БИБЛИОТЕКА ВУЗА – ПОСТОЯННАЯ БАЗА ПРАКТИКИ
СТУДЕНТОВ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Еще в начале 90-х гг. ведущие преподаватели библиотечно-информационного факультета Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) выдвигали предложение об использовании библиотеки вуза в качестве постоянной базы практики. Смысл предложения заключается в такой организации работы вузовской библиотеки, чтобы студенты библиотечных специальностей могли получать в ней значительные практические навыки. При этом не исключалось прохождение практики в различных библиотеках, находящихся на небольшом удалении от вуза. Это несомненно способствовало бы расширению кругозора обучающихся, давало бы им пищу для анализа выполнения библиотечных процессов в различных библиотеках, а также стимулировало бы мотивацию успешного освоения выбранной профессии.
До настоящего времени данная идея не нашла воплощения в университете. Судя по публикациям в периодической печати, она не коснулась и других вузов России, ведущих обучение по специальности “Библиотековедение и библиография”.
В то же время практики библиотечного дела отмечают низкий уровень практических навыков выпускников библиотечных специальностей вузов. Тому есть ряд причин. Большинство из них связано с современным экономическим положением страны вообще и высшего образования в частности.
Одним из способов повышения уровня практической подготовки студентов является такая постановка работы библиотек вузов, при которой они могли бы постоянно участвовать во всех библиотечных мероприятиях, в выполнении всех библиотечных процессов, приобретая тем самым необходимые практические навыки.
Реализация может быть успешной при условии решения двух основных задач:
Имеющаяся вариативность выполнение второй задачи предоставляет широкие возможности вузам по ее реализации.
Что касается учебных планов, существует несколько способов их изменения. Так, возможно создание специальных спецкурсов, устанавливаемых вузом, или включение в имеющиеся основные курсы библиотечного цикла дополнительных часов, предназначенных для выполнения студентами необходимых практических работ на базе библиотеки вуза. Управление ими предпочтительно осуществлять совместно преподавателями соответствующих кафедр и работниками библиотеки.
Другой вариант заключается в таком составлении расписания учебных занятий, при котором выделяется время для работы в библиотеках. Возможно использование части часов учебного плана, отводимых на самостоятельную работу студентов или различных комбинаций, что представляет значительный интерес в плане совершенствования библиотечного образования.
В связи с тем, что общий объем учебных часов названной специальности несколько увеличился за счет роста продолжительности обучения в вузе, решение данной проблемы не вызывает особых затруднений.
Вторая задача – надлежащая организация работы библиотеки вуза с целью превращения ее в базу постоянной практики студентов библиотечных специальностей – более сложна и многообразна. Наметим лишь основные направления.
Первое, что следует отметить – никаких глобальных изменений в деятельности библиотек не потребуется. Важным представляется решение следующих проблем:
Решение первой проблемы представляется возможным с помощью создания дополнительно 3–5 рабочих мест на каждом участке. Они могут быть организованы и за счет дифференциации фонда и функциональных процессов, а также сокращения штатного состава и выполнения его функций студентами. Подобный опыт имеется как в нашей стране, так и за рубежом. В ряде американских университетов до 50% штатного состава библиотек образуют студенты этих учебных заведений. Некоторые работники зарубежных библиотек одновременно являются представителями профессорско-преподавательского состава соответствующих кафедр и факультетов вузов их страны.
Конечно, технология работы ряда библиотечных специалистов претерпит определенные изменения. С одной стороны, им предстоит активно участвовать в обучении студентов, проходящих практику в библиотеке. Для этого им придется ежедневно выдавать каждому студенту-практиканту необходимые индивидуальные практические задания и регулярно контролировать их выполнение. С другой стороны, студенты смогут оказывать значимую конкретную помощь библиотечным работникам, что будет способствовать уменьшению нагрузки библиотекарей. Это потребует перестройки не только порядка выполнения библиотечных процессов, но и психологических установок работников. Данный момент следует учитывать с тем, чтобы максимально снизить негативные явления, при новой организации студенческой практики.
