Алешин Л.И.
Московский государственный университет культуры и искусств
ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРФЕЙС ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА
Аннотация
Во многих вузах формируются электронные полнотекстовые
коллекции в основном учебной и учебно-методической литературы. Вузы рассматривают
эти коллекции как эффективный инструмент информационного обеспечения
образовательного процесса. Для их хранения и предоставления различным
категориям пользователей в вузах создаются электронные библиотеки (ЭБ).
Кроме собственной инициативы вузов, Минобрнауки России (Приказ Рособрнадзора №885 от
25 апреля 2008 года), предписывает им
активно внедрять электронные библиотечные системы (то есть создавать
электронные библиотеки).Одной из проблем эффективного использования любой ЭБ является формирование поисковых
механизмов, предоставляющих пользователям удобный интерфейс поиска необходимых им
материалов. Определённые особенности такие механизмы имеют в вузовских ЭБ.
Введение
Применение ЭБ позволяет более эффективно использовать
учебный аудиторный и неаудиторный процесс, например, во время лекционных или
семинарских, а также практических занятий, при возникающей потребности
обращения к полным текстам публикаций (например, разбор учебного материала по
пунктам или страницам учебного пособия или иным основополагающим работам). При
этом преподаватели и студенты освобождаются от необходимости приносить на
занятия печатные материалы. Это инструментарий, позволяющий сделать учебный
процесс в вузах более эффективным.
Функция поиска является одной из главных в ЭБ,
поскольку этот механизм способствует пользователям быстро находить необходимый им
материал. Электронные библиотеки, в том числе вузовские, отличаются способами
представления материалов, поисковыми механизмами, интерфейсами и др. Ряд
авторов в выступлении на Всероссийской научной конференции RCDL’2009 отметили,
что «В настоящее время нет какой-либо универсальной ЭБ, которая отвечала бы всем требованиям
и ожиданиям пользователей» [2].
Библиотеки вузов, в которых создаются ЭБ, опытным путём
вырабатывают собственные технологии создания и эксплуатации ЭБ, а также встраиваемые
в них поисковые механизмы. В результате многие ЭБ обладают недостаточными и примитивными
системами поиска и навигации.
Д. С. Зуев отмечает, что «коллекции
в вузовской ЭБ разнородны» по: содержанию, области применения, составу
пользователей, типу электронных документов и др., что «традиционные интерфейсы
АБИС не применимы ко всем электронным коллекциям», и что «Необходимо объединить
все создаваемое и уже созданное в ЕДИНУЮ СИСТЕМУ с учетом специфики вуза» [3].
О создании единой системы навигации и поиска говорят
многие специалисты. Например, на XI Всероссийской научной конференции RCDL’2009 С. И.
Паринов утверждает, что «должно иметь единую систему навигации».
Анализ возможностей интерфейсов поиска вузовских ЭБ
Материал (контент) в ЭБ чаще всего организован в виде
алфавитных списков и тематических подборок библиографических записей. Поиск в
таких ЭБ обычно предлагается по предметным рубрикам, алфавитным указателям и
ключевым словам. Однако существуют и другие варианты.
В Межведомственной программе «Российские электронные библиотеки. Подходы и перспективы»
отмечается, что «Для эффективного поиска информации в ЭБ потребуются разработка
и совершенствование таких поисковых средств и механизмов как поиск метаданных,
контекстный поиск, поиск изображений, а также поиск аудио- и видеоинформации по
содержанию» [5]. В качестве примера, рассмотрим веб-страницы поиска ряда
отечественных вузовских ЭБ. За основу рассмотрения выбраны вузовские электронные
библиотеки, имеющих средства навигации и поиска и названные в специальном
исследовании [6], а также ряд других ЭБ, представляющих интерес с точки зрения
исследуемой проблемы.
В ЭБ Волгоградского государственного университета (sor.volsu.ru)
поиск предполагается осуществлять по автору и названию документа, ключевым
словам и отраслям (sor.volsu.ru/library/).
