Л.И. Алешин
Что в имени твоем – библиотека?
Используемый нами ранее и ныне термин «библиотека», в древнегреческом языке «bibliotheke», означает книгохранилище («библион» – книга, а «теке» – хранилище, вместилище). Первоначально в качестве привычного нам термина он не прижился и начал использоваться в России только в средние века.
В новое время под термином «библиотека», по определению ЮНЕСКО, следует понимать «любое упорядоченное собрание книг, периодических изданий или иных графических и аудиовизуальных материалов, а также обслуживающий персонал, библиотекарей, обеспечивающих удобство пользования библиотечными материалами, необходимыми читателям для получения информации, научной работы, образования или общепознавательного чтения».
Что же подразумевалось под этим термином и что представляли собой библиотеки ранее?
Первые упоминания о библиотеках в Греции относятся к VI веку до н. э. В Большой Советской энциклопедии говорится, что «Основание первой крупной библиотеки в Древней Греции приписывается Аристотелю (4 в. до н. э.)». Она находилась в г. Ликее (в самом богатом квартале районе Афин, Греция). В ее создании принимал участие и Александр Македонский.
Начиная с Древнего мира и в раннем Средневековье (в Европе его относят к III–V векам н. э.) книжные собрания, главным образом, располагались в дворцах правителей и знати, а также в крупных монастырях и при церковных храмах.
Более широко библиотеки в Европе появляются в XII–XIII века, сначала в отдельных помещениях без специфического архитектурного облика при монастырях и дворцах. Они объединяли функции создания, использования и хранения книг, сочетая элементы просветительского учреждения (в них стояли скульптуры, висели картины, а на стенах и потолке могла быть художественная роспись), книжной мастерской и книжного склада. Заметим, что еще с древних веков помещения библиотек использовались и как некоторые общественные помещения, в которых собирались граждане и обсуждали какие-либо вопросы.
С XIV–XV веков в Европе строятся самостоятельные библиотечные здания, а первые публичные библиотеки – во Франции и Италии. XV–XVI века связаны с всплеском развития культуры и искусств. В этот период увеличивается число библиотек, и они все более отличаются от архивов (хранилищ).
Европейские библиотеки в эпоху Возрождения (XV–XVII вв.), хотя зачастую и позиционируются как культурные центы, прежде всего являлись местом хранения манускриптов и иных редкостей, поэтому их деятельность обычно направлялась на ограждение этих собраний от посетителей, например, круг читателей был ограничен, а книги приковывались цепью к пюпитру.
В XVII–XVIII века в Европе в одном здании зачастую объединяли библиотеку и музей. Заметим, что подобные ситуации возникали и в Древние века. Рост книжных собраний стал приводить к созданию специализированных зданий для библиотек, а в провинциях – муниципальных библиотек.
К началу XIX века во многих европейских странах существуют и создаются национальные библиотеки – хранилища национальной культуры. Со 2-й половины XIX века, когда в условиях развитого капитализма увеличилась потребность в квалифицированной рабочей силе, ускорился научный и технический прогресс, стали массово создаваться массовые библиотеки.
В XX веке среди библиотек уже доминируют массовые публичные библиотеки. Они размещаются в специальных, отдельно стоящих зданиях, в пристройках к жилым или общественным зданиям, в приспособленных помещениях жилого или общественного здания, например, на первых их этажах жилых домов, а также, в кооперации с другими учреждениями общественного и социально-культурного назначения (музеями, клубами, архивами, книжной торговлей, центрами досуга и т. д.).
Заметим, что в переводе с латинского языка библиотека – «libraria» – это книжная лавка. Такое определение, а также перевод этого термина русскими писцами с XX века и позже связано с тем, что изначально под данной дефиницией понималось некоторое собрание книг, которые можно было читать или купить в лавке (книжном магазине). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что книжные лавки имели места, где покупатели могли читать имеющиеся в лавках книги, собираться малыми группами и обсуждать как содержание прочитанных книг, так и иные вопросу.
Затем, в англоязычных странах латинский термин несколько изменился, и в качестве обозначения библиотеки стал писаться «library», подразумевая помещение (или помещения) для хранения и чтения книг.
И хотя библиотеку Ивана Грозного (XVI век) называют «Либерея», что свидетельствует о знании нашими предками этого термина и его значения, все же в России (а ранее на Руси) дефиниция «library» не прижилась и используется только при переводе термина «библиотека» на английский язык. Поэтому примерно с XV-XVI веков широко используется термин «библиотека». Однако представление об этом учреждении (институте) веками менялось и теперь имеются другие определения данного института.
Валерий Нефёдов, представитель Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, отмечает: «В зарубежной практике библиотеки превращаются в новейшие мультимедийные центры»(1). Такие мультимедийные центры зачастую называют медиатеками.
