МЕДИАТЕКА –
интерактивная среда подготовки высококвалифицированных
специалистов
(из материалов конференции EVA'2001 на русском языке) |
(из журнала "Электронные библиотеки" Вып 3 за 2002 г.) | (английская версия текста) |
В современном образовании всё более широко используются возможности создания интерактивной образовательной среды для подготовки специалистов новой формации, способных самостоятельно творчески мыслить, формировать и реализовывать принимаемые решения. Такая парадигма базируется на использовании современных методов и способов обучения, увеличении часов на самостоятельное освоение обучаемыми различных учебных
дисциплин, что способствует лучшему усвоению ими изучаемого материала.Сегодня весьма важно создать в вузе условия, для наиболее полного удовлетворения студентов и преподавателей необходимой им информацией. Не приходится рассчитывать на решение данной проблемы, опираясь на использование только имеющихся в библиотеке фондов (коллекций). Практически ни одна библиотека (особенно учебная) не способна удовлетворять всё возрастающие потребности пользователей в информации. По нашему мнению, лишь объединение информационных ресурсов на различных носителях информации, имеющихся в собственных фондах, других библиотеках и информационных центрах на базе специально организуемых структур и помещений может позволить эффективно решать данную задачу.
Важным элементом новой системы образования является переход вузовских библиотек на широкомасштабное использование новых информационных (компьютерных) технологий (НИТ). Главным условием обслуживания пользователей является расширение возможностей справочно-библиографической работы. Основной задачей справочно-библиографических служб был поиск сведений о документах. В электронной среде речь, как полагают некоторые специалисты, идёт о работе непосредственно с текстом. При этом они рекомендуют определить предполагаемый контингент пользователей, от кого зависит содержание фонда электронных документов; разработать критерии отбора документов; осуществлять описание и каталогизацию электронных документов в соответствии с книжными оригиналами; обеспечить сохранность информации, гарантии её постоянного и бесперебойного представления пользователям; проводить учёт электронных документов, а также мониторинг спроса в продолжительном временном интервале и др. (1)
Одной из составляющих НИТ в научных библиотеках различных учебных заведений могут стать качественно новые подразделения – медиатеки. В 1999 году в библиотеке Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) была открыта медиатека. Её реализация может быть успешной лишь в том случае, когда у создателей такой структуры (среды) имеются продуманный план действий и чёткое представление о возможных результатах организационных, методических и технологических действий. Мы полагаем, что медиатека – это среда, в которой пользователи могут комфортно и эффективно работать с различными информационными ресурсами (печатные издания и листовые материалы, аудио- и видеоданными, машиночитаемая информация), находящимися как в самой библиотеке, так и за её пределами.
Использованные подходы к её организации, оснащению и эффективному функционированию помогли создать место (среду), в котором приятно быть и комфортно работать; структуру, позволяющую дополнить, разнообразить основные методы обучения в вузе, использовать имеющиеся в мировом пространстве знания, улучшая тем самым подготовку высококвалифицированных специалистов различного профиля. Концепция медиатеки РГГУ подразумевает создание комплексной структуры, сочетающей функции читального зала с фондом на нетрадиционных носителях и информационного центра, обладающего источниками информации на любых видах носителей. Все компьютеры медиатеки (21 ПК) соединены в локальную сеть, сервер которой непосредственно расположен в медиатеке. Он подключён к серверу библиотеки, который, в свою очередь, включён в общую сеть вуза (Интранет), имеющую свой сайт и, соответственно, высокоскоростной выход в Интернет. Формируемые ресурсы на компактных оптических дисках (274 наименований), аудио- (16 наименований) и видеокассетах (170 наименований), доступны всем пользователям медиатеки.
Сотрудники медиатеки предоставляют возможность пользователям самостоятельно вести поиск необходимых им информационных ресурсов, оказывают различные информационные услуги, а также консультируют их при работе с имеющимися в медиатеке, в том числе собственной генерации, ресурсами. При этом в автоматизированном режиме осуществляются запись пользователей в медиатеку, учёт посещаемости и использования информационных ресурсов, сбор и обработка других статистических данных. В медиатеке соединились традиционные справочные и периодические издания с широким спектром подобных машиночитаемых материалов, баз данных (БД), различных аудио-, видео- и мультимедийных данных, доступ к которым обеспечивается как непосредственно в самой медиатеке, так и в Интернет с помощью установленных в ней компьютеров. Её сотрудники выполняют комплекс информационных услуг, в т.ч. по копированию и распечатке информации.
Формирование информационных ресурсов медиатеки – важная и нетривиальная задача – осуществляется в соответствии с образовательными и научными программами университета.
