МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Серия “Современная библиотека”
Выпуск 14
Л. И. АЛЕШИН
АВТОМАТИЗАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ
Учебное пособие
Часть 1
Москва
ИПО Профиздат
Издательство МГУКИ
2001
АВТОМАТИЗАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ
“Уровень цивилизации зависит от науки и искусства”
Анри Пуанкаре
ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………..3
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………...5
Глава 1. БИБЛИОТЕКА КАК ОБЪЕКТ АВТОМАТИЗАЦИИ...9
§1.1. Основные понятия и определения……………………….....12
§1.2. Научные методы исследования в библиотеке………….....15
§1.3. Системный подход к автоматизации библиотечных процессов………………………………………………………….......18
§1.4. Проектирование систем автоматизации библиотечных процессов……………………………………………………………....24
Глава 2. АВТОМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНО-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….........................39
§2.1. Типизация библиотек как объектов автоматизации..........41
Классификация технических средств автоматизации в библиотеке.………………………………………………………........48
§2.3. Автоматизированные системы управления………………...51
§2.4.Автоматизированные информационные системы …………58
§2.5. Классификация информационных систем…………………..69
§2.6.Основные принципы организации автоматизации
в библиотеке……………………………………………………..….....72
§2.7. Автоматизация библиотек в России………………………….91
Глава 3. НИТ В БИБЛИОТЕКЕ …………………………………....101
§3.1. Библиобусы……………………………………………………..118
§3.2. Современные методы заказа и обработки
документов в библиотеке……………….……………………..........121
§3.3. Электронная доставка документов………………………….134
§3.4. Электронные и виртуальные библиотеки……………….....147
§3.5. CD-ROM в библиотеке…...……………………………….…..156
§3.6. Мультимедийное издания ………………………………...…..163
ПРЕДИСЛОВИЕ
Библиотековедение тесно взаимодействует с такими науками как: педагогика, психология, социология, книговедение, информатика, экономика, эстетика, архитектура, кибернетика, лингвистика и др. Интеграция с ними позволяет решать ряд конкретных задач библиотечного дела. В результате появляются новые дисциплины, среди них “Технические средства библиотечно-библиографической деятельности”. Данный курс тесно связан с науками, разделы, теоретические положения, методы, которых имеют непосредственное отношение к нему. Этим важным положением порой пренебрегают. Специалисты других наук либо не разрабатывают библиотечного направления вовсе, либо предлагают решения, далекие от потребностей библиотечного дела. Ярким свидетельством тому является практическое отсутствие средств автоматизации и оргтехники, выпускаемых отечественной промышленностью специально для библиотек. За рубежом, напротив, заметен рост ассортимента средств и приспособлений, облегчающих труд библиотечных работников, создающих комфортные условия библиотекарям и читателям.
Значимым аспектом библиотечной практики является внедрение в библиотеки новых информационных технологий (НИТ), которые в большинстве своем базируются на использовании автоматизированных технологий и средств автоматизации библиотечных процессов. Автоматизация в библиотеке – составная часть названного учебного курса и, одновременно, самостоятельное направление, основные положения которого имеют важное значение в современной библиотечной практике и представляют интерес для широкого круга читателей, имеющих отношение к этой проблематике.
Современные библиотеки являют собой не только хранилища данных. Степень их развития становится одним из показателей уровня развития государства и общества в целом, так как библиотеки представляют собой не только сконцентрированных источник человеческих знаний, но также элемент научно-технического и социального прогресса. По мнению специалистов “информатизация библиотечного дела России становится более общей проблемой информатизации всего нашего общества”.
Очевидно, что автоматизация в библиотеке способствует актуализации этого положения. В связи с этим можно утверждать, что разработка принципов построения и эффективного функционирования автоматизированных библиотечных систем (АБС) – важная задача, решение которой во многом зависит от отношения к ней государства и общества. Несмотря на имеющийся в стране и за рубежом опыт проектирования и эксплуатации АБС, у нас практически отсутствуют кадры, специально подготовленные для создания подобного типа информационных систем. Основными аспектами этой задачи являются разработка и использование необходимого и максимально совместимого технологического и программно-аппаратного обеспечения.
Обозначенные проблемы присущи различным областям науки, техники, промышленности и хозяйственной деятельности, в которых на протяжение нескольких десятилетий достаточно эффективно использовались автоматизированные системы управления (АСУ) соответствующими процессами. Основные положения, принципы построения и функционирования АСУ несомненно могут быть использованы и в библиотечном деле. Знание и профессиональное использование АСУ в библиотеке, средств и методов автоматизации в библиотечно-библиографической деятельности – важный фактор совершенствования библиотечного дела, практического внедрения НИТ в библиотеки.
Данной проблеме и посвящено настоящее учебное пособие. В нем рассматриваются вопросы эффективного использования различных технических средств автоматизации в библиотеке для обеспечения, в первую очередь, оперативного обслуживания читателей, а также организации эффективного, безопасного и комфортного функционирования библиотечных работников. Специалисты, успешно освоившие данную дисциплину, смогут самостоятельно вести научно-исследовательскую и оперативную работу, направленную на практическое использование накопленных в процессе её изучения знаний, умений и навыков. Курс направлен на изучение библиотек с точки зрения совершенствования обслуживания читателей за счёт применения в них средств автоматизации.
Некоторые аспекты, связанные с автоматизацией в библиотеке, в данном учебном пособии не рассматриваются или рассматриваются кратко, так как они широко представлены в популярной технической литературе или изучаются в других учебных курсах. К ним относятся: создание и функционирование локальных вычислительных сетей, Интернет, использование аудиовидеотехнических средств, в библиотеке и др. Это также описание автоматизированных библиотечно-информационных систем (АИБС), инфраструктура библиотеки, сохранность, безопасность и защита информации, транспортирование в библиотеках и др. Общее описание значительного количества отечественных и зарубежных АИБС представлено в работе Шрайберга Я.Л. и Воройского Ф.С. “Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие.-М.:Либерия, ГПНТБ России, 1996.-2783 с.”. Проблемы использование компьютерных сетей для библиотек – в справочном издании “Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. Современные тенденции корпоративной работы в сетях передачи данных.-М.:Либерия, 19978.-224с.” и др. Названные работы могут быть использованы как дополнение к изучению настоящего курса.
Изучение курса будет способствовать решению важной проблемы современного, стремящегося стать информационным, общества – организации обмена информацией между разнообразными пользователями, имеющими различные возможности доступа к ней.