Термин «медиатека» (англ. «Media» – носитель и греч. – место хранения) стал использоваться во Франции в конце XX века и по отношению к деятельности публичных библиотек предполагает создание интегрированного культурного информационного пространства, в котором используются разные средства информации. Медиатека во Франции – это библиотека, отвечающая современному уровню, содержащая печатные издания, аудиовизуальные и электронные материалы.
Медиатека – это фонд книг и других печатных и рукописных материалов, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра такого фонда (компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы) (2).
Библиотекари под дефиницией «медиатека» понимают специализированный электронный читальный зал, оснащенный персональными компьютерами с выходом в Интернет для работы пользователей с электронными библиотечными ресурсами, дополняющими систему действующих фондов библиотеки.
В Библиотечной энциклопедии «медиатека» определяется как современное название публичных библиотек, фонды которых содержат различные типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютерные сети, включая Интернет. Явно это дань Франции…
Несмотря на некоторые отличия в трактовке данного термина, он прижился в нашей стране далеко не везде и лишь в качестве некоторого подразделения (отдела) традиционной библиотеки, но, очевидно, послужил поводом для появления новых названий и содержаний современных, в том числе отечественных, библиотек. Данное обстоятельство привело, например, к появлению представлений о информационно-культурных центрах, включающих в себя библиотеку или даже заменяющих ее. Первое условие, опять же, не является новостью для нашей страны, так как в СССР появились и поныне, хотя и в меньшем количестве, существуют клубы и дворцы культуры, в которых имеются библиотеки.
Современные библиотеки могут включать различные непрофильные, как правило, социальные помещения (музеи, социальные службы, магазины и др.) или сами могут входить в состав крупных общественных и культурных комплексов. В этом ничего особенного нового нет, ибо еще в Древнем мире мы видим подобное, то есть библиотеки находятся по соседству с музеями, располагаются в государственных и культовых зданиях и т. д.
Формируемая как в России, так за рубежом концепция современной библиотеки как информационно-культурного центра предполагает организацию и проведение в ней мероприятий культурно-просветительного, развлекательного и иного социального характера. В практическом руководстве по развитию общедоступных муниципальных библиотек, разработанном в 2010 году Российской национальной библиотекой (Ресурсы общедоступных муниципальных библиотек: нормативный подход, сост. Л.В. Куликова.–СПб.–122 с.), обозначается, что основные направления государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года включают создание на базе библиотек общественных центров повышения компьютерной грамотности и общественного доступа в Интернет, общедоступных справочных и образовательных порталов, «электронных библиотек», «дистанционного образования» и «дистанционной информационной среды». Видимо это и есть концепция информационно-культурных центров.
В последнее время в России предлагаются и иные сущности традиционных библиотек, например, интеллектуальные (интеллект) центры и др. Примерно после 2004–2005 годов в Москве при библиотеках создаются интеллект-центры, представляющие собой сочетание традиционной библиотеки, медиацентра, сетевых ресурсов и специализированных служб: психологической, правовой, библиотерапии, психофизической разгрузки (релаксации) и другие, которые предлагается формировать по профильному принципу (3). Подобные структуры появляются и в других городах нашей страны.
С другой стороны, Федеральный закон №83 от 08.05.2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» вовлекает библиотеки переориентироваться на досуговые услуги, приносящие финансовую прибыль.
Наметилась ориентация или переориентация библиотек на деятельность в качестве информационно-досугового центра или центра общения. Так, например, руководитель Департамента культуры г. Москвы С. Капков заявил корреспондентам Metro, что к 2016 году «библиотеки должны стать не только местом, где можно почитать книги, но и базой данных вузов, мидиацентром, местом, где можно посмотреть расписания театральных постановок и даже купить билет в театр» (4).
Итак, можно уверенно говорить, что традиционное название «библиотека» уже давно не соответствует как первичному определению, так назначению и использованию подобных учреждений. Попытки придумать иное название пока не привели к единому и точному мнению и термину, но само их появление свидетельствует, о том, что библиотечное сообщество, осознавая современную роль и место библиотек в социуме, пытается не только перестроить свою деятельность, но и стремится предложить некоторую дефиницию, наиболее полно отражающую сущность современной библиотеки.
И хотя ныне однозначно социальные функции библиотек не определены, тем не менее, к ним принято относить те из них, которые связаны с: социальной и рекреационной, культурно-просветительной (в том числе, досуговой), научно-производственной, познавательной, воспитательной, педагогической, образовательной и самообразовательной деятельностью. Следовательно, в имени современной библиотеки, а по сути, в ее назначении названные функции будут играть превалирующую, главенствующую роль, а мы пока будем называть этот институт (учреждение) именно так, поскольку иного названия ей пока не нашлось.