ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В МГУК

Все большее значение приобретают в мире информационные ресурсы. Новые виды, формы и типы информации, способы ее обработки и хранения требуют и совершенно новых, не традиционных подходов. Используя традиционные методы обучения , невозможно за короткий срок подготовить высококвалифицированных специалистов в этой области. Кроме того, в нашей стране только начинают появляться учебно-методические пособия, позволяющие успешно осваивать эту область знаний. Интенсивные методы обучения требуют не менее интенсивных способов их контроля, организация которых невозможна без использования современных компьютерных технологий.

За рубежом используется балльная система, позволяющая наиболее полно дифференцировать знания студентов практически по любым учебным дисциплинам в широком диапазоне оценок (от 20 до 500 и более баллов). У нас она используется в отдельных, главным образом технических, вузах. При очевидных достоинствах такой системы имеются и различные субъективные и объективные причины, сдерживающие ее массовое распространение в нашей стране. Так, например, в числе объективных причин можно назвать плохую оснащенность большинства вузов, особенно гуманитарных, специальными компьютерными программными и техническими средствами, отсутствие необходимого финансирования на приобретение, адаптацию и поддержку их в постоянной готовности, на осуществление научно-исследовательских работ и т.п. Среди субъективных причин приходится отметить инерционность мышления и действий некоторых преподавателей, полагающих что их одного взгляда на студента и ответа последнего на несколько вопросов вполне достаточно для однозначного решения этим преподавателем какую оценку необходимо поставить данному студенту за его знания предмета. Да и отметка лежит в диапазоне всего лишь трех баллов (отлично, хорошо и удовлетворительно).

Однако все больше преподавателей высших учебных заведений склоняются к пониманию необходимости использования новых компьютерных технологий в обучении и создания на их основе современных систем обучения и контроля. Более того, никакие компьютерные технические и программные средства не заменяют и, тем более, не отторгают педагога от студента. Наоборот, они высвобождают время преподавателя от проведения различных рутинных операций, а значит у педагога появляется возможность уделить больше внимания индивидуальной работе со студентами. В этом случае возникает прекрасная возможность лучше узнать каждого отдельного студента, выявить его способности и наклонности, направить его учебную деятельность на более глубокое освоение учебных дисциплин.

Известно, что завершающим этапом обучения является контроль. Очевидно, что наиболее эффективным методом совершенствования учебно-методической работы в вузе при освоении новых технологий может стать использование в первую очередь именно этого этапа. При этом, созданные в процессе его реализации приемы и методы могут успешно применяться на всех других этапах образования. Кроме того, практически любая система контроля, организованная должным образом, включает в себя и различные элементы обучения, а также представляет студентам возможность самоконтроля своих знаний по конкретной учебной дисциплине.

В Московском государственном университете культуры в 1 семестре 1994–95 учебного года была разработана система контроля знаний студентов по курсу “Информационное свертывание”. При создании компьютерных тестов по названному курсу использовались в большей степени традиционные подходы, применяемые на обычных экзаменах. В зимнюю экзаменационную сессию тесты были опробованы и показали свою высокую эффективность. Студенту вместо трех вопросов в экзаменационном в экзаменационном билете, предлагалось ответить на 46 достаточно сложных заданий. Все контрольные задания были сформированы на основе изучаемого курса и не являлись чем-то незнакомым для студентов. Хотя контролируемому предлагалось выбрать из четырех вариантов ответов единственно правильный, использование шпаргалок и подсказок не допускалось. Первоначально появившаяся настороженность студентов в процессе проведения компьютерного экзамена исчезла. Интерес, проявляемый к новому способу контроля, объективность этого метода, одинаковость условий проверки быстро расположили студентов к тестам и настроили их на деловой лад. Некоторые первые ошибки и недоразумения, естественно возникающие при апробации любого нового метода, легко снимались находившимися рядом преподавателями.

По окончании тестирования на экране компьютера визуализировались полученные результаты в виде традиционной отметки и балльной оценки, состоящей из суммы баллов за каждое задание теста. Максимально контролируемый мог получить 184 балла. Диапазон оценок студентов составил от 96 до 179 баллов, что в абсолютных значениях данного интервала равно 83 (при традиционных оценках знаний интервал равен трем). Это ли не прекрасный показатель индивидуальных знаний студентами учебной дисциплины?! Преподаватель, получив компьютерные оценки знаний студентами учебного курса, осуществлял контрольный опрос по ключевым вопросам дисциплины. В результате сравнения оказалось, что полученные компьютерные данные высоко коррелированны со знаниями студентов по контролируемой дисциплине.

Мы глубоко убеждены, что такие системы контроля повышают качество обучения. С их помощью возможно более быстро и эффективно осваивать как новые учебные предметы, так и современные технические средства. Они помогают выявлять умение студентов логически мыслить и позволяют более точно определить уровень знаний каждого студента, своевременно скорректировать имеющиеся недостатки, а значит способствуют выпуску специалистов более высокой квалификации.

Hosted by uCoz