Алешин Леонид Ильич
кандидат педагогических наук,
зав. кафедрой компьтеризации и коммуникации МГУК
Инфомедиа в вузе культуры -
условие подготовки полноценых информационных специалистов
Культура любого общества формируется на основе синтеза культур ее личностей. Культура каждой страны содержит в себе основные особенности и традиции народов, ее населяющих. Это тривиально. Однако также очевидно, что в мире происходит взаимное проникновение культур. Цивилизация развивается на протяжении столетий под воздействием как культурного, так и иного обмена информацией, которая в каждый исторический момент времени в каждом социуме имеет некоторое количество и качество - соответствующую среду. Новые поколения, получая многоаспектную информацию, в процессе эволюции
становятся более технически и духовно развитыми.Известно, что потоки информации, особенно благодаря современным средствам ее передачи, постоянно возрастают. В них, как в море, возможно и утонуть. Более того, ясно, что не только далеко не вся информация нужна каждому отдельному индивиду, но в мире распространяется достаточно большое количество просто вредной и опасной информации. Основной целью человека в этом случае является оперативное получение именно тех сведений, которые ему наиболее необходимы в данный момент времени, что означает извлечение релевантной информации (подмножества) из ее совокупности.
Техническое решение этой задачи в общем случае лежит на стыке двух наук - информатики и связи. Современные средства связи и компьютерная техника позволяют организовать и направить информационные потоки в требуемом направлении, доводя, таким образом, нужные сведения до любого индивида. На основе таких коммуникативных информационных массивов практически каждому человеку может быть обеспечен доступ к разнообразной информации (аудио-, видео- и др. информации) и тем самым созданы условия для его наиболее полного духовного развития.
Несмотря на весьма сложную траекторию развития нашего общества, именно всеобщий научно-технический прогресс до настоящего времени не позволил России скатиться на задворки цивилизации. Этому есть много свидетельств. Так, например, успешно развивающиеся глобальные вычислительные сети, использующие различные средства связи и словно паутина окутывающие широкие просторы отечества, предоставляют нам все большие разнообразные документные ресурсы. Организуемая из этих запасов информационная среда (инфомедиа) вызывает потребность создания сети специальных учреждений, а значит и высококвалифицированных специалистов, способных оперативно и качественно снабжать потребителей нужной им информацией. Важным фактором успешного функционирования данной среды является формирование такого класса специалистов, которые способны выполнять функцию посредника между потоками информации и личностью для оптимального удовлетворения ее потребностей и, одновременно, избавления человечества от некачественной и бездуховной информации.
Следовательно, настало время в нашей стране ввести в высших учебных заведениях культуры специальности и специализации, которые позволяют обучать таких специалистов. Приобретая в процессе обучения знания, умения и навыки работы с современной инфомедиа, непосредственно работая в различных компьютерных информационных средах, обучающиеся одновременно с освоением широкого спектра дисциплин, изучаемых в отечественных гуманитарных вузах, получат такой положительный импульс, который, несомненно, будет способствовать их духовному развитию, а в дальнейшем - духовному развитию общества. Ибо у выпускника такого вуза образуется новый стиль мышления. Он становится способным не только квалифицированно работать среди информационных коммуникаций, но и проводником культуры среди множества пользователей разнообразной информации, например, при организации и проведении телеконференций и др.
Полученные студентами в вузе культуры знания, умения и навыки в области культуры позволят наиболее целенаправленно использовать имеющуюся в инфомедиа аудио-, видео-, текстовую и др. высоко художественную информацию, входящую в сокровищницу мирового культурного наследия, для их самосовершенствования, их духовного развития как личностей, а значит и общества в целом.