ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Анализ освоения иностранными студентами компьютерной техники и технологии в Московском государственном университете культуры выявил две основные проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе обучения:

1) трудности лингвистического характера, связанные с изучением русского языка и усвоением учебных дисциплин в том же темпе, что и русскоязычные студенты;

2) практически полное отсутствие знаний и навыков основ компьютерной грамотности.

Иностранные студенты в нашем университете обучаются не в специальных, а в обычных учебных группах, где большинство составляют студенты, хорошо владеющие русским языком. В связи с этим обычно на первом курсе особенно заметны их затруднения в понимании русского языка и русскоязычных текстов при проведении различных занятий (лекций, семинаров и др.). Включение иностранных студентов в обычные группы, с одной стороны, создает им дополнительные трудности, с другой, позволяет им быстрее адаптироваться к соответствующей среде и методом “погружения” эффективней изучать русский язык. Кроме того, сложности в освоении языка порой компенсируются волевыми качествами иностранных студентов, направленными на получение максимума знаний в процессе обучения в вузе. Это обстоятельство в значительной степени объясняется тем, что получение хорошей работы на родине по окончании обучения за границей связано с прохождением специального тестирования, где по балльной системе (несколько сотен баллов) определяется возможность получения ими работы вообще и престижной в частности.

Трудности освоения русского языка все же в большинстве своем затрудняют полноценное восприятие иностранными студентами учебного материала, особенно вербального. Так, иногда в их конспектах русские слова (как правило, сокращенные) перемежаются с англоязычными.

Каковы же методы и способы преодоления языкового барьера для полноценного обучения иностранных студентов в вузах России?

Многие из них известны и широко практикуются в отечественных высших учебных заведениях. Они хорошо известны. Можно ли применить некоторые нетривиальные способы повышения эффективности и одновременно комфортности обучения иностранных студентов? Полагаем, что значительным подспорьем в решении данной проблемы будет создание в вузе учебно-методических материалов изучаемых курсов на английском языке в форме аудио-, видеозаписей и компьютерных файлов. Такие материалы могут иметь разноплановое использование: для непосредственного и дистанционного обучения иностранных студентов; изучения учебных материалов всеми желающими, владеющими английским языком; повышения эффективности освоения английского языка в рамках выбранной специальности российскими студентами и т.д. Более того, российские и иностранные студенты вместе с преподавателями вуза могут активно участвовать в студенческой научно-исследовательской работе по созданию таких учебно-методических материалов. Однако активное использование таких материалов возможно в вузе не только при их наличии, но и при условии обеспечения студентов и преподавателей необходимыми техническими средствами. С этой целью целесообразно создавать в учебных аудиториях специальные классы для группового и отдельные кабины (они могут быть установлены и в общежитиях) для индивидуального освоения учебных курсов с помощью технических средств (плейеров, магнитофонов, видеоплейеров, видеомагнитофонов, телевизоров и компьютеров).

Hosted by uCoz