Чтобы читатель не утонул в море информации, ему необходимо предоставить удобные каталоги для поиска интересующих его сведений. Создать каталоги по всем темам сразу невозможно, поэтому задача библиографа – определить направления запросов основного контингента пользователей, проанализировать возможности Интернета и произвести содержательный отбор по всем параметрам – целевое и читательское назначение БД, научная значимость, актуальность и т.д. Основная проблема сводится к определению частей фонда библиотеки, на которые можно предположить наличие активного и устойчивого спроса в течение длительного времени. Важно организовать перевод в электронную форму научно значимых публикаций или их фрагментов. Таким образом формируется своего рода энциклопедия современных знаний, материал в которой постоянно обновляется. (2)
Мы считаем, что коллекция медиатеки должна состоять из периодических изданий, справочников, учебно-методических пособий, а также различных информационных ресурсов, генерируемых в вузе или получаемых тем или иным путем из других источников. В качестве собственных библиографических, полнотекстовых и мультимедийных информационных ресурсов, предлагаемых пользователям, могут быть БД трудов профессорско-преподавательского состава, дипломных работ и диссертаций, защищенных в РГГУ, учебные программно-методические материалы, выпускаемые кафедрами и издательством вуза, библиографические БД фонда библиотеки и др. материалов, в т.ч. электронный каталог, тематические БД статей из периодических изданий. Также представляют интерес различные справочные, инструктивные и информационные документы (инструкции, буклеты, памятки и др.), мультимедийные учебные материалы. Практически все эти ресурсы имеются и актуализируются в РГГУ. Так, медиатека обладает БД РКП, ИНИОН, ВИНИТИ, “ASIA PLUS”, “British Humanities Index Plus”, “World Bibliographical Index” и др. С правовой БД “Консультант+”, установленной на сервере медиатеки, пользователи могут работать не только в самом помещении медиатеки, но и на любом удалении от него.
Следует иметь в виду, что все эти информационные ресурсы могут и должны быть в медиотеке одновременно на различных, порой альтернативных, носителях. Например, энциклопедии предлагаются пользователям как в традиционной печатной форме, так и на компакт-дисках. Работники медиатеки должны предоставить возможность пользователям оперативно обратиться к такой энциклопедии в интерактивном режиме. При этом она может быть расположена не только в медиатеке, но и на некотором сайте, например, её создателя.
Широкое распространение в учебном процессе находят аудиовидеоматериалы, которые также должны найти свое достойное место в медиатеке. Они, конечно, являются дополнительными материалами для более эффективного усвоения учебного материала. С другой стороны, они позволяют обучаемым более интенсивно формировать необходимые знания. Для этого следует создать несколько рабочих мест для просмотра видеоданных, а также аудиоинформации. Для работы с последней не обязательно оборудовать стационарные рабочие места – можно использовать аудиоплейеры, с которыми пользователя медиатеки могут спокойно перемещаться внутри неё. В медиатеке имеется 62 посадочных места, из которых 4 рабочих места для работы с видеодокументами. Предоставляемые пользователям 4 аудиоплейера не требуют жёсткозакрепленных посадочных мест. Такое решение позволяет более эффективно использовать аудиотехнические средства и помещение, так как пользователь может разместиться на любом свободном и удобном для него месте, где возможно работать с книгами, журналами и др. материалами. Таких мест в медиатеке 43. Предлагаемые пользователям аудиовидеоматериалы в основном представляют собой учебные пособия по изучению иностранных языков, художественные и научно-популярные фильмы и др.
Следующим важным аспектом является организация поиска необходимых информационных ресурсов пользователями медиатеки. Всё более сложные запросы поступают от них. Практически невозможно или весьма затруднительно удовлетворить такие запросы обычным способом. При этом в значительной степени меняются функции и характер справочно-библиографической работы – появляется возможность наиболее полно отвечать на тематические запросы пользователей, включая использование имеющихся в мире информационных ресурсов. В этом случае приходится решать несколько задач. С одной стороны, кроме знания фондов библиотеки и основ библиотечно-библиографической деятельности, работники медиатеки должны уметь хорошо работать на ПК с необходимыми пользовательскими программами (особенно браузерами), обучать работе с ними и (или) консультировать
приходящих в медиатеку пользователей с тем, чтобы последние в большинстве случаев могли самостоятельно сформировать поисковый образ запроса и осуществить поиск необходимой им информации в локальных или удалённых базах и банках данных. С другой стороны, работники медиатеки должны уметь работать с отечественными и зарубежными поисковыми машинами для поиска и отбора необходимых информационных ресурсов и формирования инструментов, позволяющих им эффективно выполнять заявки пользователей, а пользователям – быстро находить в Интернете необходимые им данные. В этих случаях наблюдаются процессы интерактивного взаимодействия работников медиатеки с информацией и её пользователями. Наконец, с третьей стороны – целесообразным является создание в библиотеке (медиатеке) информационного портала, на котором будут размещаться как устанавливаемые заранее собственные или других организаций информационные ресурсы, представляющие интерес для основной массы пользователей, так и дополнительные данные, которые, по мнению специалистов, могут быть актуальны. Последние могут появляться в результате изысканий работников библиотеки (в том числе осуществления ими ИРИ), поисков в Интернете, рекомендаций авторитетных специалистов. На первых порах эту задачу можно решить, создав специальные страницы на сайте библиотеки, которые работники библиотеки и (или) медиатеки будут постоянно актуализировать. В дальнейшем, размещая данные на информационном портале, можно подключить к нему программы-роботы, которые будут постоянно осуществлять поиск необходимых информационные ресурсов, копировать их в соответствующие каталоги, актуализировать и т.