МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ и ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра информационных систем
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИУчебное пособие
Москва 2008
Составитель: к.п.н., доцент Л.И. Алешин
© Московская финансово-промышленная академия, 2008
|
Введение
Информационные технологии во всём мире всё чаще становятся средствами, используемые человечеством для расширения и развития своих способностей.
Следует заметить: существительное “технология”, выражающее существо данного учебного предмета, ныне столь часто употребляется, что оно практически превратилось в прилагательное, в большей степени связанное с различными предметными областями и средствами. При этом технология – это всегда метод или способ выполнением определённых операций и процессов, связанных с изменением качества или первоначального состояния материала, объекта и т.п. Так например, технология материального производства подразумевает процесс, заключающийся в изготовлении, обработке, изменении состояния, свойств и формы сырья или материала.
Особенностью информационных технологий (ИТ) является то, что они связаны с одним или несколькими информационными процессами: создания, получения (сбора), хранения, обработки, передачи и распространения информации.
Кроме того, они не могут рассматриваться изолированно, вне материальной сферы. Информация является неотъемлемой и, часто, определяющей компонентой практически всех материальных процессов, инициируемых человеком или в которых он участвует. Такое соотношение материальной и информационной составляющих определяет эффективность использования информационных технологий, включающих вычислительную компьютерную технику, телекоммуникации, программное и информационное обеспечение, проявляющихся и оцениваемых только в сфере материального производства.
Сбор данных (информации) представляет процесс регистрации, фиксации, записи данных о событиях, объектах (реальных и абстрактных), связях, признаках и соответствующих действиях. Более сложным является понятие “сбор информации” – это процесс отбора из различных источников данных, необходимых для решения целевой задачи основной деятельности, их идентификации и представления в форме, необходимой для ввода в ЭВМ, последующего поиска и функциональной обработки.
Обработка данных включает взаимосвязанные операции поиска, выборки, сортировки, слияния, проведения расчётов и т. д. Она представляет процесс управления данными, по возможности без учёта смысла, заложенного в эти данные.
Обработка информации представляет процессы переработки данных, реализующие содержательное (функциональное) преобразование информации какого-либо определённого типа (текстовой, цифровой, графической и др.). Причём, зачастую тип данных (как форма существования информации) определяется характером содержания, т. е., обработка информации – это преобразование данных с учётом их содержания.
Хотя информационные технологии в значительной степени ориентированы на решение индустриальных задач, их следует рассматривать не только как инструмент, умножающий возможности человека, но в концептуальном плане, как методологическую платформу, обладающую универсальными парадигмами, моделями, методами, языками для представления, формализации, моделирования, систематизации, обработки прикладных знаний.
Другая важная особенность ИТ предопределена естественным, особенно для больших систем, требованием надёжности и устойчивости их функционирования и развития, а также возможности интеллектуального (человеческого) контроля в условиях большой сложности. Это означает, что сфера информационных технологий распространяется практически на все этапы жизненного цикла различных продуктов и услуг.
Третья особенность – это непосредственное или опосредованное участие человека в технологических процессах. Любой автоматизированный и даже автоматический процесс связан с необходимостью представления (или получения) информации в форме, удобной для человека.
Современные индивиды должны знать возможности применения ИТ в повседневной жизни, а значит и основы информатики с тем, чтобы успешно использовать свои знания при решении личностных и производственных задач.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятийный аппарат информационных процессов и технологий
Тема 1.1. Информационные процессы и технологии
Понятия информационного процесса, технологии и системы. Свойства и особенности ИТ. Технологизация социального пространства.
Тема 1.2. Эволюция информационных технологий
Эволюция информационных технологий; их роль в развитии экономики и общества. Использование ИТ в различных предметных областях.
Тема 1.3. Классификация информационных технологий.
Понятие платформы. Глобальная, базовая и конкретные ИТ. Структура базовой ИТ. Предметная технология. Обеспечивающие и функциональные ИТ. Понятие распределенной функциональной ИТ. Объектно-ориентированные ИТ.
Глава 2. Организация и основные виды информационных технологий и процессов
Тема 2.1. Системный подход к организации информационных процессов
Сущность системного подхода. Жизненный цикл информационных продуктов, услуг и информационных технологий.
Тема 2.2. Информационные технологии конечного пользователя
Пользовательский интерфейс и его виды. Стандарты пользовательского интерфейса ИТ. Критерии оценки ИТ.
Тема 2.3. Технологии обработки и передачи данных
Обработка текстовой и числовой информации. Обработка графической информации. Графическое изображение технологического процесса, меню, схемы данных. ИТ передачи данных и распространения информации.
Тема 2.4. Технологии хранения данных
Технология накопления данных. Программно-технические средства хранения данных. Информационные хранилища.
Тема 2.5. Технологии автоматизации информационных процессов
Автоматизация информационного процесса – АИС. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя, АРМ. Электронный офис. ИТ-стратегии и структуры.
Глава 3. Сетевые информационные технологии и услуги
Тема 3.1. Сетевые информационные технологии
Технические средства передачи информации. Телекоммуникации и связь. Сетевые ИТ. Технологии открытых систем.
Тема 3.2. Сервисы, услуги и информационные ресурсы Интернета
Сервисы и услуги Интернета. Информационные ресурсы Интернета и поиск информации в нем. Технологии и системы групповой работы: электронная почта, телеконференции, доска объявлений, форум, теле- и видеоконференции.
Тема 3.3. Гипертекстовые и мультимедийные ИТ.
Гипертекстовые ИТ. Использование гипертекстовых информационных технологий на примере ПП “Консультант+”. Мультимедийные технологии.
Тема 3.4. Геоинформационные технологии
Геоинформационные системы и природно-климатический мониторинг Земли с помощью корпоративных и международных космических средств информатизации.
Тема 3.5. Технологии организации корпоративных информационных систем.
Корпоративные ИС. Технологии электронного документооборота.
Глава 4. Интегрированные и перспективные информационные технологии
Тема 4.1. Интеграция информационных технологий
Распределенные системы обработки данных. Технологии “клиент-сервер”.
Тема 4.2. Перспективные информационные технологии
Интеллектуальные ИТ. Модели, методы и средства реализации перспективных ИТ. Технологии поддержки принятия решений. Технология оперативной обработки транзакции (ОLТР–технология). Оперативная аналитическая обработка (OLAP-технология). Многомерные схемы.
Глава 5. Информационные технологии, обеспечивающие эффективность и безопасность работ
Тема 5.1. Информационные технологии копирования и тиражирования информации
Технические средства и методы копирования и тиражирования информации – копировально-множительная техника. Оргтехника и полиграфическое оборудование. Оперативная полиграфия. Средства обработки документов.
Тема 5.2. Технологии безопасности и защиты информации
Безопасность программно-технических средств и информационных ресурсов. Технологии защиты данных.
Тема 5.3. Эргономика