В ЭБ Калининградского государственного университета
(elib.albertina.ru) осуществляется простой и расширенный поиск по ключевым
словам, темам, названиям, авторам и датам, а также по дисциплинам.
В ЭБ Ростовского государственного университета (open-edu.rsu.ru)
в основном поиск ведётся по авторам и изучаемым дисциплинам.
В Северо-Западном заочном государственном
техническом университете (elib.nwpi.ru) предлагается поиск по филиалам,
специальности, дисциплине, автору, заглавию, характеру издания (учебное
пособие, словарь, энциклопедия, справочное издание, статистический материал и
др.) и ключевым словам. При этом предлагается выбрать из списков специальностей и дисциплин/
В ЭБ Тамбовского государственного технического
университета (www.tstu.ru) предлагается искать полнотекстовые документы по разделам (сборники научных трудов, экономика
и управление, архитектура и строительство и др.), а также по типам документов,
издательствам, авторам и названиям (www.tstu.ru/r.php?r=education.elib).
В ЭБ Ульяновского государственного технического
университета (venec.ulstu.ru) имеется возможность осуществления поиска по таким атрибутам, как автор, название,
аннотация, введение, содержание (venec.ulstu.ru/lib/faculty.php).
В ЭБ Уральского государственного технического
университета (study.ustu.ru) предлагается два вида поиска (простой и
расширенный). В первом случае его можно осуществлять по таким
полям, как: автор, название, ключевые слова, дисциплины, классификаторы, год
издания, или за диапазон лет, а также по виду документов (книга, статья,
периодика).
В расширенном писке к этим полям добавляются:
организация, место публикации (http://library.ustu.ru/cgi-bin/search/z3950_search.pl?adv=adv).
В ЭБ Орловского государственного технического университета (www.ostu.ru/libraries)
поиск осуществляется по таким полям библиографического описания, как: Заглавие, Автор,
Серия, Год издания, Рубрика, а также по следующим типам документов: книга, периодика,
аудиовизуальный документ, видео, диссертации и авторефераты, звук
(http://62.76.36.197/phpopac/elcat.php?from_link=OSTU_Issues).
Новосибирский государственныйо технический
университет (НГТУ – http://www.nstu.ru/) предлагает разнообразные виды поисков
(быстрый, простой, комбинированный, ключевое слово
заглавия, экспертный, поиск по коллекциям документов), по алфавиту, категориям
(http://library.nstu.ru/resource/elibrary/), а также меню, включающее следующие
разделы: справочные и специальные коллекции; авторефераты диссертаций; аудио и видео;
статьи о высшем образовании; диссертации; издания Ассоциации выпускников НГТУ;
нормативные документы; правительственные публикации; словари, справочники, труды ученых
НГТУ; энциклопедии.
В Интернете присутствуют сайты, носящие подобные названия, но не имеющие
отношения к конкретным отечественным вузам. Обычно это ЭБ, предлагающие свои услуги не
только отдельным пользователям, но и различным вузам.
Существуют и
другие варианты подобных, в том числе корпоративных, ЭБ. Например, ЭБ
образовательных и просветительных изданий, позиционируемая её создателями как
«Интернет библиотека» (IQLib).
Поиск в ней может вестись по авторам, по названиям документов, в том
числе их частей (глав, параграфов и т.д.), по названиям издательств и годам издания,
а также по текстам хранящихся в ЭБ документов.
На сайте Федерального государственного учреждения
«Федеральный научно-исследовательский институт информационных технологий и
телекоммуникаций» (Информика ‒ /www.informika.ru) существует Федеральное
хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (www.informika.ru/projects/infotech/school-collection/), в котором документы
при простом поиске сгруппированы по тематическому признаку, названию
дисциплин. В варианте расширенного поиска имеются следующие атрибуты: Автор, Название,
Аннотация, Предмет, Класс, Тип ресурса, Вид документа в поле «Доп. параметры» и др.
