ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ
– СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫДОКУМЕНТОВ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Современный книжный бум, что это: рост популярности книг или временное явление? Многих исследователей волнует эта проблема. Не секрет, что большинство издаваемой литературы (в т.ч. учебная) и периодические издания во всем мире в настоящее время выходят в свет пройдя подготовку с использованием компьютерных технических и программных средств, т.е. оригинал-матеты изданий в издательствах создают и хранят в машиночитаемой форме. Ряд западных издательств предлагают отдельным пользователям и организациям, например, библиотекам приобретать периодическую литературу на машиночитаемых носителях (дискетах и лазерных дисках). Более того, на CD-ROM появляются энциклопедии, различные сборники, обучающие и игровые программы. Эта продукция, наряду с традиционной книжной и журнальной продукцией, появляется и в нашей стране. Ряд, главным образом, компьютерных периодических отечественных издательств предлагают свои издания на машинных носителях.
Таким образом, наблюдается эффект одновременного (параллельного) существования литературы на традиционном бумажном носителе и в машиночитаемой форме. Очевидно этот период можно отнести к этапу широкомасштабного перехода от одной формы хранения информации к другой. Подтверждением тому являются многочисленные статьи и выступления представителей различных отраслей наук и стран о необходимости сокращать бумажные технологии, сберегая при этом природу, наше здоровье и т.д.
Процесс подготовки электронных (машиночитаемых) изданий вызвал к жизни изменение собственно издательского процесса, потребовал участия в нем специалистов, способных не только организовать и обеспечить его, но и создавать электронные издания, а также обучать работе с ними. Имеется ввиду технологический процесс подготовки таких изданий. Новая форма издания предполагает организацию документов таким образом, чтобы наиболее полно и эффективно их можно было использовать предоставляя пользователю возможность не просто читать или распечатать текст, но и выбирать его фрагменты, иллюстрации, осуществлять различные сортировки текста и разные виды поиска его фрагментов с помощью ссылок, сносок, ключевых слов и другого справочного аппарата, которые специальным образом организованы (гипертекстовые системы), а также прослушивать и просматривать информацию, имеющую непосредственное или косвенное отношение к данному тексту. Совершенно очевидно, что такая форма предоставления информации имеет весьма широкий спектр возможностей, более полно раскрывает содержание документа, может успешно использоваться в учебной и исследовательской деятельности индивидуума. Так, созданный впервые в России на CD-ROM набор материалов, посвященных жизни и деятельности А.С. Грибоедова, содержит не только полные собрания его сочинений в различных вариантах, но и более 200 статей, научных исследований, др. материалов, ему посвященных, а также удобно сгруппированный обширный справочный текстовый и фото материал (более 100 фотографий), который стал доступен пользователю благодаря встроенной специально разработанной гипертекстовой системе. Данное издание достаточно дорогостоящее; оно ориентировано в первую очередь на круг специалистов, исследователей и любителей творчества Грибоедова. Однако, по утверждению авторов, в несколько другом (более дешевом) варианте оно предполагается для распространения среди различных учебных заведений, музеев и отдельных пользователей.
Конечно, это далеко не предел. И хотелось бы иметь такую “электронную книгу” с озвученными текстами, сценами из спектаклей, фильмов, другой аудио- и видео информацией. В этой связи следует отметить, что реализация подобных проектов возможна на базе специально созданных коллективов, состоящих не только из известных специалистов в названных областях искусств, но и специалистов компьютерных и технических средств. Имеются ввиду не только программисты и специалисты по вычислительной технике, а также специалисты, которые, обладая необходимыми знаниями в области электроники и готовящегося издания, могли бы гармонично связывать отдельные его элементы в единую стройную систему (гипертекст и т.п.).
Оценивая свои возможности и потребности общества в таких специалистах МГУК предполагает в 1996/1997 учебном году осуществить набор абитуриентов с целью обучения их не только работе с гипертестовыми, экспертными, мультимедийными и т.п. технологиями для создания электронные издания, но и внедрению, использованию этих изданий на базе сетевых технологий в различные организации, обучению пользователей их эксплуатации и т.п.