ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
КАК КОМПЛЕКС И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Алешин Леонид Ильич
Не секрет, что в последние пять–десять лет, технические средства обучения (ТСО) находят широкое применение во всех видах и формах обучения. Расширяется ассортимент, методы и способы их применения. Накоплен опыт их организации и эффективного применения на всех ступенях непрерывного обучения на протяжение всей жизни человека (от школьного, а порой и детсадовского, до пенсионного возраста).
Эти обстоятельства позволяют идентифицировать ТСО не только как средство сопровождения учебного процесса, но и как самостоятельную учебную дисциплину. изучение которой необходимо не только специалистам педагогического профиля. Содержание (сущность) ТСО в рамках рассматриваемых аспектом можно представить в виде следующих компонент: 1) педагогическая; 2) техническая или программно-техническая; 3) технологическая; 4) человеческие ресурсы; 5) информационные ресурсы и др.
Психолого-педагогические аспекты опираются на концепцию современного учебного процесса, ориентированногно на максимальное раскрытие возможностей (потенциальных и др.) обучаемых, способности их самостоятельно добывать необходимые знания и оперативно принимать правильные, в том числе управленческие, решения. Они “задают” требования к формированию парка ТСО, необходимых для реализации различных форм современного учебного процесса.
Исходя из этих целей и задач, а также учитывая финансовые и другие возможности в данной сфере деятельности, приобретаются и (или) арендуются, монтируются и модернизируются ТСО, необходимые соответствующим учебным заведениям. Одновременно обучается работе с ними обслуживающий персонал и педагогический состав соответствующих учебных заведений.
Эффективное использование ТСО требует разработки методов их применения в каждом конкретном случае, в том числе ориентированных на реализацию порой уникальных авторских программ обучения. Таким образом, могут иметь место как универсальные (как правило, фрагменты и компоненты) технологии, так и уникальные их составляющие. Чаще всего это гибридные технологии, гармонично сочетающие универсальные (типовые) и уникальные компоненты.
Поскольку есть ТСО и методы их использования, должны быть:
1) физические, человеческие ресурсы, то есть специалисты, способные формировать комплексы ТСО и эффективно их использовать в учебном процессе;
2) профессорско-преподавательский состав, активно участвующий в разработке методов обучения с использованием современных ТСО, а также не менее активно использующий их в повседневной профессиональной деятельности. Сюда следует отнести тьюторов.
Методы обучения, учебно-методическая литература, контрольные задания, учебные планы, различные базы данных учебного характера (в том числе с результатами, достигнутыми обучаемыми в процессе обучения и т.п.) представляют собой информационные ресурсы учебного процесса, доступ к которым обеспечивается дифференцированно в зависимости от назначения хранящихся в базах данных электронных информационных ресурсов.
Таким образом, совершенно очевидно, что ТСО – это не просто набор некоторых аппаратно-программных средств от случая к случаю используемых в учебном процессе. Это и учебная дисциплина, преподаваемая главным образом в педагогических вузах, претендующая на статус научной дисциплины (при соответствующей её разработке.
Рассматривая ТСО как учебную дисциплину, следует отметить, что это широкое поле для проведения научных исследований, а следовательно – разработки эффективных методов их организации и использования. К сожалению, приходится констатировать, что в большинстве случаев использование (да и выбор) технических средств обучения носит несистемный (хаотический) характер, что не может способствовать развитию данного направления. Целесообразно объединить имеющийся передовой опыт отечественных и зарубежных специалистов с тем, чтобы сформировать научно-обоснованные методы обучения с помощью ТСО и эффективного использования их в современном учебном процессе, ориентированном на подготовку специалистов, способных самостоятельно принимать правильные управленческие решения, самосовершенствоваться (в том числе используя различные формы и методы обучения, например, дистанционное обучение), работать по специальности практически в любых зарубежных странах. Последнее обстоятельство ориентировано на сертификацию и лицензирование, в частности вузов с целью получения обучаемыми дипломов, признаваемых в других странах мира. В реализации этой концепции всё более значительную роль играют ТСО.
Важным аспектом является наполнение учебного курса, посвященного изучению ТСО. Однако эта проблема выходит за рамки заявленной темы и в значительной степени относится к компетенции соответствующих учебных заведений. Здесь же предлагается в рамках дискуссии рассмотреть подходы к современной классификации ТСО. Это важный аспект любой учебной и научной дисциплины не получил достойного освещения и, соответственно, решения в отношении ТСО.
Итак, всегда м обучается можно выделить два основных вида: универсальные и специальные ТСО. Следует отметить, что в России специальные ТСО ныне практически не производятся, а за рубежом их спектр не велик. В отношении универсальных ТСО заметим, что практически все они зарубежного производства.
При рассмотрении ТСО следует учитывать такие их параметры, как: мобильность (переносимость или перевозимость – габаритные размеры и вес, а также возможность изменения конфигурации); функциональность (возможность широкого применения); возможность работы в различных климатических условиях и освещения; надёжность (в том числе гарантийный срок службы – моральное и физическое старение) и др.
При их приобретении обращают внимание на соотношение качество/цена, при этом далеко не всегда целесообразно приобретать очень дорогие устройства и системы, так как моральное старение их составляет обычно от двух до пяти лет. К ТСО будем относить аудиовизуальные технические средства. Обычно любые технические средства делятся на: механические, электрические, электромеханические, электронные, электронномеханические, оптические и др.
В нашем случае вряд ли стоит говорить о механических и электромеханических устройствах. Остальные имеют место быть и подразумевают технические средства записи и воспроизведения аудиовизуцальных данных (см. Алешин Л.И. Аудиовизуальные технические средства в библиотеке…–М.: Профиздат; МГУКИ, 2001.). При этом к системам и устройствам воспроизведения можно отнести средства информирования и проекции.
Важным аспектом использования ТСО являются средства распространения (передачи и приёма) данных, необходимые для осуществления учебного процесса. Это могут быть учебная или иная аудитория, телекоммуникации и др. Последние означают проводные и беспроводные системы связи и интернет.
Таким образом, можно утверждать, что ТСО – это не просто комплекс технических средств, необходимых для проведения учебного процесса; важный аспект любого современного учебного процесса. Эффективное их использование возможно при условии тщательной разработки необходимых инструктивных материалов, проведения научных и практических мероприятий (исследований). Значит, ТСО выступают в роли (качестве) учебной дисциплины, формирование которой должно привести к созданию соответствующего научного направления.
Стр. 9~12~1 - 9~12~2