Алешин Л.И.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК
(По результатам поиска в Интернете)
Общество с каждым годом становится всё более зависимым от информации. XXI в. объявлен веком информатизации. Создаются высокопродуктивные системы передачи и фиксации информации. Развитие средств массовой коммуникации ведёт к ещё большему охвату аудитории. Библиотекам как универсальным источникам знания и информации предстоит расширять, улучшать и разнообразить спектр информационных услуг, предоставляемых пользователям. В России имеется около 150 тыс. библиотек. В фондах публичных библиотек хранится 1 млрд. изданий.
По мнению автора публикуемой нами статьи, развитие библиотек заключается в организации и широком использовании электронных (цифровых) библиотек, на основе которых будет построена глобальная электронная библиотека. Формирование такой библиотеки - актуальная, сложная задача, которую следует решать поэтапно. Прежде всего требуется изучить информационные ресурсы библиотек, представленные в интернете, провести их систематизацию. Вариант такой классификации предлагается в данной статье.
Электронные библиотеки - сложные информационные системы, являющиеся хранилищами знаний. Основным их достоинством является гибкость организации информации, представленной в электронной форме, доступ к которой осуществляется средствами компьютерных коммуникаций.
Всё чаще библиотеки обращаются к Интернету как к всемирному хранилищу накопленных человечеством информационных ресурсов для удовлетворения потребностей пользователей, формирования фондов электронных (машиночитаемых) документов, комплектования и др. Неуклонно растёт количество сайтов различных типов библиотек.
Кроме того, Интернет является средством общения. Считается, что к нему подключено от 15 до 30 млн. людей во всём мире, пользователей же ещё больше. В 2002 г. около 9% мирового населения имело доступ в Интернет, при этом Интернет-аудитория составила 544,2 млн. пользователей.
Интернет предлагает широкий выбор разнообразной информации, но утверждать, что предлагающий её сайт - библиотека - было бы неверно. Существует много сайтов с названием «электронная» или «виртуальная» библиотека. Однако лишь их содержание, предоставляемые услуги, качество хранимых данных т.п. позволяют относить их к таковым.
Чаще всего это сайт, на котором размещены ссылки и (или) машиночитаемые коллекции документов, перемещаемые (в том числе исчезаемые бесследно) в сетевом информационном пространстве. Развитие библиотек заключается в разумном сочетании ими достоинств традиционных и новых информационных технологий, а также различных носителей информации.
С 1990-х гг. Россия начинает представлять себя в Интернете, в конце 2002 г. число пользователей сети достигло примерно 9 млн. человек. Сектор мировой глобальной информационной сети, предлагающий различные информационные ресурсы России и имеющий первый доменный уровень «RU», принято называть «RUNET» или «Рунет».
Ныне в нашей стране действуют тысячи сайтов. С появлением Интернета и успешным его освоением практически все желающие, в том числе политические партии и общественные организации, получили своё отражение в мировой паутине в виде веб (Web)-сайтов, а по сути - страниц соответствующих веб-сайтов. Многие провайдеры услуг в Интернете предоставляют бесплатное пространство на своих серверах любому пользователю. Таким образом, создать сайт даже отдельному индивидууму не сложно. Интерес представляют некоторые частные сайты, предлагающие пользователям значительные собрания электронных документов, например, «библиотека» Мошкова. На сайтах выставляются электронные коллекции художественных произведений, детективов, фантастики, стихов, фотографии и др. Интернет используется для научных исследований, обучения, общения в чатах и с помощью электронной почты. Он быстро развивается и становится главным способом международного общения для коммерческих и некоммерческих организаций, независимых печатных и вещательных средств массовой информации.
Не менее успешно генерируются и выставляются на различных сайтах в Интернете информационные ресурсы библиотек. Разнородные библиотечно-информационные машиночитаемые массивы данных в Интернете требуют осмысления и систематизации. Для их эффективной организации и использования следует изучить информационные ресурсы. Эта задача актуальна и потому, что даже у специалистов специально созданной Международной группы исследований Интернета нет однозначных решений, как его изучать, хотя некоторые методические рекомендации предлагаются.
