Л.И. Алешин

Трансформация современных библиотек

При необходимости замены внешних и внутренних перекрытий и других важных элементов модернизируемых зданий, появляется возможность использования вариантного проектирования. Функциональная комфортность в модернизируемом или реконструируемом здании обеспечивается, например, его трансформацией.

Трансформация (греч. «Trans» – через, «form» – форма; латин. «transformo» – перемена вида, формы чего-нибудь), в общем случае, – это преобразование, превращение, изменение вида, формы или каких-либо существенных форм.

Любая трансформация зачастую связана с модернизацией. Она может происходить в широких временных рамках и быть связанной с различными обстоятельствами, как правило, требованиями времени.

Каждая историческая эпоха характеризуется своими традициями, связанными, в первую очередь, с уровнем развития науки, техники, архитектуры и др.

Поскольку речь идет об изменение сущности библиотек и форм их работы, то основной целью трансформации является обеспечение приспособляемости (адаптации) библиотек к изменяющимся условиям, обусловленных, как правило, историческими периодами, формациями и представлениями.

В последние десятилетия гибкая объемно-пространственная трансформация помещений различного назначения приняла массовый характер, и нацелена на наиболее полное удовлетворение требований эффективного использования разных зданий и сооружений.

Трансформация библиотек обычно вызвана требованиями времени, связанных с решением насущных и, желательно, перспективных задач, заключающимися в более эффективном использовании библиотек, в том числе для проведения культурно-массовых мероприятий, социальной и иной работы.

Известный голландский архитектор Рем Колхас (нидерл. Remment Koolhaas; род. 17 ноября 1944 г.) отмечает при этом, что «современная библиотека должна трансформировать себя в информационную сокровищницу всех технологий» (1), а О.А. Дубинина замечает: «…в состав современной библиотеки включаются «непрофильные» помещения: музей или выставка, зимний сад, лекционные и просмотровые залы, книжный магазин, кафе, аудитории для кружковых занятий и пр.» (2).

Особенностью этого этапа является также и то обстоятельство, что в той или иной мере библиотеки все чаще берут на себя функции информационных, культурно-развлекательных, просветительских (интеллектуальных) и иных центров, что приводит к функциональному слиянию их с литературными и иными объединениями, кружками, клубами и т. д. В результате, с одной (первой) стороны, появляются дома и дворцы культуры, в которых размещаются библиотеки. С другой (второй) стороны, строятся универсальные здания, в которых наряду с библиотекой размещаются различные, и не только информационные, службы и подразделения, а также кинотеатры, магазины, кафе, зоны отдыха и др. Повсеместно, в самых различных зданиях и помещениях, используется Интернет.

Как было отмечено выше, под трансформацией понимается перемена вида и (или) формы чего-нибудь, то есть в нашем случае – преобразование, изменение функциональной направленности.

Поэтому под трансформацией (или современной интерпретацией данного термина – «модернизацией») библиотечных зданий будем понимать изменения:
? затрагивающие внешний вид зданий;
? вид и содержание их интерьеров, касающиеся замены устаревшего технологического оборудования, а также трансформирующихся и раздвижных перегородок и т. д.;
? создающих пространства, необходимые для выполнения как собственно библиотечных функций, так и проведения различных культурно-массовых мероприятий и т. п.;
? обусловленные, в том числе, характером эксплуатации зданий и помещений библиотек и др., проводимые с целью разделения, объединения или увеличения пространства помещений и даже здания (заний).

Библиотек все чаще используются для реализации различных общественных функций, превращаясь в культурные и культурно-оздоровительные (в том числе «интеллект») центры соответствующих территорий. Эта тенденция четко просматривается и наиболее свойственна небольшим территориальным образованиям России.

«…библиотека трансформируется в многофункциональный общественный, научный, культурный и образовательный центр» (3).

«Задача современной библиотеки (это касается не только архитектурно-планировочных решений, но и социальных аспектов) заключается в том, чтобы стать образом жизни современного человека… Библиотеки должны быть многофункционального назначения, иметь конференц-залы и кабины для индивидуальной работы с книгой, видеозалы, комнаты для психологической разгрузки. В инфраструктуре библиотеки должны быть столовые, кафе, бары, душевые, зимние сады, консультационные кабины» (4).

Новая идеология библиотеки, безусловно, будет связана с потребностью обеспечивать наилучшие условия для моделирования пространства, введения новых услуг, выполнения новых функций библиотеки.

Стираются границы между музеем и арт-галереей, между библиотекой и театром. Они реструктурируются в новую форму – библиотечно-информационный центр, напоминающий удобный в быту медиа-супермаркет, где все носители собраны вместе и «всё по полочкам».

Библиотеки и ранее были и местом проведения различных культурных мероприятий, а также общения. Задача состоит в том, чтобы превратить читальные залы и книгохранилища в центры культурной жизни, как правило, местного сообщества.

В библиотеку ходили не только за книгами, но и узнать новости, обсудить нового писателя, то или иное культурное событие. Главное преимущество такого общения в том, что оно живое, непосредственное.

Фактически речь идет о создании просторного и комфортного пространства общения (5). Например, Владивостокская библиотечная система и предлагает своим читателям насыщенные программы новогодних праздников – конкурсы и загадки, новогодние забавы, веселье и дружеское общение. Принять участие в праздничных мероприятиях, которые пройдут в муниципальных библиотеках города, смогут не только взрослые, но и дети. и пенсионеры.

… архитектор Н. Е. Прянишников отмечает, что …библиотека как общественное место становится важной составляющей привлекательности города, основой его конкурентного преимущества. -С. 7. …граница между музеем, галереей и театром исчезнет. -С. 14.




1. Алешин, Л.И. Проектирование зданий библиотек: учеб.-практ. пособие / Л.И. Алешин.– М.: Либерия-Бибинформ, 2008. Выпуск №81.– 240 с.– (Серия «Библиотекарь и время. XXI век»).
2. Дубинина, О.А. Здание библиотеки – интеллектуальный потенциал, интеллектуальная архитектура.-Режим доступа: book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz30_pril/046/046.htm.
3. Черненко, Г.Н. Архитектура университетских библиотек.– Автореф. дис. академической степени магистр архитектуры.– Ростов-на-Дону, 2009. – С. 3.
4. Материалы с сайта: www.stroyinform.ru.
5. Матлина, С. Воображение пространства – пространство воображения. По материалам круглого стола в Государственной Российской детской библиотеке. -С. 6.

Hosted by uCoz