные человеку ИР накапливаются им в течение всей жизни. В информационном обществе их приходится иметь всё больше и больше.

Развитие информационного, как впрочем и любого иного, общества непременно зависит от уровня знаний его социума и возможностей их наиболее полно реализовать эти знания на собственное и общественное благо.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что роль знаний и возможности их реализации каждым индивидом в информационном обществе в основном зависят от:

1) условий для формирования интеллектуальных личностей, обладающих знаниями, необходимыми им и обществу для принятия решений, возникающих в процессе их жизнедеятельности. Эти условия создаются с помощью экономических, производственных, программно-технических, физических и других, в том числе информационных, ресурсов, а также политической воли руководителей государств и других формирований;
2) широкого вовлечения, особенно трудоспособного населения, в процесс получения этих знаний и использования их на благо личности, общества и государства. Достижения государства в любых областях и сферах деятельности зависят от количества его членов, участвующих в процессе информатизации общества, а также уровня их интеллектуальных и практических знаний, навыков, умений и желания использовать их на благо этого государства;
3) возможностей сохранять и долговременно хранить накопленные знания (интеллектуальный информационный резерв общества), составляющие личный, общественный и национальный информационный потенциал (информационные массивы или ИР) любой страны.
4) наличия у граждан социума свободного доступа к этим ИР. Каждый человек должен иметь возможности как получать необходимые ему сведения, так и включать собственные данные в отечественные и даже мировые массив ИР.

Можно утверждать, что естественный интеллект является важнейшей системообразующей компонентой любой информационной системы. Собственно эта система и сформировалась (при любой технической реализации) как средство поддержки интеллектуального творческого процесса человека. В этой связи необходимо обеспечить технологическую взаимосвязь и взаимодействие естественного и машинного (искусственного) интеллектов, что в рамках современных информационных систем выражено слабо. Данное обстоятельство порождает проблемные (порой, критические) ситуации в процессе подготовки и принятия самых разнообразных решений.

Можно утверждать, что личная информация образует интеллектуальные резервы личности и, как следствие, общества, представляемые в виде информационных ресурсов различных сфер и областей жизнедеятельности индивидуума и общества.


Ссылки:
1. Гуманитарная информатика / В. Демкин, Г. Можаева // Высшее образование в России.–2003.–№2.–С. 82–84.
2. Знание / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Толковый словарь русского языка.–М.: Азъ, 1996.– С. 227.
3. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура.–М., 2000.– С. 39.
4. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование.–2003.–№4.–С. 21–27.
5. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование.–2002.–№12.–С. 2–6.
6. Тихонов А.Н. Стратегия и пути перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом // Доклад на заседании бюро Научно-экспертного совета по информатизации высшей школы Госкомвуза России.– г. Иваново, 28–29 ноября 1995 года.
7. Хорошилов А.В. и др. Информационные системы в экономике.–М.: МЭСИ, 1998.

Hosted by uCoz