Значительные успехи достигнуты в области организации дистанционного обучения (ДО). Библиотеки крайне редко упоминаются при обсуждении и решении данной проблемы. Между тем связь библиотек с ДО очевидна.
С одной стороны, библиотеки предоставляют пользователям свободный доступ к имеющимся у них информационным ресурсам, хранящимся на различных носителях. Не секрет, что большинство пользователей, особенно учебных и массовых, библиотек учится в разных учебных заведениях. При этом библиотечные работники оказывают им различные услуги, стремясь наиболее полно удовлетворить информационные потребности пользователей. Все чаще в библиотеках можно встретить новую услугу – информационные ресурсы в Интернет.
С другой стороны, сами библиотекари получали и получают высшее или среднее специальное образование, а также продолжают обучаться в различных учебных заведениях и на курсах, повышая свою квалификацию.
Дистанционное обучение является серьезным основанием совершенствования высшего образования, формирования высококвалифицированных специалистов на основе использования самых современных информационных технологий, во главе которых лежит широкомасштабное использование глобальных информационных сетей типа Интернет. Одной из главных задач ДО является предоставление обучаемым, находящимся на любом удалении от учебного заведения, требуемой им учебно-методической литературы.
Данное обстоятельство в значительной мере связано с необходимостью библиотек высших учебных заведений, а также расположенных в местах проживания обучаемых оказывать помощь таким студентам. Библиотекам приходится формировать свои фонды соответствующей основной и дополнительной учебной литературой ДО, отличающейся значительными динамическими характеристиками. При этом они все более активно используют возможности сервисов Интернет. Обучаемым предоставляется доступ к машиночитаемым данным или они обеспечиваются печатными копиями комплектов необходимых им учебных материалов, получивших название пакетов учебных курсов и специальностей. Последние стали появляться на полках библиотек.
Наконец, с третьей стороны, работники библиотек могут дистанционно получать высшее образование. А если библиотеки, в которых они работают, обладают соответствующими техническими возможностями, то и непосредственно на своих рабочих местах.
Новые информационные технологии широко входят в повседневную практику, в том числе библиотечной деятельности. Выпускники вузов, получающие библиотечные специальности, должны хорошо владеть этими технологиями. Однако многие работники библиотек весьма справедливо сетуют на недостаточный уровень практических навыков выпускников библиотечных факультетов в области Интернет технологий. Обеспечение современными информационными услугами, в том числе обучаемых на расстоянии, связано с новыми стратегиями получения, передачи, хранения, распространения и использования информации. При этом может широко использоваться библиотечная технология МБА, которая с применением в библиотеках компьютерных и телекоммуникационных технологий получила название “электронная доставка документов”. Библиотекари становятся администраторами информации и активными участниками “доставки” образования обучаемым. В результате происходит взаимопроникновение традиционных и компьютерных технологий вдеятельность библиотек и организацию ДО.
Таким образом, библиотекарям как в личных целях, так и с точки зрения выполнения своих профессиональных обязанностей становится актуальным знать потребности обучающихся дистанционно, возможности и технологии ДО. Обучаясь библиотечной профессии, они должны получить необходимые знания, умения и навыки не только в области информатики и информационных технологий, но и дистанционного образования. Им надо научиться понимать, как оно влияет на библиотечно-информационное обслуживание и как оно может быть использовано в повседневной практике библиотек. Им необходимо хорошо ориентироваться в типах и потребностях лиц, обучающихся дистанционно. Таких специалистов, предоставляющих “дистанционным” студентам доступ к необходимым им библиотечно-информационным услугам, можно называть “дистанционные библиотекари”.
Высшим библиотечным школам целесообразно обратить внимание на подготовку специалистов по удовлетворению информационных потребностей сферы дистанционного образования. С этой целью представляется важным разработка и включение в обучение библиотечным специальностям спецкурса, например, “Дистанционные библиотечные услуги”, а в дальнейшем и создание специализации, например, “Менеджер дистанционного образования”.
Данные материалы представлены также на сайте www.iis.ru/events/20001124/src/text122.html