Жизнь российского общества в Интернете отражают различные сайты. По принадлежности можно выделить сайты:
1) Президента (http://www.prezident.ru, http://www.vvp.ru/), Правительства (сайты Правительства РФ (http://www. goverment.ru и http://www.gov.ru) , ветвей власти и субъектов Федерации;
2) министерств, например, Госкомстат РФ (http://www.gks.ru/);
3) государственных учреждений и организаций;
4) крупных и средних партий, пытающихся влиять на политику страны, каких как Коммунистическая партия РФ (http://www.kprf.ru/), Либерально-демократическая партия России (http://www.ldpr.ru/), Союз правых сил (http://www.prav.ru/), Яблоко (http://www.yabloko.ru/);
5) малых партий, различных общественных объединений и организаций, например, «Духовное наследие» (http://www.nasled.ru/), «Женщины России» (http://women.centro.ru/), Экологическая партия России «Кедр» (http://www.kedr.org.ru/);
6) регионов (республик, краёв, областей, городов), например, «Регионы России» (http://www.panorama.org:8101/partie/toc_RR.shtml), Правительство Москвы (http://www.mos.ru);
7) представителей религиозных конфессий, например, сайт Русской православной церкви (http://www.orthodox.org.ru/);
8) СМИ (телевидения и радио, газет и журналов), например, ИТАР-ТАСС (http://www1.itar-tass.com/russ/), «Публичная библиотека-Public.ru» (www.public.ru);
9) различных отраслей знаний, в том числе: социологические, статистические, математические и др.;
10) законодательных, правовых и юридических организаций и органов правопорядка;
11) органов научно-технической информации (в т.ч. патентной, по стандартам и др.), например, Всесоюзного научно-исследовательского института классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (www.vniiki.ru/), ВИНИТИ (www.viniti.ru/), научный электронный журнал «Электронные библиотеки» (www.iis.ru/el-lib/), «Научная электронная библиотека для российских ученых» (www.elibrary.ru);
12) библиотек и информационных служб, например, «Библиотека русских электронных библиотек» (www.orc.ru/), «Интернет библиотека» (vbooks.by.ru/nikit013/00000004.htm), РГБ (www.rsl.ru/), РНБ (www.nrl.ru/);
13) образовательных учреждений (официальных, коммерческих, частных и личных школ, колледжей, вузов, центров и т.п.);
14) органов здравоохранения, предлагающих лекарства, советы и консультации, лечение;
15) организаций и частных лиц, выполняющих широкий спектр услуг, связанных с компьютерными и информационными технологиями и программно-техническими средствами, в том числе различное программное обеспечение (платное, условно бесплатное, бесплатное и демонстрационное);
16) отдельных групп людей и индивидуумов, как правило, спонтанно выражающих своё отношение к тем или иным проблемам, возникающим в обществе;
17) культуры и различных видов искусств;
18) развлечений и отдыха (игры, музыка, видео, путешествия, спорт, туризм);
19) о доме, семье и т.п.
20) бизнеса (банки, торговля: Интернет- или электронные магазины).
К этому списку добавим сайты: энциклопедические и справочно-информационные, погоды, экологии, компаний (отечественных и зарубежных фирм, консорциумов, центров и иных организаций).
Встречаются сайты, которые трудно отнести к какому-либо типу: например, сайт с названием «Библиотека думающего о России» (http://patriotica.narod.ru/), а также сайты, представляющие несколько видов услуг и разноплановую информацию.
Средства информации в Интернете, используемые Церковью, практически не отличаются от применяемых светской властью. Более того, наблюдается их взаимопроникновение.
Сайты учебных заведений и организаций предоставляют обучающимся как информацию, так и различные виды услуг. Альтернативными информационными ресурсами для них можно считать сайты, предлагающие базы данных рефератов, курсовых и дипломных работ, как правило, невысокого качества. Подобные бесплатные услуги приносят больше вреда, чем пользы образованию россиян.
В качестве отрицательных для общества явлений отметим, что в Интернете как на отдельных сайтах, так и в виде страниц различных сайтов присутствует реклама насилия, секса, продуктов, наносящих вред здоровью людей и общества в целом.
С точки зрения тематики, некоторые авторы выделяют информационные ресурсы, в той или иной мере присутствующие в содержании любого сайта: биржевая и финансовая; экономическая, статистическая и демографическая; коммерческая; деловая; научно-техническая; правовая; потребительская и развлекательная; медицинская; бытовая и иная информация.
По отношению к собственности можно выделить государственные, коммерческие, общественные (в том числе религиозных конфессий), отдельных небольших групп и частные сайты. Любой из них может предоставлять однотипные по отношению к другому (или даже другим), а порой и идентичные (аналогичные) информационные ресурсы.
По общественному назначению электронные ресурсы сайтов можно разделить на законодательные и правовые; образовательные и развлекательные; художественные; научные; научно-технические материалы; предлагаемые средствами массовой информации; объявления, рекламу, пропаганду (в том числе противоправную, осуждаемую обществом); финансовые и электронной коммерции; производственные, технологические данные; системы автоматизации экспериментов, проектных работ, производства и др.