п.Несомненно, функционирование такой структуры может быть эффективным не только если удаётся найти и подготовить соответствующим образом помещение, оборудовать его необходимыми программно-техническими средствами и оргтехникой. Важнейшим аспектом является человеческий фактор, т.е. формирование такого штата сотрудников, которые могли бы наиболее эффективно использовать имеющиеся средства, материальные и информационные ресурсы. Это достаточно сложная задача (порой не менее трудоёмкая, чем решение двух предыдущих). Как правило, подобные службы формируются на базе справочно-библиографических и т.п. подразделений библиотек, в которых основу составляют библиографы. В этом случае к ним будут предъявляться требования не только уметь высоко квалифицированно работать с библиографическими данными, создавая и предлагая пользователям собственные библиографические данные. Они должны обладать необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в области применения НИТ; быть контактным и коммуникабельным (уметь доброжелательно работать с пользователями, стараться заранее угадать возможные их потребности, корректно предлагать их, консультировать по вопросам поиска необходимых данных и т.п.); хорошо уметь работать на компьютере, в т.ч. с основными пользовательскими программами, базами и банками данных, поисковыми машинами в Интернете; находить и создавать собственные необходимые машиночитаемые информационные ресурсы; стремиться повышать свой профессиональный уровень, постоянно расширяя сферы и возможности в области максимального удовлетворения потребностей пользователей.
Приходится констатировать, что при этом растёт нагрузка на работников медиатеки, увеличиваются штаты, в которые включают специалистов по НИТ (инженеров и техников, технологов, программистов и др.), требуется решать проблемы технического обслуживания всё возрастающего парка компьютерной техники и т.п.
Найти готовых подобных специалистов практически невозможно. Поэтому ещё одной задачей библиотек, формирующих подобные подразделения, является организация постоянного обучения работников созданию и использованию НИТ для удовлетворения всё возрастающих потребностей пользователей. Немаловажным является участие специалистов в различных конференциях, семинарах, “круглых столах” и т.п., а также обмен опытом с коллегами по обозначенным проблемам. Подобные мероприятия можно полностью или частичном проводить на базе существующих медиатек с тем, чтобы они были более предметны и эффективны.
Следует заметить, что библиотеки (медиатеки) в вузах могут и должны стать составляющей дистанционного обучения (ДО). При этом проблемы ДО касаются не только преподавателей и студентов вуза, связанных с этой формой обучения. Библиотекари должны принять активное участие в данной работе, так как они не только могут хранить и предоставлять пользователям (в том числе удалённым) необходимые им учебно-методические и иные учебные и информационные материалы по изучаемым в вузе дисциплинам, но и сами могут стать обучающими или обучаемыми. Последнее касается не только повышения квалификации, но получения первого или второго высшего образования, необходимого соответствующим работникам библиотеки для высококвалифицированного обслуживания пользователей с учётом достижений научно-технического прогресса и имеющего место процесса формирования информационного общества. Здесь также наблюдается интерактивная составляющая и среда подготовки высококвалифицированных специалистов.
Хочется отметить, что эффективное использование информационных материалов студентами возможно при условии, что они хорошо владеют не только компьютером и соответствующими программами, но обладают знаниями по работе в библиотеке и с библиографическими данными. С этой целью целесообразно регулярно (интерактивно) проводить с ними цикл занятий по основам библиотечно-библиографических знаний, например, со всеми студентами первого курса вуза. Последнее позволит им не только самостоятельно ориентироваться в справочно-поисковом аппарате библиотеки, но и грамотно составлять списки использованной литературы при выполнении рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. Возможно создание некоторого электронного учебного и, одновременно, справочного пособия, позволяющего пользователям самостоятельно интерактивно изучать данные проблемы и получать ответы на наиболее часто возникающие вопросы. Ответы на редко встречающиеся вопросы могут быть достаточно оперативно организованы специалистами библиотеки путём создания открытой для любых пользователей электронной конференции, расположенной на сайте библиотеки.
Таким образом, можно констатировать, что медиатека РГГУ позволяет своим пользователям (в первую очередь, студентам) комфортно и эффективно овладевать НИТ, современными техническими средствами информатизации, навыками работы с различными информационно-поисковыми системами, локально и удалённо использовать электронные каталоги, базы и банки данных отечественных и зарубежных библиотек и информационных служб с целью получения новых знаний, самосовершенствования в области изучаемых дисциплин, и, тем самым, представляет собой интерактивную среду подготовки высококвалифицированных специалистов.