Алешин Л.И.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
– ВАЖНОЕ ЗВЕНО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Термин "Информация" в современном его понимании известен несколько десятилетий, однако до настоящего дня не существует однозначного эквивалента этого понятия. В широком смысле под информацией обычно понимают любые данные или знания об окружающем мире, любое воздействие на человека, изменяющее его состояние. На протяжении всей жизни человек имеет дело с информацией и всегда участвует в ее формировании и переработке (создание, получение, обработка, накопление и хранение). Например, он узнает новости из газет, журналов, радио и телевидения. В то же время человек создает
(производит) новые данные практически в любой сфере (политике, науке, технике, производстве, обслуживании, искусстве, обучении и т.д.). Таким образом, информация имеет всеобщее (общечеловеческое, глобальное) значение в нашем мире во всех областях человеческой деятельности. Это и понятно, так как известно, что носителем информации является та физическая среда, в которой она (информация) фиксируется.В настоящее время более половины работоспособного населения земного шара занимается обработкой информации, которая в большинстве своем носит иерархический характер, ее же поток ежегодно лавинообразно растет. Можно считать, что знания индивида определяются объемом и содержанием накопленной и систематизированной им информации.
По мнению профессора, д.т.н. Тимофеева А.В. к областям информатизации можно отнести автоматизацию: производства, научных исследований и проектирования, организационно-экономического управления, процессов обучения и подготовки кадров и др. Опираясь на сказанное выше, мы полагаем, что под информатизацией в сфере образования следует понимать эффективное и качественное предоставление двум субъектам этого процесса необходимых им данных и знаний. (Под субъектами данного процесса подразумеваются обучающие и обучаемые). В общем случае информатизация гуманитарного образования мало чем отличается от других видов образования, но так как в данной области настоящая проблема менее изучена и решена, то в этой связи хотелось бы остановиться на ряде определяющих моментов, с ней связанных.
Не вызывает сомнение положение о том, что важнейшими свойствами информации являются ее точность (достоверность), своевременность (актуальность) и ценность. Так, ценность информации мы обычно связываем с ее новизной и неожиданностью. Традиционными методами обработки, хранения и передачи информации обеспечивать выполнение названного положения в наше время невозможно. Однако новые
информационные технологии, опирающиеся на широкое использование современных технических и программных средств, например, компьютеров и спутниковых или оптико-волокнистых линий связи, позволяют успешно справляться с данной проблемой.Компьютеризация учебных заведений позволяет совершенствовать учебный процесс, автоматизировать различные трудоемкие и рутинные операции (например, текущий и тематический контроль знаний студентов и др.); своевременно получать и обрабатывать необходимые массивы информации, накопленную в конкретном учебном заведении, а также в различных частях света; автоматизировать различные функции управления и т.п. Более того, под влиянием современных технологий меняется и сама парадигма образования вообще и высшего гуманитарного в частности.
В этой связи представляем вашему вниманию новое направление в высшем образовании промышленно-развитых стран
– "дистанционное обучение", как наиболее приемлемое для гуманитарных учебных заведений. Эта новая форма обучения существует уже более пяти лет и в 1994 г. презентовалась в г. Москве на проходившей первой в России международной конференции под девизом – "Дистанционное обучение и новые технологии в образовании". Активное участие в ее организации и проведении принимал Комитет РФ по высшему образованию, что свидетельствует о внимании, проявленном высшей школой к настоящей проблеме.Данное направление появилась на свет, с одной стороны, из-за отсутствия возможности у ряда студентов осуществлять полноценное очное обучение в вузе по причине их проживания вдали от учебного заведения. С другой стороны, возможности реализации этой формы обучения способствовали разработанные в 80-е гг. технические и программные компьютерные средства и средства связи, которые постоянно совершенствуются. С их помощью возможно осуществление интерактивного обмена информацией практически на любые расстояния. Внедрение этой формы обучения в высшем учебном заведении связано с решением ряда наиболее важных с нашей точки зрения проблем (факторов):
1.
Наличие технического уровня развития и возможностей государства, позволяющих создавать телекоммуникационные се-и связи с доступом к необходимой информации.2.
