ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ЦИКЛА
Современное общество характеризуется многосторонним и многоаспектным распространением информации, которая представляет различные формы (текстовая, звуковая, видео, графическая, другая и, наконец, виртуальная). Такое свойство информации можно определить как инфомедиа, т.е. среда, способствующая распространению различных видов информации. При этом под “виртуальной” формой понимается инфраструктура транспортировки информационных продуктов от некоторого объекта к множеству потребителей. Некоторые специалисты (Хохлова Ю.С. ,РГБ) утверждают, что традиционное обслуживание информацией пользователей сменяется “парадигмой информационной супермагистрали”, что подтверждает сделанные нами выше выводы и это, несомненно, вызывает потребность изменения и совершенствования практически всех традиционных форм работы с читателем, пользователем информации для организации электронных информационных услуг, обеспечения массового информационного обслуживания с помощью средств телекоммуникации.
Рассматривая это явление можно определенно утверждать, что его составной частью являются также специальные технические и программные средства
преобразования и передачи различных видов информации практически на любые расстояния – технические средства коммуникации. Если различные виды информации в большей степени относятся к гуманитарным наукам, то средства коммуникации – к техническим. Пути названных видов наук тесно переплетаются, дополняя друг друга и совершенствуя методы и способы создания, передачи и хранения информации. Однако единого, скоординированного подхода не существует. Более того, продолжает иметь место некоторый, сложившийся ранее, антагонизм между их представителями. В то же время пути этих наук все более пересекаются, что способствует созданию нового направления в науке, образуемого на основе их взаимопроникновения и взаимообогащения, способствующего более полному удовлетворению потребности общества во всех видах необходимой информации. Этому должна способствовать реализация 1995–1998 гг. Федеральной программы создания национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы.Несомненно, создание таких институтов позволит совершенствовать практически все виды и формы социальных отношений, информационную культуру общества в целом и каждой отдельной личности, в частности, что будет способствовать принятию членами этого общества сбалансированных, всесторонне обоснованных, грамотных решений. Инновационные процессы все больше проникают и в систему образования, приоритет в большей степени отдается тем из них, которые связаны с информацией. В названной выше Федеральной программе предусматривается развитие приоритетных научных направлений и высшей школы, способствующих созданию и использованию инфраструктур.
Известно, что информацию нужно создавать, передавать, обрабатывать и хранить, кроме того, информацией нужно уметь управлять, а также принимать на ее основе своевременные и эффективные решения. Совершенно очевидно, что новое направление должно состоять из комплекса дисциплин информационно-коммуникационного цикла, активно использующих современные достижения науки и техники. Полагаем, предтечей их создания должно стать широкомасштабное внедрение в учебных заведениях страны курсов, способных наиболее полно охватить эту сферу. Среди них можно предложить следующие: “Социальные коммуникации”, “Информационная культура личности”, “Сетевые и мультимедийные технологии”, “Средства и способы защиты информации”, “Электронные издания”, “Основы компьютерной культуры” и др. Разработка подобных учебных дисциплин ведется во многих вузах страны, в том числе и вузах культуры. В Московском государственном университете культуры по некоторым из названных дисциплин ведутся учебные занятия, другие находятся в стадии отработки. Таким образом, осуществляется формирование набора учебных курсов, позволяющих охватить круг проблем, связанных с функционированием информации в социальной среде на основе широкого использования коммуникаций и экранных технологий.
Накапливаемый практический опыт позволит не только совершенствовать преподавание на основе использования современных методов и технологий обучения, но и будет содействовать созданию нового направления, способного наиболее полно удовлетворять лавинообразно растущие потребности общества в информации, а значит и более гармоничному его развитию.
Сегодняшние студенты
– это поколение, которое сможет наиболее полно реализовать себя в условиях демократического общества, открывающего широкие возможности молодежи самостоятельно вершить свои судьбы и судьбы страны. Их знания, умения и навыки будут направлены не на бессмысленное уничтожение, а на хорошо продуманное созидание. Базис информационно-коммуникационных наук обеспечит им возможность получения престижной, интересной и важной для общества работы. Сегодняшние студенты завтра станут проводниками этих идей и технологий, которые помогут социуму подняться на качественно более высокий уровень развития вообще и информатизации, в частности.