Примерно то же самое происходит на пространстве СНГ. Например, в библиотеке Южно-Казахстанского государственного университета
(ЮКГУ, http://www.lib.ukgu.kz/) поиск документов осуществляется по: элементам
библиографического описания; систематическому индексу с использованием
рубрикаторов, перечня шифров специальностей ВАК и др.; тематическим разделам и отраслям
науки; ключевым словам; словам из текста, описывающего документ реферата,
расположенного в реферативной базе данных.
Заключение
Очевидно, что в любом случае важно иметь возможность искать документы
по их типу, то есть текстовые, аудио, изображения, видео и т. п. С другой стороны,
для вуза важно деление по виду учебного материала (учебник, учебное пособие,
учебно-методическое и учебно-практическое пособия, программа, курс лекций и
др.), а также виду документа (книга, брошюра, статья, тезис и т. п.).
Таким образом, интерфейс ЭБ должен обеспечивать поиск по: кафедрам
университета; фамилиям преподавателей; видам учебных материалов (учебники, учебные
пособия, методические материалы, программы и др.); отдельным разделам учебных материалов
(главам, параграфам); трудам всех преподавателей определённой кафедры (в том числе
статьям и тезисам); датам выпуска (годам) или периодам выхода в свет документов;
заглавиям и другим элементам ИПЯ.
Реализация интерфейса связана как с его отображением на соответствующих веб-страницах ЭБ,
так и, в первую очередь, с построением соответствующей информационной модели БД
и используемой с ней СУБД. Исследование сайтов ЭБ отечественных вузов (особенно
университетов) показало, что достаточно часто они применяют разработанную ГПНТБ
России СУБД ИРБИС. Эта автоматизированная библиотечно-информационная система
имеет широкий набор сущностей и атрибутов, позволяющих осуществить создание
практически любой ЭБ. Эта же СУБД легла в основу создания электронной
библиотеки МГУКИ, главная веб-страница которой представлена на Рис.
Литература
1. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор) от 25 апреля 2008 г. №885 г. Москва «О внесении изменений в приказ
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» от 30 сентября 2005 г.
№1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации
высших учебных заведений». [Электронный текст].-Режим доступа: http:
//www.rg.ru/2008/05/28/akkreditacia-vuzy-dok.html.
2. Концептуальная модель электронной библиотеки [Электронный текст] /
В. А. Резниченко, Г. Ю. Проскудина, К. А. Кудим// Труды XI Всероссийской научной
конференции RCDL’2009», Россия, г. Петрозаводск (Карелия), 17-21 сентября 2009 г.-
С. 23-31.-Режим доступа: http://rcdl.ru/doc/2009/023_031_Section01-1.pdf.
3. Зуев, Д. С. Модели и принципы построения
прототипа системы электронной библиотеки вуза// Труды XI Всероссийской научной
конференции RCDL’2009, Россия, г. Петрозаводск (Карелия), 17-21 сентября 2009 г.-
С. 203-209.-Режим доступа: http://rcdl.ru/doc/2009/203_209_DIIS-seminar-2-2009-1.pdf.
>4. Паринов, С. И. Развитие электронных
библиотек – путь к Открытой Науке // Труды XI Всероссийской научной конференции
RCDL2009, Россия, Петрозаводск (Карелия), 17-21 сентября 2009 г.- С. 225-234.-
Режим доступа: http://rcdl.ru/doc/2009/225_234_Invited-2.pdf.
5. Ершова Т. В. Межведомственная программа «Российские электронные
библиотеки»: подходы и перспективы / Т. В. Ершова, Ю. Е. Хохлов// Информационное общество, 1999,
Вып. 3, С. 21-27.
6. Учебно-методические разработки вузов в Рунете: анализ состояния и
создание единой коллекции/ Абрамов А. Г., Булакина М. Б., Иванников А. Д.,
Сигалов А. В.//Материалы четырнадцатой конференции представителей
региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2007», Нижний Новгород -
Ярославль – Москва, 6-9 июня 2007 г.- Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2007/section4/4_30.html.