ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КВАЗИСЕТИ ВУЗОВ РОССИИ – ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Одна из важнейших проблем высшей школы – создание разветвленной информационной среды, позволяющей эффективно решать задачи совершенствования организации учебного процесса и собственно обучения. Обмен информацией в данном случае подразумевает наличие систем, обладающих информационными ресурсами, оперативная связь с которыми может осуществляться посредством использования различных средств коммуникации.

Основными подобными системами в высшей школе являются внутривузовские компьютерные сети типа Интранет, успешно реализуемые в технических вузах и классических университетах России. Адаптивные, развиваемые и расширяемые – они предоставляют возможность наиболее просто и эффективно организовать последовательную и поэтапную информатизацию образования; позволяют активизировать обучение; обеспечивают объективный мониторинг деятельности работников, профессорско-преподавательского состава и студентов вузов, эффективно использовать в учебном процессе машиночитаемые учебно-методические материалы.

Известно, что научно-интеллектуальный потенциал вузов положительно влияет на социальное, политическое, научное, интеллектуальное и культурное развитие окружающих их территорий. Информационная политика в регионах зачастую формируется на основе использования информационных, интеллектуальных, технических и других ресурсов университетов или иных ведущих местных вузов. В результате создается общее информационное пространство региона. Значительную помощь в реализации подобных проектов могут оказывать высшие учебные заведения культуры и искусств, расположенные практически во всех крупных регионах страны. Совместно с различными учреждениями культуры, они являются хранителями накопленного и не утраченного за многие годы социально-культурного потенциала страны. Более того, они возрождают старые, развивают и создают новые культурные традиции народа.

В вузах культуры и искусств созданию информационно-коммуникационных сред препятствует ряд трудностей. Одни из них связаны с недостаточной оснащенностью вузов современными техническими и программными средствами. Другие – основаны на преимущественно гуманитарном образовании профессорско-преподавательского состава вуза. Третьи – определяются недостаточным финансированием. Все они, как правило, не позволяют данным вузам самостоятельно формировать физическую основу внутренних информационных сетей и обеспечивать их постоянное высокопрофессиональное обслуживание. Затруднение создания и администрирования сетей Интранет способствует отставанию этих вузов в области внедрения новых информационных технологий (НИТ), а значит и разветвленных, объектно-ориенированных информационных ресурсов.

Отсутствие Интранет, при возможности генерации, сбора и хранения на отдельных компьютерах машиночитаемой информации социально-культурного профиля, не позволяет сделать полноценной и доступной широкому кругу пользователей формируемую ими информационную среду.

С учетом сказанного, наиболее эффективным решением данной проблемы представляется создание в этих вузах Интернет-сайтов. При поддержке фонда Сороса реализована программа создания Web-сайтов 33 крупнейших университетов России. Ряд других российских вузов самостоятельно выполняет подобные работы. Становится возможным организовать Web-сайты в вузах культуры и искусств. В МГУКИ Web-сайт начал функционировать в 1999 году. Его адрес: www.msuc.edu.ru.

Наличие Web-сайтов в различных высших учебных заведениях, позволяет создавать, например, тематические информационные “порталы”, которые с помощью Интернет легко объединить в общероссийскую виртуальную сеть вузов. При этом многие специалисты признают, что взаимодействие разнопрофильных вузов способствует взаимопроникновению знаний и технологий, а также решению задач, поставленных правительством перед высшей школой.

Такая корпоративная информационная квазисеть вузов (в том числе культуры и искусств) достаточно просто реализуется, при условии объединения имеющихся интеллектуальных ресурсов сотрудников и профессорско-преподавательского состава этих вузов и финансовой поддержки, например, руководством регионов. Значительную помощь по внедрению НИТ в некоторые вузы могли бы оказать университеты, успешно работающие в подобных направлениях.

Определенный вклад в информатизацию образования, широкое развитие информационно-коммуникационных вузовских систем вносит сформировавшаяся в высшей школе тенденция создания в субъектах Федерации филиалов крупных вузов. Подобное направление не только способствует подготовке высокопрофессиональных специалистов на местах, но и содействует развитию квазисети вузов России, расширяя ее границы и, одновременно, совершенствуя создаваемые системы дистанционного обучения.

Сказанное несомненно является важным элементом информатизации общества. Успешное решение вузами данных задач позволит им реально осуществлять информатизацию образования: совершенствовать способы и методы обучения, проводить совместные телеконференции и практические виртуальные научные исследования в различных областях науки и техники, осуществлять дистанционное обучение и т.п. Этим же задачам может послужить использование Web-сайтов на международном уровне для обмена информацией в различных областях знаний и организации дистанционного обучения на основе использования накопленного различными научными школами опыта в области информатизации образования.

Информационная квазисеть вузов России не панацея, не решение всех возможных проблем, связанных с процессом информатизации общества. Однако она успешно может использоваться как база по реализации государственной и региональной политики в данной области, для совершенствования высшего образования, формирования высококвалифицированных специалистов на основе использования самых современных информационных технологий.

Hosted by uCoz