Представляют интерес сервисы, предлагаемые различными сайтами: информационный (информирование, консультирование, коллекции разнообразной информации); обучения (в том числе дистанционное); заказ и приобретение(получение машиночитаемой информации, билетов, путёвок, книг и иных товаров; оплата товаров услуг; публикация(выставление материалов на сервере) объявлений и т.п.; обмен информацией (в том числе чаты и Интернет-телефония, новости, телеконференции и т.п.); создание почтовых ящиков и сайтов; гостевые книги, рассылки, форумы и др.; копирование, обновление и (или) установка программного обеспечения; проверка на вирусы, защита носителей компьютеров, передаваемой и получаемой информации от них и т.п.; техническая и информационная поддержка пользователей лицензионных продуктов и услуг.
Конечно, как почти в любой классификации, выделить все её компоненты невозможно. Любой сайт может содержать разнообразные информационные ресурсы, ориентироваться на различных пользователей и т.п. Особенно это относится к информационным ресурсам региональных и библиотечно-информационных сайтов.
Большинство в общепринятом понимании не могут называться библиотеками и быть причислено к классу (типу, виду) электронных библиотек.
Сайты, представляющие реальные библиотеки, можно классифицировать по типам библиотек с точки зрения их функциональных возможностей и отличий:
* крупнейших государственных (РГБ, РНБ); крупных отраслевых (БАН, БЕН, ГПНТБ, РАН, ЦНСХБ и др.); региональных, представляющих краевые, областные, республиканские национальные, массовые (публичные), научные и иные библиотеки;
* публичных (массовых) и иных (городских, районных, поселковых и т.д.); учебных заведений; общественных организаций; частных (личных) и других библиотек.
Конечно предлагаемая классификация - это только подходы к решению поставленной проблемы. Данная задача нетривиальна. Даже в области собственно библиотек в Интернете определиться непросто. Тем не менее проведенный на поисковых машинах «Яндекс» и «Рамблер» анализ выполнения запросов по некоторым терминам позволяет сделать определённые выводы. На запросы типа «библиотека», «электронная библиотека», «цифровая библиотека» и «виртуальная библиотека» были получены следующие данные (см. таблицу).
Результаты поиска на машинах «Яндекс» и «Рамблер»
«Яндекс» | «Рамблер» | «Яндекс» | «Рамблер» | |
Библиотек | 2 646 655 | 2349589 | 17448 | 64634 |
Библиотеки | 4 039 520 | 2349591 | 17499 | 64643 |
Электронная библиотека | 251 416 | 440839 | 1917 | 25768 |
Цифровая библиотека | 6195 | 82052 | 176 | 10402 |
Виртуальная библиотека | 102974 | 181672 | 498 | 14424 |
Легко заметить, что ссылок по терминам «библиотек» или «библиотеки» не менее 2,5 млн. При этом следует иметь в виду, что ссылки в большей степени отражают не только число каких-либо библиотек (сайтов библиотек) в Интернете, но и количество электронных материалов, в которых упоминаются эти термины. Выделить или разделить их не представляется возможным. Более того, одни и те же материалы в среднем от 2 до 10 и более раз могут дублироваться, отражаясь ссылками, аннотациями или полными текстами на различных (в том числе «зеркальных») сайтах.
Термин «электронная библиотека» был обнаружен названными поисковыми машинами округленно от 250 до 440 тыс. раз. Известный феномен дублирования позволяет нам сократить получаемые данные как минимум на один порядок (а то и на два). Таким образом, можно уверенно говорить, что сайтов с подобным названием и назначением гораздо меньше. В результате поиска было обнаружено 1400 серверов ([(2000 + 26000):2]: 10 = 1400). Вероятно, это значение соответствует истинному положению дел. Ссылки на термин «цифровая библиотека» упоминаются от 6 тыс. до 82 тыс. раз. Они отражают до 10 тыс. сайтов. Изучение ссылок свидетельствует о том, что как таковых «цифровых библиотек» практически нет или очень мало - красноречивая цифра, полученная на «Яндексе», представляет 176 сайтов. Вероятнее всего, этот термин, соответствующий английскому выражению «digital library», упоминается в различных электронных текстах, найденных в результате поиска.
Аналогичные выводы относятся и к термину «виртуальная библиотека».
Более точные данные могут быть получены лишь в результате продолжительных скрупулезных исследований по специальной программе. Эти сведения позволят подтвердить или опровергнуть сформированное видение проблемы, расширят наше представление в данной сфере, позволят практикам и теоретикам библиотечного дела определиться относительно перспектив развития библиотек вообще и места электронных библиотек в современном обществе в частности.