Алешин Л.И.


НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ:
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ


Новые (в большей степени компьютерные) технологии обучения отличаются от традиционных двумя основными компонентами:
1) использованием компьютерных программно-технических средств;
2) применением новых методов обучения.

Например, с помощью специальных компьютерных программ-тренажеров можно имитировать производственные процессы. Таким образом, обучаемые могут получать и совершенствовать свои навыки выполнения определенных операций и процедур.

Если в отношении первой составляющей можно уверенно сказать, что имеется много вариантов её реализации, то вторая еще недостаточно разработана и имеет малую вариативность. Фактически используемые в настоящее время методы ориентированы на предоставление обучаемым электронных учебных пособий, организацию компьютерного контроля их знаний или способствуют формированию иллюстративной составляющей обучения, т.е. являются дополнительными графическими, текстовыми, в редком случае мультимедийными данными. Они несомненно, способствуют лучшему восприятию студентами изучаемого материала.

В этой связи следует отметить, что для совершенствования учебного процесса представляет интерес организация видеозаписи различных форм учебных занятий.

В области культуры такие учебные материалы единичны, хотя на практике создаётся множество видеодокументов, которые после соответствующей обработки могут широко использоваться в обучении. Что касается видеозаписи лекций, семинарских и т.п. занятий, проводимых ведущими специалистами в области культуры вообще и библиотечно-информационного дела в частности, то автору не удалось обнаружить упоминание о них в отечественной профессиональной печати, а также их физические реализации.

Между тем это – важная и достаточно понятная многим специалистам задача, о чём свидетельствуют эксклюзивные обсуждения данной проблемы. Так, ещё в 1996 г. автором было предложено проводить запись учебных занятий силами кино-фото факультета Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ). Идея получила одобрение, но в силу субъективных обстоятельств не была реализована.

Формирование коллекций видеозаписей учебных занятий и выступлений ведущих специалистов культуры важно не только, чтобы совершенствовать все виды и формы обучения, увековечить образы и мысли ведущих отечественных специалистов культуры. Это и задача сохранения культурного наследия страны. К сожалению, многие известные специалисты ушли от нас так и не оставив о себе видеопамяти, например, не удалось на видео запечатлеть проведение учебных занятий крупнейшим отечественным специалистом библиотечного дела К.И. Абрамовым. Остались лишь любительские записи его выступлений на международных библиотечных конференциях, проводимых в конце ХХ в. в МГУКИ.

Технология видеозаписи подобных мероприятий тривиальна. В общем случае она не требует серьёзной подготовки и режиссерской работы. Видеозапись может осуществляться студентами в качестве курсовых и дипломных работ, а также аспирантами и преподавателями кафедр, ведущих обучение специалистов в сфере кино и телевидения. Предпочтительно, чтобы для выполнения таких работ, особенно студентами, были разработаны определенные методы и приёмы. Однако, в первую очередь, важно создать качественные видеодокументы, сохранить их для потомков, а монтаж, эффекты и др. элементы формирования видеопродукции могут быть осуществлены и позднее. Вузам, имеющим подобные кафедры, не составляет труда организовать и вести эту работу. Другие вузы могут, например, воспользоваться их услугами.

Целесообразно привлекать к созданию подобных материалов специалистов различных областей знаний, особенно профессионалов предметных областей, для которых готовятся учебные видеоматериалы.

Современные технологии позволяют не только осуществлять видеозапись, но и сразу же или затем производить оцифровку отснятого материала. Использование цифровых видеокамер предоставляет возможность моментально просматривать отснятый материал и, при необходимости, – оперативно осуществлять повторные съёмки неудавшихся фрагментов, например, из-за неправильно поставленного света, неудачного ракурса и др.

Видеоданные учебного характера могут широко использоваться для всех форм обучения. В подобном или переработанном с помощью монтажа виде они представляют интерес не только для специалистов, но и широкого круга отечественной и зарубежной общественности, так как проблемы, обсуждаемые специалистами культуры, зачастую социально значимы, важны и интересны социуму. Так, например, фрагменты выступления профессионалов в области музыки, театра, кино и т.п. могут многократно использоваться в различных программах радио, телевидения и др.

Применение видеоматериалов учебного характера, особенно в культуре, позволяет индивидуально изучать лучшие образцы культуры, отражающие мастерство и позицию ведущих отечественных и зарубежных специалистов.

Таким образом, важным средством новых информационных технологий обучения является учебное кино (аналоговое и цифровое видео). Ныне оно приобретает более демократичные формы, аудиторно и внеаудиторно доступно широкому кругу обучаемых. Нужно широко использовать в учебном процессе возможности этого средства. Лекции и другие учебные занятия, записанные на видеокассеты или оцифрованные и хранящиеся в электронной памяти, предоставляют возможность индивидуумам использовать их совместно или индивидуально, а, следовательно, комфортно изучать преподаваемые в вузе дисциплины в удобное для них время.

Hosted by uCoz