ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ:

ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

Любые, а тем более коренные, прогрессивные изменения в обществе непременно вызывают потребность совершенствования существующих форм обучения, а также появление совершенно новых форм обучения. Современные экономические условия жизни практически в любой стране на нашей планете характеризуются потребностью значительной части студентов всех форм обучения (дневной, вечерней и заочной) сочетать учебу с работой. Кроме того, некоторая часть населения, желающих получить высшее образование, лишена в той или иной степени возможности обучаться непосредственно в вузе, который они выбрали для получения необходимой им специальности.

К категории таких людей относятся, в первую очередь, инвалиды. Не менее актуальна эта проблема для служащих Вооруженных Сил, членов их семей и др. людей, которые по семейным обстоятельствам или иным причинам не могут отлучаться от мест проживания. Их бы в значительной степени устроило обучение на дому или по месту работы.

Данная проблема тревожила умы ученых и ранее. Более 7лет назад за рубежом появилось "дистанционное обучение". Эта форма обучения в течение нескольких последних лет поселилась на благодатной почве российских высших учебных заведений, несмотря, а быть может в связи с наитруднейшими экономическими условиями, в которых оказались современные отечественные вузы. Характерной особенностью данного вида обучения (обучение на расстоянии) является то, что студенту предоставляется возможность практически полностью самостоятельно в индивидуальном темпе получать необходимые ему знания в независимости от места расположения вуза. Посещение студентом учебного заведения, как правило, носит эпизодический характер и определяется потребностью выполнения тех функций, которые по тем или иным причинам не могут быть им осуществлены иначе. Необходимые учебно-методические материалы в печатной, видео-, аудио- и/или машиночитаемой форме, по желанию студента, выдаются ему на руки или пересылаются, например, с помощью электронной почты. Совершенно очевидно, что использование подобной формы обучения стало возможным, в первую очередь, благодаря современным достижениям научно-технического прогресса (в нашем случае - новые компьютерные технологии в образовании).

В ряде ведущих вузов России активно изучается зарубежный опыт в этой области и ведутся работы по его адаптации для использования в наших условиях. Однако первые опыты применения данного метода обнаружили значительные трудности его реализации, которые связаны в большей степени с отсутствием необходимых финансовых средств. Потребность в дополнительном финансировании связана не только с необходимостью приобретать дорогостоящие технические средства, но и с отсутствием соответствующих учебно-методических материалов и учебников, которые следует использовать в дистанционном обучении. На сегодняшний день вузы культуры не заявили в печатных органах о мероприятиях, которые они предпринимают или разработках, которые они ведут по организации этой формы обучения, являющейся не менее актуальны для профиля их специальностей и специализаций.

Более того, некоторые представители профессорско-преподавательского состава вузов культуры и искусства России высказывают мнение, что такое образование не может быть использовано, например, при обучении студентов хореографии и т.п. Другие - считают, что организация тиражирования необходимого для студентов количества учебно-методических материалов и является дистантным обучением. Ни то, ни другое решение, по нашему мнению, не может считаться справедливым. Во-первых, возможны различные варианты и при обучении соответствующим видам искусств. Например, получение необходимых профессиональных навыков в специализированных организациях (студиях, коллективах и т.п.) вблизи от дома, выезд преподавателей к месту проживания студентов, образующих некоторую группу в каком-либо регионе страны, получение консультаций с помощью услуг телеконференций, учебные видеофильмы и т.п. Во-вторых, новые формы обучения, а тем более дистантное обучение, требуют совершенно новых методов обучения и учебных пособий, например, электронных учебников с возможностью не выходя из конкретной компьютерной учебной программы получать необходимые справочные данные; выполнять рубежные и др. контрольные задания (компьютерные тесты); осуществлять самоконтроль (тренинг) пользуясь системой гипертекстовых связей и использовать собственную траекторию освоения знаниями в зависимости от выбранного типа обучения, специализации и квалификации и др. В связи с вышесказанным, мы считаем, что в настоящее время целесообразно провести исследования по определению области использования дистанционного обучения в вузах культуры и искусства, а также выявления его основных аспектов, в результате чего может быть разработана концепция дистанционного обучения в вузах культуры и искусства. На наш взгляд одними из важнейших являются технолого-экономические аспекты данной проблемы, а также проблема разработки соответствующих учебно-методических материалов и учебников. Далее будут рассмотрены некоторые соображения, связанные с решением данной задачи.

Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного обучения. Отставание России по количеству основного работоспособного населения в возрасте (25 - 60 лет), имеющего высшее образование усугубляется тяжелым положением образования в России вообще и высшего образования - в частности. Возросшее желание многих россиян наталкивается на ограниченные возможности вузов, а также различные обстоятельства, не позволяющие им получить высшее образование в выбранном ими вузе. Существующие в России формы вечернего и заочного обучения зачастую не оправдывают себя, так как в большей степени из-за принятого в нашей стране характера обучения, а также значительные трудности с обеспечением студентов этих форм обучения необходимыми учебно-методическими материалами и учебниками не могут обеспечить высокий уровень обучения. Студенты дневной формы обучения зачастую вынуждены работать .В настоящее время многие вузы ведут дополнительный набор студентов на платной основе в большей мере для того, чтобы сохранить потенциал высококвалифицированных профессорско-преподавательских кадров и имеющуюся материально-техническую базу. Специалисты подсчитали, что дистанционное обучение по индивидуальному графику, в удобное время и самостоятельно выбираемые сроки и последовательность обучения по месту жительства на платной основе оказывается для студентов выгоднее, чем периодические выезды в вуз на сессии, пересылку по почте учебно-методических и др. учебных материалов и т.п. Да и деньги эти вкладываются в обеспечение собственного будущего или собственного дела, значит есть основание полагать, что они будут потрачены с умом и не напрасно, а может быть и сэкономлены за счет более интенсивного (в более короткие сроки) обучения.

Кроме того, хорошо организованное дистанционное обучение может быть не только более эффективным, но и более комфортным для студента, а средства, получаемые за обучение студентов могут быть эффективно использованы на организацию качественного индивидуального обучения.

Несомненно, данная форма обучения вызывает потребность использования совершенной иных современных педагогических технологий. По нашему мнению, основное внимание при создании таких технологий следует обратить на выработку у обучаемых навыков логического мышления, умения работать с различными видами информации, подготавливать и принимать соответствующие решения. Это становится тем более актуальным, что студент обучается фактически индивидуально и ему зачастую не с кем посоветоваться. В этой связи технология обучения должна учитывать возможность работы студентов в информационных телекоммуникационных сетях как самостоятельно, так и в составе так называемых "виртуальных учебных групп".

При этом студенты не только приобретают необходимую им специальность, но и получают широкий спектр практических навыков работы с современными компьютерными системами, средствами оргтехники и связи, различными источниками и формами информации. Проблема разработки учебно-методических материалов и учебников для дистанционного обучения. В настоящее время известно, по крайней мере, три способа подготовки учебно-методических материалов:

    1. традиционный;
    2. создание электронных компьютерных учебников и тестовых компьютерных программ по отдельным учебным дисциплинам;
    3. создание полных электронных учебных материалов по всем учебным дисциплинам, образующих комплекс так называемый "электронный факультет".

Первый способ тривиален и широко известен поэтому не будем останавливаться на нем. Отметим лишь, что время появления нового учебного пособия составляет от полугода до нескольких лет; его модернизация - не менее.

Второй способ практически является составной частью третьего, поэтому рассмотрим его подробнее. Чтобы более точно его квалифицировать и описать необходимо провести соответствующие исследования, в процессе которых осуществить анализ имеющихся учебно-методических материалов и учебников с целью выявления наиболее пригодных для дальнейшего использования. Затем целесообразно определить формы организации и представления учебного материала для дистанционного обучения, базирующегося использовании современных компьютерных технологий в обучении и имеющегося в этой области отечественного и зарубежного опыта.

На основе полученных данных образуется группа преподавателей - авторов отобранных материалов, которым, совместно со специалистами по компьютерным программам и технологиям, поручается создание таких учебных материалов. Полагаем, чтобы данная работа должна оцениваться не только как научно-методическая работа преподавателей-энтузиастов, а должным образом профинансироваться, например, Министерством культуры Российской Федерации в рамках проведения НИР для вузов культуры или, в крайнем случае, на кооперативной основе, например, под эгидой учебно-методического объединения учебных заведений культуры и искусства России.

Следует отметить, что важной задачей, на наш взгляд, является разработка форм представления и контроля учебного материала. В первую очередь должна быть несомненно определены формы представления. Не вызывает сомнений, что подготавливаемый материал должен быть машиночитаемым, специальным образом структурированным и использовать дополнительные полезные функции (возможности), например, аудиовизуальные материалы и другие наглядные средства, позволяющие обучаемому комфортно и эффективно в индивидуальном темпе, используя определенный вариант обучения (траекторию), осваивать учебный курс. Основной учебный материал, наряду с машиночитаемым вариантом, может иметь и печатную форму, как более удобную для восприятия человеком текстового материала.

Следует включать в состав учебного материала словарь необходимых, используемых в тексте учебного пособия или учебника терминов; ссылки на рекомендованную литературу по темам отдельных занятий и заданий; список контрольных вопросов с указанием конкретных фрагментов учебного материала, в которых рассматриваются предложенные к ответу студентом проблемы. Важно использовать и тестовые задания, позволяющие студенту не только ответить на них, но и получить необходимые разъяснения по возникшим в процессе ответа проблемам.

