ИНФОРМАТИКА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Содержание предмета “Информатика” на протяжении нескольких десятилетий вызывает дискуссии как в средней, так и в высшей школе. Это связано с многообразием ее значений и областей применения. Еще больше затруднил понимание данной проблемы выпуск комплекта учебных пособий под названием “Основная информатика” и “Специальная информатика”.
В средней школе практически сформировалось мнение, что в процессе изучения курса “Информатика” обучаемый должен получить базовые знания и навыки, необходимые для подготовки пользователя компьютера (основные модули ЭВМ, принципы работы на компьютере с общераспространенными компьютерными средствами, операционными системами, прикладными программами, один из языков программирования, как правило, Basic).
В вузах дело обстоит гораздо сложнее. Содержание курса во многом зависит, во-первых, от типа учебного заведения (технический, гуманитарный); во-вторых, требований государственных и мировых стандартов на образование; в-третьих, наличия других, связанных с ним учебных дисциплин. Наконец, важным аспектов являются специальность, специализация и квалификация будущего специалиста, например, программист, преподаватель информатики, менеджер, информатик, библиотекарь-библиограф и др. Эти обстоятельства влияют на тематическое наполнение учебной дисциплины “Математика и информатика” (см. государственный стандарт на высшее образование в РФ).
Решение такого рода проблем особенно затруднительно в гуманитарных вузах. Например, на специальностях библиотечно-информационного цикла явно прослеживается отсутствие потребности обучения студентов какому-либо языку программирования. Однако умение алгоритмизировать является весьма важным аспектом обучения практически любого высококвалифицированного специалиста, так как подобные навыки помогают ему своевременно и правильно принимать необходимые управленческие решения.
Математические знания для будущих специалистов названного профиля могут быть связаны с изучением основ теории вероятностей, логики, математической статистики, библиометрии и входить в состав отдельного курса “Математика”, как части учебной дисциплины “Математика и информатика”.
До настоящего времени для высшей школы актуальной является проблема обучения студентов основам компьютерной грамотности.
Все сказанное вызывает потребность включения в учебные планы библиотечно-информационных специальностей таких курсов, как: “Компьютерный практикум”, “Информатика”, “Математика”, “Вычислительная техника и программирование” и др. Однако различные вузы по-разному понимают содержание упомянутых учебных дисциплин. Расхождения во мнениях по этому вопросу иногда наблюдаются даже у преподавателей одной и той же кафедры.
Вследствие этого возникают ситуации, при которых: в значительной степени дублируются учебные дисциплины; студенты не получают необходимых знаний, умений и навыков, а преподаватели порой ведут малоэффективные дискуссии. А между тем в вузах культуры и искусства накопился значительный опыт преподавания подобных дисциплин, на основе которого можно предложить:
Дисциплина “Вычислительная техника”, на наш взгляд, представляет собой компьютерный практикум, в который входит изучение прикладных программ, наиболее важных для будущей профессиональной деятельности выпускников.
Таким образом, курс “Информатика” представляется как сугубо теоретический, вводный курс, позволяющий обучаемым получить: теоретические знания в области ввода, хранения, кодирования, организации и передачи информации; представление об информации и информатике (как науке); языках программирования, алгоритмах, информационно-поисковых языках и СУБД; базах и банках данных; современных информационных технологиях и возможностях применения компьютерной техники в областях будущей деятельности, а также понимания основных принципов решения задач на ЭВМ.