Обеспечение финансирования для организация и внедрения в вузе базы современных технических и программных средств, позволяющей выполнять необходимые работы.3.
Создание специальных учебных программ для реализации данной формы обучения.4.
Степень подготовки профессорско-преподавательского состава.Кроме обеспечения общего уровня компьютерной грамотности профессорско-преподавательского состава и оснащенности современной компьютерной техникой в вузе необходимо иметь специалистов, способных инициировать и поддерживать эти процессы.
Идея дистанционного образования с использованием компьютерных сетей получила широкое распространение в 700 вузах мира (кроме России). В США проблемой дистанционного обучения занимается Всемирный университет. Предлагаемая форма обучения, кроме обеспечения преподавателей и студентов огромными массивами информации по специальным некоммерческим университетским компьютерным сетям, позволяет решать также ряд психолого-педагогических и социологических проблем, касающихся каждого отдельного индивидуума, проходящего обучение. При этом возможно оценивать представляемый обучаемым машиночитаемый учебный материал, анализировать способы и методы его мышления, варианты принимаемых решений, выявлять достоинства и недостатки обучения, вырабатывать рекомендации по его совершенствованию и др.
Эти информатизационные сети предоставляют студентам необходимые учебно-методические материалы и обеспечивают контроль их знаний. Преподаватели на значительном удалении друг от друга отдельно или совместно со студентами обсуждают проблемы, разрабатывают программы, учебники и т.п. Люди с такими физическими недостатками, как дефекты зрения, слуха, речи и двигательного аппарата, находясь непосредственно у себя дома или недалеко от него, получают необходимое им образование с помощью специальных устройств и программ, устанавливаемых в персональные компьютеры.
Очевидно, что названная проблема представляет наибольший интерес, в первую очередь, для заочного обучения. Так, у обучающихся дистанционно, например, появляется возможность более глубокого изучения интересующих их проблем и разделов учебной программы. Использование средств компьютерной телекоммуникации позволяет студенту воспользоваться всем богатством необходимой информации, учебно-методическими и др. материалами не только преподавателей, ведущих обучение в их вузе, но и в любых других учебных заведениях как своей страны, так и за рубежом.
Таким образом, независимо от места жительства, социального положения, национальности и т. п. студенты получают равные возможности обучения, а также оперативного знакомства с новейшими достижениями науки и техники. Все это увеличивает их мотивацию к обучению и создает предпосылки к такой форме обучения, когда студент сможет сам выбирать не только учебные предметы, но и методы овладения знаниями, оригинальные авторские школы ведущих педагогов в стране и за рубежом и т.д.
Мы считаем, что в такой высшей школе будущего изменится значение очной, вечерней и заочной форм обучения.
Существующий опыт проведения дистанционного обучения за рубежом наглядно демонстрирует, в частности, возможность студенту-заочнику гораздо реже и на более короткий срок посещать вуз, при этом в значительной степени учитываются его индивидуальные возможности непосредственного посещения вуза для сдачи экзаменов и зачетов, получения необходимых консультаций, литературы и т.п. Студент может "получать" из вуза и "высылать" обратно необходимую машиночитаемую информацию в удобное для него время. Например, в вечернее или ночное время по сети электронной почты, что значительно упрощает и удешевляет этот процесс.
С помощью таких средств информатизации студенты могут также "пересылать" преподавателям видео и аудио записи выполненных ими контрольных заданий, что может иметь большое значение в вузе культуры и искусства, в том числе и при обучении на факультетах по специальностям культуроведения и народного музыкального творчества. Например, видеозапись прохождения студентом практики, осуществляемой практически по месту жительства или работы студентам. Этот метод позволяет студентам получать необходимую учебную информацию не "отрываясь от дома" при просмотре лекций преподавателей, записанных на магнитные носители, тем самым как бы незримо присутствовать на них.
Таким образом, информатизация гуманитарного образования с использованием дистанционного обучения позволяет эффективно, качественно и, одновременно, высококомфортно для студентов и преподавателей осуществлять обучение в соответствии с международными нормами. Но эта идея может быть успешно реализована при условии должного финансирования и координации работ специальным вузовским подразделением на основе разработанной и утвержденной концепции поэтапного развития и совершенствования деятельности вуза.