ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК НОВАЯ ФОРМА АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ
Совершенно очевидно, что новая парадигма обучения «Учиться самостоятельно учиться» потребовала применения новых форм обучения. Традиционно во многих вузах и поныне лекционные занятия ведутся под запись материалов, предоставляемых студентам преподавателем. При этом не столь важно как это осуществляется: под диктовку или с использованием таких технических средств обучения, как компьютер и проектор.
Несомненно, второй вариант гораздо лучше во всех отношениях и он всё чаще используется в высшей школе. С педагогической точки зрения наглядные материалы лучше усваиваются обучаемыми, и преподаватель может применить широкий спектр таковых, например, графические статические и динамические изображения, тексты, формулы и др. При этом не следует забывать, что на слух обучаемый может неверно воспринять какие-либо слова и т.д.
Конечно, особенно при сокращённых формах обучения, важным фактором является дефицит времени, отводимого на аудиторные занятия. Поэтому всё чаще на освоение тех или иных дисциплин в вузах значительное время отводится на самостоятельное изучение, что коррелируется и с названной парадигмой современного обучения в высшей школе.
В этом случае преподаватель всё чаще оказывается в роли консультанта и навигатора студентов в «море» изучаемых ими аспектов (дидактических единиц) соответствующих учебных дисциплин.
Однако реализация подобного варианта изучения дисциплин в вузе требует тщательной проработки и организации апробирования новых методов. Ныне специалисты в качестве одной из компонент проведения современных лекционных занятий без записи студентами представляемых им учебных материалов предлагают использовать так называемые «интерактивные занятия».
В качестве примера приведём возможный сценарий его проведения с учётом предполагаемых периодов времени на каждую составляющую (на каждый этап) занятия. В рамках изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и ВС» рассматривается тема: «Классификация ЭВМ и ВС».
Первоначально определяется цель занятия и не менее двух рассматриваемых с этой целью задач. Например, цель можно определить, как формирование у студентов умения самостоятельно определять и систематизировать данные о характеристиках компьютеров, применяемых в различных областях деятельности.
В качестве задач предлагается:
1) выявить известные типы компьютеров, систематизировать их исходя из различных типов и назначений компьютеров;
2) определить основные компоненты компьютеров и их взаимосвязь (архитектура компьютера), а так же их характеристики.
Этапы решения задачи №1.
Первоначально преподаватель сообщает порядок работы и рассматриваемые на занятии задачи. На это можно отвести 2-3 минуты.
Затем он переходит непосредственно решению первой задачи, выполняемой, например, следующим образом (в таблице перечислены этапы решения задачи, действия преподавателя и студентов, а также затрачиваемое на них время, например, 60 мин на решение одной задачи):
Преподаватель | Студенты | Время, мин
Предлагает студентам назвать известные им типы ПК
| Называют
| 3-5
| Записывает их на доске и предлагает студентам систематизировать ПК по типам
| Предлагают
| 4-6
| Отмечает на доске. Затем с помощью РР отображает на экране известную схему классификации ПК
| Анализируют сходства и различия
| 5-7
| Рассказывает о новых ПК или неотражённых студентами, сопровождая рассказ их демонстрацией в РР
| Смотрят и слушают
| 5-9
| Объясняет другие виды систематизации компьютеров. Примеры сопровождает демонстрацией в РР
| Смотрят и слушают
| 7-10
| На доске или экране представляет основные характеристики ПК и таблицу, в которую можно их включать
| Смотрят и слушают
| 5-7
| Разбивает студентов на малые группы (2-5 чел.) или предлагает выполнять работу индивидуально. Озвучивает (выдаёт, представляет на экране) задания
| Студенты получают задания, заполняют таблицы и в конце занятия сдают их преподавателю
| 2-3 | 7-10 |
Этапы решения задачи №2.
Сначала преподаватель даёт историческую справку об архитектуре ЭВМ, сформированной Д. фон Нейманом и основных её компонентах, демонстрируя (например, в Power Point) архитектуры на экране с помощью проектора (2-3 мин).
Дальнейшие действия аналогично представленным в таблице.
В какой то мере получается, что лекция сочетается с семинарским занятием. Вероятно, что данный метод обучения может оказаться более эффективным, чем вариант обычной (классической) лекции.
В качестве предварительных и сопутствующих изучению материалов всё чаще предлагается использовать специальные веб-страницы на сайте вуза. Предварительно ознакомившись с целью, задачами, дидактическими единицами и необходимой литературой, студенты смогут максимально активно участвовать в подобных занятиях.
Несомненно, что реализация такого подхода потребует иной подготовки как студентов, так и преподавателей к проведению данных занятий. Легко заметить, что этот вариант требует активного включения студентов в изучение учебного материала (вовлечения их в учебный процесс) и позволяет более точно оценивать их знания, так как на одном занятии студенты выполняют несколько заданий. В результате повышается мотивация студентов, и они максимально эффективно осваивают изучаемые в вузе учебные дисциплины.