Содержание учебных материалов должно быть компактным, выражающим основную сущность проблемы, так как все увеличивающиеся потоки информации требуют их оптимизации, а точнее минимизации, для комфортного восприятия ее обучаемым, а также уменьшения времени и расходов на ее передачу по линиям связи. В настоящее время получил широкое распространение объектно-ориентированный подход, используемый в информационных технологиях и, на наш взгляд, имеющий перспективы при создании современных машиночитаемых учебных материалов. Все, названные выше, предложения направлены на выработку формы организации учебного материала.

Окончательное решение может быть принято после апробации подготовленных для дистанционного обучения компьютерных учебно-методических материалов со студентами всех форм обучения.

Рассмотрим возможный вариант методики для проведения занятий со студентами дневной формы обучения.

В качестве примера может быть предложен следующий вариант проведения лабораторных, семинарских и т.п. работ:

    1. Основной (ключевой), в сжатом виде текст по теме ссылками на его более полное представление в учебных материалах и используемую литературу.
    2. Цель проведения занятия, основные вопросы темы, средства реализации.
    3. Алгоритм выполнения задания.
    4. Основные вопросы по проделанной работе.
    5. Предложение составить алгоритм ответа.
    6. Контроль усвоения темы.

Каждое подобное задание обычно следует рассчитывать на двухчасовое занятие. Студентам предварительно предлагаются индивидуальные задания, не имеющие аналогов среди других подобных заданий. На конкретном семинарском и т.п. занятии студен должен представить преподавателю собственный вариант решения выданного ему ранее задания. Следующее занятие может быть посвящено разбору принятых студентами решений, выявлению характерных ошибок, осмыслению подходов к правильному решению заданий, а также выдаче студентам индивидуальных заданий на следующее занятие. Окончание изучения любой темы курса целесообразно завершать рубежным контролем с помощью соответствующих компьютерных тестов, нацеленных, в первую очередь, на выявление конкретных знаний студента по теме и умение его логически мыслить, принимать самостоятельные решения.

Полученные результаты следует оценивать одновременно в традиционной пятибалльной системе и с помощью широкой шкалы баллов (десятки и сотни баллов), позволяющей более точно ранжировать знания каждого студента как по отдельным, ключевым, вопросам, так и по всей тематике учебной дисциплины. Полученные результаты несомненно позволят не только совершенствовать собственно учебный процесс, но и создавать учебно-методические материалы для дистанционного обучения. При таком способе проведения учебных занятий даже при дневной форме обучения общее количество лекционных занятий может быть сокращено за счет увеличения числа семинарских, мелкогрупповых, индивидуальных и др. занятий.

Очевидными становятся проблемные лекции, а также вводные, установочные и заключающие курс. При этом обучение студентов становится более индивидуальным и большее значение приобретают также консультации, зачеты, экзамены, курсовые и дипломные работы. Очевидным является потребность вузов в необходимом количестве компьютерных технических и программных средств, в освоении профессорско-преподавательским составом современных компьютерных технологий вообще и обучения в частности, в соответствующей подготовке студентов буквально с первого курса обучения в вузе (знание основ компьютерной грамотности).Следующим этапом создания необходимых учебно-методических материалов является их корректировка на основе полученных результатов при их апробации.

Продолжительность опытной эксплуатации не может быть менее одного года, хотя правильнее было бы ее осуществлять в течение 2-3 лет. Параллельно, начиная даже с первого года создания учебно-методических материалов нового типа, может вестись подготовка их компьютерных версий с целью использования при всех формах обучения и ориентации на дистанционное обучение. Этот процесс не менее важен, а также не менее труден.

Создание программно-технических комплексов дистанционного обучения, кроме финансирования, требует определенных усилий, направленных на проведение исследований, т.е. создание прототипов (моделей) организации телеконференций и т.п. для в так называемом режиме "On Line" в непосредственном контакте с одним или несколькими студентами одновременно (группой студентов) осуществлять обучение, консультации, контроль знаний и т.д.

Таким образом, мы попытались наметить основные аспекты решения проблемы дистанционного обучения вообще и в вузах культуры и искусства в частности. Не вызывает сомнения, что данная форма обучения займет достойное место в ряду других существующих форм, а может быть и вытеснит их в дальнейшем. Так, ряд зарубежных специалистов полагает, что в 21-м веке высшие учебные заведения преобразуются в "медиа-университеты", т.е. организации, объединяющие преподавателей и студентов физически удаленных друг от друга на разное расстояние и общающихся с помощью специальных технических и программных средств через различные средства связи, а основной формой общения между ними будут телеконференции и дистанционное обучение. Значит эта проблема весьма актуальна и надо спешить внедрять данную форму обучения в высших учебных заведениях.

Hosted by uCoz