ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ И БИБЛИОТЕКА
Обычно под электронными изданиями понимают информацию, которая подготовлена, считывается, распространяется и хранится в машиночитаемой форме и может быть при необходимости распечатана с помощью электронной техники.
Большинство современной литературы и периодических изданий в мире выходит в свет на основе технологии создания электронного оригинал-макета. Многие зарубежные специализированные фирмы предлагают отдельным пользователям, организациям, информационным центрам и библиотекам приобретать литературу на лазерных дисках и других машинных носителях информации. Так, на CD-ROM выпускаются различные сборники компьютерных, обучающих и игровых программ, энциклопедии, справочники, базы данных и т.п. Последние несколько лет эта продукция отечественного и зарубежного производства получает все более широкое распространение и в нашей стране.
Важное значение имеет определение роли библиотеки, библиотечного работника в ряду неоднозначных последствий, возникающих в результате любого нововведения, в том числе и при появлении электронных изданий. Не вызывает сомнений, что такие издания в дальнейшем все более будут приобретаться библиотеками. В настоящее время практически стихийно формируются методы организации фондов, хранения и обслуживания читателей информацией на такого рода носителях. Очевидно, возможны разные формы предоставления пользователям электронных изданий: от традиционного - выдача читателю на дом на определенный срок до организации работы пользователей с ними в библиотеках. К примеру, в библиотеках могут быть организованы групповые просмотры, прослушивания машиночитаемой информации, “круглые столы”, диспуты и т.п. с использованием средств мультимедиа. Библиотека также может организовать выход в глобальные вычислительные сети (Internet и др.) для поиска обеспечения читателей необходимой библиографической, полнотекстовой и прочей информацией. При этом возникает проблема, обусловленная тем обстоятельством, что самим библиотекарям, кроме решения организационных и финансовых проблем, необходимо будет достаточно хорошо овладеть новыми компьютерными технологиями. Эта парадигма обусловлена главной ролью библиотекаря – консультанта, посредника, организатора обеспечения читателей информацией, будет пропорциональна уровню его знаний в области компьюникации, умению получать и извлекать электронную информацию. Таким образом, под воздействием проникающих в библиотеки новых форм изданий меняется профессиональная сфера деятельности библиотеки и библиотечного специалиста, его модель поведения с читателями. По мнению специалистов изменения в сторону усложнения выполняемых библиотекарями работ для предоставления более широких возможностей читателям в получении разнообразной информации вполне по силам библиотекам. Имеется в виду, что, несмотря на применение более сложной материально-технической базы, справочно-информационного обслуживания и финансовых операций с читателями по оплате различных услуг, физическая форма электронных носителей информации вряд ли способна координально трансформировать такие основные библиотечные процессы, как: комплектование, хранение, выдача и т.д. Она может лишь видоизменить их.
Следовательно, в контексте радикальных изменений, происходящих под воздействием электронных изданий, в библиотеках необходимо осуществлять постепенную адаптацию библиотекарей к работе в новых условиях, в том числе и по обслуживанию читателей, проводить ее внимательно и грамотно с учетом всех существующих технических и социально-психологических реалий.