Вторая проблема связана с тем обстоятельством, что необходимо разработать достаточно широкий набор заданий, которые, в свою очередь, должны носить исключительно реальный, практический характер. Их выполнение должно опираться на использование новых информационных технологий (НИТ). Задания подлежат ежегодной корректировке с целью учета новых способов и методов работы в библиотеках, а также расширения возможностей вузовских библиотек по использованию программно-технических компьютерных систем и других технических средств.
Контроль выполнения студентами практических задач целесообразно осуществлять с помощью специально разработанных учетных форм (журналов), а также многобальной системы учета качества их выполнения с использованием для этого компьютерных программ. Первоначально возможно применение общепринятой 5-тибальной системы оценки выполнения каждого отдельного задания (рубежный контроль). Одновременно предполагается суммировать получаемые студентами баллы для получения интегральной оценки, характеризующей освоение ими отдельных библиотечных процессов. Такая оценка может выставляться за семестр, учебный год и т.д.
Третья проблема реализуется установлением периодов работы студентов в библиотеке на отдельных конкретных участках. Время, фиксируемое в графике, может быть установлено: а) раз в неделю в течение 6-8 часов; б) по 2 часа в день или неделю и т.п. При этом главным критерием является выполнение следующих аспектов:
4) получение студентами практических навыков, соответствующих основной специализации (квалификации) на 4–5 курсе.
Целесообразно предусмотреть возможность морального и материального поощрения как студентов, так и преподавателей, работников библиотеки. Студенты, например, могут отмечаться грамотами и вознаграждаться повышенными стипендиями; преподаватели – включением в нагрузку выполняемых ими соответствующих работ; библиотекари – премиями.
Для практической организации необходимого количества рабочих мест могут использоваться различные варианты. Например, некоторые учебные аудитории возможно оборудовать таким образом, чтобы они одновременно являлись филиалами библиотеки вуза. В такой лаборатории приемлемо проведение не только семинарских и групповых занятий, но и выполнение студентами определенных библиотечных функций и процессов. Так возможно проведение деловых игр по отработке различных вариантов выполнения процессов обслуживания читателей (студентов), комплектования, научной обработки документов и др. Подобные занятия предлагается организовать таким образом, чтобы, во-первых, вовлечь в них максимальное количество студентов; во-вторых, каждый студент должен принять участие в учебном занятии, побывав в разных библиотечных “ролях”. Допустимо фиксирование студентами качества выполнения заданий их сокурсниками в виде, например, анонимного анкетирования. Такая оценка друг друга в ряде случаев может быть весьма продуктивной. Целесообразно проводить занятия с числом студентов не более 5–7 человек (полугрупповые и мелкогрупповые).
В то же время такие аудитории-лаборатории выступают в качестве реальных филиалов библиотеки вуза. Например, это может быть “отраслевой”, “типовой” или иной читальный зал. В данном случае, во-первых, в нем может находиться литература только учебная, по отдельным отраслям знаний, периодическая и т.п.; во-вторых, в нем не должны работать на постоянной основе библиотечные работники. Вместо них всю работу будут выполнять студенты под руководством преподавателей, лаборантов кафедр, что должно сопровождаться периодическими консультациями работников библиотеки. Для ведения отдельных занятий возможно приглашение ведущих практических специалистов библиотечного дела. Такая форма более приемлема в виде “круглых столов” для обсуждения важнейших проблем библиотек и библиотечного дела.
В заключение отметим, что в каждом конкретном случае могут быть использованы другие механизмы и наработки. Организация работы библиотек названных вузов в качестве постоянной база практики студентов библиотечных специальностей, несомненно, актуальная проблема. Ее успешное решение зависит от многих факторов. Очевидным же является то, что следует более активно формировать навыки практической работы у студентов библиотечных факультетов.